
В этот день в 313 году византийский император Константин объявил свободу вероисповедания и повелел вернуть христианам конфискованную у них собственность.
О значении эдикта, названного историками Миланским — священник Августин Соколовски.
Если с точки зрения обычной светской перспективы Миланский эдикт был вещью в себе и просто-напросто изменил положение вещей в римском государстве, то для православного христианского сознания этот закон стал первым этапом на пути подлинного преображения всего прежде существовавшего.
Последующими этапами были Вселенский собор в Никее, восстановление Иерусалима и Воскресение Словущее — освящение храма Гроба Господня, —основание Константинополя, крещение самого Константина на смертном одре. Таким образом, всего получается пять вех, которые, подобно пяти чувствам человека, оживотворили ход вещей и продолжают делать это неисповедимыми и невидимыми путями до скончания века.
Следствия Миланского эдикта огромны. Их можно осмыслять очень долго, но, пожалуй, самое главное, отныне всякий гонитель христиан, утверждающий, что преследует Церковь Христову будто бы во имя прогресса и освобождения человечества, на самом деле вступает в противоречие с нормами всей великой греко-римской и евразийской цивилизации, на которой строится вся наша современность.
Все выпуски программы Актуальная тема
«Вера, ответственность, свобода». Владимир Миков

Гостем рубрики «Вера и дело» был предприниматель, эксперт по корпоративной культуре, обучению и развитию персонала Владимир Миков.
Разговор шел о соотношении веры, ответственности и свободы в жизни и в работе. Что помогает человеку раскрывать себя в профессии? Как совместить стремление к результату и уважение к другому? Почему настоящая корпоративная культура — это не про лозунги, а про правду, внимание и доверие?
Говорили о духовной зрелости в бизнесе и в семье: как научиться не перекладывать ответственность, уважать границы и расти изнутри. Как реагировать на унижение, не замыкаться в боли, а становиться крепче и мягче одновременно. И в чём разница между служением и желанием «переделать» другого.
Особое внимание — тому, как совмещать эффективность и христианские ценности: почему смысл важнее прибыли, а доброе дело требует мужества, воли и смирения. И как поддержка, честность и внутренний стержень помогают выстраивать живую и глубокую культуру — в компании, семье и сердце.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело
Псалом 100. Богослужебные чтения

Нам так хочется, чтобы всё соответствовало нашим планам. И, бывает, очень расстраиваемся, когда эти планы жизнь разрушает. Но не стоит унывать. В меняющихся обстоятельствах следует искать подсказку промысла Божия. Во всяком случае, так старался поступать царь и пророк Давид, о чём он пишет в псалме 100-м, что читается сегодня на богослужении. Давайте послушаем.
Псалом 100.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращённое будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Псалом 100-й, на первый взгляд, кажется очень радостным, даже оптимистичным произведением. Однако не всё обстоит так просто. На самом деле, 100-й псалом был сочинён царём Давидом при сложных обстоятельствах. А именно. Давид решил освятить столицу своего царства — Иерусалим — перенеся туда ковчег Завета. Ковчег представлял собой украшенный золотом ящик, внутри которого находились каменные скрижали с 10 заповедями, чаша с манной, которой питались евреи во время путешествия по Синайской пустыне, расцветший жезл первосвященника Аарона, брата пророка Моисея.
Ковчег Завета был главной святыней древнего Израиля. Давид всем сердцем желал перенести ковчег в Иерусалим и построить там храм. Но всё сложилось иначе. Во время переноса мужчина по имени Оза без должного благоговения коснулся ковчега и умер. Давид увидел в этом событии указание, что ни он сам, ни народ не готовы пока к тому, чтобы в Иерусалиме появился храм. И Давид пишет проникновенный, радостный и одновременно покаянный псалом.
В самом начале своего произведения он указывает, что будет прославлять и любовь, и суд Божий: «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь». И Давид решает наложить на себя обет чистоты, жить праведно, чтобы и себя, и подданных подготовить к строительству храма. Надо сказать, что плану царя так и не суждено было исполниться. Бог запретил ему впоследствии возводить святилище, потому что в течение жизни Давид много воевал и убивал противников собственноручно. Храм в результате построит сын Давида — мирный Соломон.
Но если бы Давид не принял на себя обет, этого бы не произошло. Он начал путь к желанной цели, а Соломон завершил начатое. О своём желании жить в мире с Богом и совестью Давид пишет проникновенно: «Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне». Царь понимает, что на нём лежит ответственность не только за личную жизнь, но и за поведение подчинённых. Потому Давид обещает Господу: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю». И дальше продолжает рассуждать о схожих вещах: «Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими».
Прозвучавший псалом, с одной стороны, учит нас необходимости иметь благое дерзновение — стремиться исполнить волю и правду Божию. С другой стороны, опыт Давида показывает, как важно помнить, что дело Господне способен творить только тот, кто чист сердцем и праведен не только на словах, но и подтверждает их вполне конкретными поступками.
Псалом 100. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 100. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 100. На струнах Псалтири
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: "когда ты придешь ко мне?" Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.