
На западной окраине Волгограда есть район под названием Старая Отрада. В конце восемнадцатого века эти земли принадлежали генералу Никите Бекетову. Он получил их в награду от императрицы Елизаветы Петровны за ратные подвиги. Очарованный красотой волжских просторов, военачальник назвал своё новое имение Отрадное. Выйдя в отставку, он поселился здесь, близ Царицына, — так в то время назывался Волгоград и построил в усадьбе церковь во имя своего небесного покровителя — преподобного Никиты.
Для возведения храма Бекетов специально поставил в поместье завод по производству кирпича. В проекте церкви были учтены личные пожелания помещика, поэтому здание получилось своеобразным. Кирпичное строение увенчал деревянный купол, и расположился он не в центре кровли, над трапезной, а с восточного края, над алтарём.
Свято-Никитский храм освятили в 1795 году. Хозяин имения Отрадное не дожил до этого момента. Жители селений, окружавших поместье, горячо молились об упокоении генерала. Крестьяне были благодарны Никите Бекетову за возможность посещать церковь вблизи от дома. Прежде им приходилось преодолевать пешком многие километры, чтобы поучаствовать в богослужении.
Община Никитской церкви оставалась сплочённой и крепкой на протяжении многих десятилетий. Прихожане дорожили храмом и заботились о нём. В середине девятнадцатого века старинное здание отреставрировали и перестроили. С северной и южной сторон у церкви появились дополнительные приделы, благодаря чему она стала крестообразной. То есть, приобрела тот вид, что сохранился до наших дней.
В безбожное советское время храм преподобного Никиты ненадолго закрывался — с 1940-го по 1943-й год. В разгар Великой Отечественной войны церковь вернули православным. Она чудом уцелела во время битвы за Сталинград — так назывался Волгоград в середине двадцатого века. 6 мая 1945 года на пасхальное богослужение здесь собрались сотни верующих, а ещё через три дня, в Светлую среду, под сводами Никитской церкви православные служили Богу благодарственный молебен о победе над фашистами.
Сегодня церковь преподобного Никиты — одна из старейших в Волгограде. Её община, как встарь, дружная и деятельная. При храме работает воскресная школа и кружок «Евангельские чтения». Прихожане помогают приюту для бездомных, навещают пациентов городского хосписа и ежедневно собираются на богослужения!
Все выпуски программы ПроСтранствия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 102 зач., IX, 18-33.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории исхода евреев из Египта есть очень непростой для понимания сюжет. Бог как будто бы издевается над фараоном, Бог прямо говорит, что Он собирается определённым образом воздействовать на фараона: «Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской» (Исх. 7:3). Фараон здесь выступает лишь как некий объект, как некая кукла, которая не способна ни к какому самостоятельному действию, и это поражает, ведь мы привыкли к мысли, что у человека есть свободная воля, и Бог хранит эту свободу. Конечно, у слов книги Исход есть масса толкований, которые объясняют, что дело не в Боге, а в самом фараоне, а слова — это лишь некоторая метафора. Однако вот что любопытно: апостол Павел в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 9-й главы Послания к Римлянам ссылается на историю фараона как на некую норму, и делает этой истории весьма неожиданные выводы. Давайте послушаем этот отрывок и попытаемся понять мысль святого апостола.
Глава 9.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Только что прозвучавший отрывок апостольского послания начался с фразы, которая по своей сути является продолжением рассказа, начатого ещё Моисеем в книге Исход: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18). Эта краткая фраза описывает историю становления избранного Богом народа, ведь избрание Авраама и потомков его внука Иакова не было обусловлено какими бы то ни было внешними факторами, Авраам избран по одной простой причине: так захотел Бог. Да, конечно, можно попытаться порассуждать о достоинствах Авраама, однако все его достоинства проявили себя лишь после того, как на него обратил внимание Бог. Нечто подобное переживали и многие христиане: вот человек живёт совершенно обычной жизнью, у него нет ни малейшего интереса к Церкви, но в какой-то момент что-то меняется, откуда-то появляется интерес и тяготение к духовной жизни, сопротивляться им почти невозможно, и человек приходит ко Христу. В богословии выработан особый термин, который описывает происходящее с таким человеком — на него действует призывающая благодать Божия.
Но почему же она действует не на всех? Есть два возможных ответа, первый из их оправдывает Бога, но обвиняет человека, он утверждает, что благодать действует на всех, да не все на неё откликаются по причине глубокой внутренней испорченности или же по причине банального нежелания. Второй возможный ответ предлагает апостол Павел, и здесь уже человек не виноват, всё дело в Боге, Которого Павел уподобляет гончару, решающему, какую глину для какого сосуда использовать — одна глина идёт, скажем, на сосуд для молока, а другая — на сосуд для помоев. Может ли глина заявлять о своих правах? Конечно же, нет. Но разве можно глину сопоставлять с человеком?
Вообще, конечно, нельзя. Однако в контексте размышлений апостола Павла — вполне, ведь Павел хочет донести до своих адресатов из числа римских христиан-евреев довольно незатейливую мысль: происхождение не может быть незыблемым основанием для спасения во Христе. Еврей может спастись, а может и погибнуть, язычник может погибнуть, а может и спастись. И с первым, и со вторым происходит то же самое, что произошло в своё время с фараоном: Бог смотрит на сердце человека, и если сердце переполнено гордыней, то Богу не остаётся ничего иного, как отвернуться от такого человека, вернее же будет сказать, что гордыня отворачивает человека от Бога и только искреннее покаяние способно изменить эту плачевную ситуацию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Участвовать в акции «Лето добрых дел. Время помогать!»

Тамара Фёдоровна много лет трудилась учителем русского языка в одной из московских школ. А когда вышла на пенсию, стала заниматься с ребятишками при храме, в Воскресной школе. Через некоторое время она уехала в другую страну помогать дочери и внуку, которые оказались в сложной ситуации. Но и там Тамара Фёдоровна не оставила своего призвания. Бесплатно обучала детей русскому языку на православном приходе. Но вскоре ей пришлось вернуться в Москву. Выяснилось, что дальние родственники собираются лишить её единственного жилья. Завели судебную тяжбу. Чтобы оплатить услуги юриста, пенсионерка была вынуждена влезть в кредит. Так Тамара Фёдоровна оказалась в непростой финансовой ситуации. Денег не хватало даже на еду. К счастью, она узнала о Марфо-Мариинской обители. Здесь, в службе помощи «Работа со случаем», женщине бесплатно выдают продукты, лекарства и нужные вещи.
Благодаря Обители милосердия пожилые, немощные люди, семьи с детьми и все те, кто оказался в беде получают ощутимую помощь. У них появляются силы на то, чтобы жить и не отчаиваться.
Самой Марфо-Мариинской обители тоже важна поддержка. В частности, в летний период, когда человеческого участия и финансовой помощи особенно не хватает. Именно поэтому в эти дни Обитель проводит акцию «Лето добрых дел. Время помогать!». Чтобы привлечь внимание к делам милосердия и к людям, которые прямо сейчас нуждается в заботе и внимании.
Принять участие в акции просто: нужно перейти на сайт «Лето добрых дел», сделать любой благотворительный взнос или оформить регулярную подписку. Кроме этого, вы можете передать в Марфо-Мариинскую обитель продукты или помочь делами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский

Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел об известном российском флотоводце, адмирале Андрее Августовиче Эбергарде, который в период Первой Мировой войны командовал Российским Черноморским флотом.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час