Царь Саул - один из самых заметных героев библейской истории. О нём рассказывают 1-я и 2-я Книги Царств Ветхого Завета. Учёные до сих пор не находят материальных доказательств его правления. После царей, как правило, остаются так называемые артефакты – монеты, печати, тексты указов. От времени царствования Саула практически никаких артефактов найдено не было. Но источником информации, поводом обратиться к древним событиям священной истории и представить их себе воочию могут не только археологическая находка или древний манускрипт, но и события новейшей истории. Вот о каком удивительном случае поведал в своих мемуарах офицер Британской армии, участник первой Мировой войны майор Вивиан Гилберт.
Мнение эксперта:
Шла Первая мировая война. На Синайско-Палестинском фронте британские войска под предводительством фельдмаршала Алленби готовили наступление на части Османской армии. В рамках этой операции командир одного из английских отрядов получил приказ взять деревню, расположенную на скалистой возвышенности в нескольких километрах от Иерусалима. Деревня называлась Михмас. Название это показалось командиру знакомым.
К сожалению, имя этого офицера история не сохранила, но мы можем предположить, что он был христианином и знал библейские тексты. Продумывая план операции, он решил обратиться к Священному Писанию и, полистав страницы, наконец, нашел тот отрывок, который искал. «Саул с сыном своим Ионафаном и людьми, находившимися при них, засели в Гиве Вениаминовой; филистимляне же стояли станом в Михмасе» – прочел он в 13-й главе 1-й Книги Царств. Дальше следовал рассказ о том, как Ионафан со своим оруженосцем прошел ночью между двух скал и незаметно проник на поле, где стоял филистимский отряд. «Была острая скала с одной стороны и острая скала с другой; имя одной Боцец, а имя другой Сене» - говорится в Первой книге царств. Филистимляне были застигнуты врасплох. После этого Саул атаковал врагов со всем своим войском и разгромил их.
Мнение эксперта:
Чем мог помочь этот библейский рассказ командиру отряда британской армии, продумывавшему тактику нападения на деревню Михмас в начале XX века? Командир предположил, что узкий проход между двумя скалами, о котором говорится в Библии, мог сохраниться до сих пор. Разведка, высланная им в деревню, действительно обнаружила две остроконечные скалы, а между ними узкий проход, который слабо охранялся турками. Это явно были скалы Боцец и Сене. За ними на поле расположился турецкий лагерь.
Получив информацию от разведчиков, командир изменил план нападения. Он решил не атаковать Михмас всем отрядом, а послал через ущелье под прикрытием темноты только одну роту. Солдаты бесшумно пробрались сквозь скалы и напали на противника. Турки проснулись и в панике бросились бежать. Они решили, что окружены. «Так, - заключает майор Гилберт, - спустя тысячи лет Британская армия успешно применила тактику Саула и Ионафана».
История, рассказанная майором Вивианом Гилбертом, обращает нас к сведениям, которые сообщает Библия о царе Сауле. Священное Писание рассказывает о нем как о бесстрашном человеке, храбром воине и хитроумном полководце. В XI веке до Рождества Христова угроза порабощения филистимлянами и аммонитянами поставила израильские племена перед необходимостью объединения под началом одного вождя. Пророк Самуил объявил царем Саула и тот прекрасно справился с ролью объединителя. Вскоре двенадцать израильских племен сплотились в одно государственное образование, получившее название Израиль. Освободительную войну Саул начал с нападения на аммонитян. Первые успехи в этой войне подняли его авторитет среди соплеменников и они окончательно признали его своим повелителем. Впоследствии Саул собрал большое войско из представителей всех израильских племен и начал упорную борьбу с филистимлянами — заклятыми врагами Израиля. Он освободил от филистимлян свой родной город Гиву и одержал над ними ряд побед в других местах, в том числе в селении Михмас. Мог ли предполагать древний библейский царь, что его хитроумный маневр спустя три тысячелетия будет успешно повторен командиром британской армии в борьбе с Османской империей!
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов