
— Да, Саша, у меня тоже в голове звучит эта песня. Каждый раз, когда я стою здесь, в Серпуховском художественном музее, перед полотном Василия Поленова «Старая мельница».
— Ох, хороша картина, Андрей! Дикие заросли по берегам водоёма. Лето в зените — зацвёл иван-чай. Раннее утро, всё тонет в тумане. В самом центре полотна — водяная мельница. Вот бы изображение стало интерактивным, чтобы посмотреть, как она работает!
— Включи воображение! Видишь — речушку перекрыли плотиной, создали перепад воды. Усиленное течение крутит вот эти гигантские колёса, они приводят в движение жернова. Зерно превращается в муку, которая хранится тут же, в амбарах.
— Принцип действия я хорошо представляю! Полюбоваться хочется! Никогда в жизни не видел водяную мельницу в работе. Почему-то кажется, что зрелище завораживающее.
— И не только зрелище! Константин Паустовский писал в рассказе «Ильинский омут»: «Сколько поэзии в этом сооружении! Шум падающей воды, скрип деревянного колеса, милые запахи смолы и хлеба...». Всё это ощущаешь, глядя на картину Василия Поленова.
— Где же художник запечатлел такую красоту?
— Он точно не указал. Мы можем только предполагать. Картина написана в 1880 году. В то время Поленов часто гостил в усадьбе Абрамцево, принадлежавшей меценату Савве Мамонтову.
— Художник ездил туда на пленэры?
— Да, к абрамцевскому периоду относится немало проникновенных работ живописца. Именно тогда сложилась особая творческая манера Поленова. Его стали называть родоначальником интимного пейзажа. Это такая подача материала, которая задевает сокровенные струны души.
— Когда, глядя на изображение, слышишь запахи и звуки?
— Да-да! И вспоминаешь поэтические строки, а то и сам сочиняешь стихи.
— И остро хочешь оказаться в том месте, что запечатлел художник! А в Абрамцево сохранилась мельница?
— Нет, Саша. Хотя в стародавние времена их немало было в тех местах. Это северо-восток Подмосковья, окрестности Троице-Сергиевой лавры. Монахи ещё в 14-м веке при князе Дмитрии Донском ставили колёса с жерновами на реке Воре. Но к середине двадцатого века мельниц практически не осталось.
— Ах, как жаль! Не удастся, значит, окунуться в атмосферу, что так проникновенно передал Василий Поленов!
— Всё не так безнадежно, Саша! Если хочешь полюбоваться водяной мельницей, давай съездим в Коломенское. В этнографическом комплексе воссоздали гидротехническое сооружение по старинному образцу.
— А где найти местечко, как на картине «Старая мельница»? Чтобы посидеть с удочкой в зарослях иван-чая, в тиши для души?
— Заповедных уголков немало в Подмосковье. Пусть там не будет водяной мельницы, но можно испытать те же чувства, что передал Василий Поленов в своём пейзаже. Когда сердце сладко замирает от нежных полутонов русской природы, от любви к родному краю.
— Пожалуй, это и есть главное. Как там, в песне? «Старая мельница, всё перемелется, только любовь никогда...»
Картину Василия Поленова «Старая мельница» можно увидеть в Серпуховском историко-художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема











