«Клевер ДНК» для учителей. Ольга Пирогова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Клевер ДНК» для учителей. Ольга Пирогова

Конкурс «Клевер ДНК» 2025 (07.06.2025)
Поделиться Поделиться

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.

Гостьей программы «Пайдейя» была директор учебно-методического отдела образовательного проекта «Клевер лаборатория» Ольга Пирогова.

Разговор шел о разных и наиболее интересных подходах к обучению и воспитанию детей, а также о конкурсе на лучшие разработки учителей в области духовно-нравственной культуры «Клевер ДНК» 2025 года.

Ведущая: Кира Лаврентьева


Кира Лаврентьева

— Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Кира Лаврентьева. В эфире программа «Пайдейя». Этим красивым словом древние греки называли целостный процесс образования и воспитания, о том, как образование может помочь человеку на пути к достижению идеала, раскрытие образа Божьего в себе мы будем сегодня говорить, и напомню, что эти беседы мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ, детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием. С радостью представляю вам нашу сегодняшнюю гостью, в студии светлого радио Ольга Пирогова, директор учебно-методического отдела образовательного проекта «Клевер Лаборатория». Здравствуйте, Ольга!

Ольга Пирогова

— Здравствуйте.

Кира Лаврентьева

— Дорогие друзья, давайте мы сразу спросим Ольгу про «Клевер». Мы часто говорим про «Клевер Лабораторию», у нас совместные проекты. Мы очень много занимаемся некоторым просвещением образовательным через вот эту программу в рамках программы «Пайдейя». И вот теперь, Ольга, хочется вас спросить вообще, чем занимается «Клевер»? Буквально тезисно напомним нашему уважаемому слушателю, и тогда уже перейдем к нашей центральной теме. А тема наша центральная сегодня, дорогие друзья, это конкурс «Клевер ДНК». Но к клеткам крови это не имеет никакого отношения, и что это такое, мы сегодня узнаем в течение этого часа.

Ольга Пирогова

— Спасибо большое. «Клевер Лаборатория» — это проект, который запущен был в 2021 году, и он является образовательным и просветительским в том числе, потому что помогает нашим педагогам, независимо от того, в каком образовательном учреждении они работают — детский сад, школа, колледж или высшее учебное заведение — помогать педагогам и родителям в том числе в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и особенно в сохранении и укреплении традиционных ценностей. Но зачастую, конечно, у современной школы сейчас нет возможности, нет времени уделять должное внимание именно духовно-нравственному воспитанию школьников, и это сказывается на общем уровне их культуры. Поэтому наш проект был запущен для того, чтобы педагогам оказывать вот такую помощь. У нас очень много направлений реализуются в рамках проекта. Это и курсы повышения квалификации по разным направлениям, это и разработка учебно-методических комплектов, которые помогут нашим педагогам в обучении наших детей, дошкольных учреждений, начальной школы особенно, потому что основной возраст, в котором мы на сегодняшний день работаем, это дети до 12 лет. Ну и, конечно, мы очень надеемся, что проект пойдет дальше, будет его развитие, и более подробно мы, конечно, будем говорить уже в будущем о подрастающем поколении в части работы с подростками, потому что это дети, которые тоже нуждаются в нашей помощи и поддержке.

Кира Лаврентьева

— Так, это очень интересно, у вас действительно очень много проектов не только для детей, но и для учителей, и об этом как раз мы сейчас будем говорить. Мы вспоминаем раз в году о некотором таком вот проекте «Кливера», таком вот дочернем проекте — конкурс «ДНК». Что это такое, как расшифровывается, для кого предназначен Ольга и какая его главная цель?

Ольга Пирогова

— Конкурс «Клевер ДНК» у нас предназначен для всего педагогического сообщества, в том числе для студентов высших учебных заведений, которые достигли возраста 18 лет. Сама аббревиатура ДНК расшифровывается как духовно-нравственная культура, поэтому те разработки, которые наши педагоги и студенты представляют на конкурс, конечно, должны иметь духовно-нравственную составляющую, в этом и есть цель нашего проекта, да, как я уже ранее сказала. Конкурс у нас достаточно молодой, в нем участвуют педагоги из разных регионов России, и в этом году к нам подключились два других государства, это Беларусь и Казахстан, чему мы очень рады, надеемся, что наше сотрудничество с этими государствами продолжится, и педагогов из их школ станет намного больше. Ну, сам по себе «Клевер ДНК» очень интересный. Он, конечно, помогает нашим педагогам поделиться своим опытом работы. Очень много интересных идей представляется на конкурсе. Это особенно актуально для наших педагогов, которые только-только закончили педагогические колледжи или педагогические университеты, пришли в школу и не знают, как правильно представить свои наработки, свои идеи. Не все руководители готовы принять, взять в работу, поэтому наш конкурс, там у нас даже есть подноминация, называется «Новая идея», где молодые педагоги могут представить свои идеи и поделиться своими идеями со своими единомышленниками, с коллегами, с родителями, потому что наш контент читают все, в том числе и дети, которые достигли возраста уже семи лет, потому что много-много нового интересного. Сам по себе конкурс у нас включает четыре подхода. Каждый подход имеет свои особенности, свои требования к разработке материалов. В любом случае, мы специально сделали такой широкий спектр для того, чтобы каждый педагог смог себя в этом конкурсе найти и реализовать.

Кира Лаврентьева

— Интересно, что разработки, я так понимаю, касаются все-таки духовно-нравственного развития?

Ольга Пирогова

— Они могут представить разработку по любому учебному предмету, но эта разработка должна иметь духовно-нравственную составляющую.

Кира Лаврентьева

— Так, а какие требования к разработке, чтобы просто понимать, что этот конкурс из себя представляет?

Ольга Пирогова

— Все зависит от того, в какой номинации и подноминации принимает участие учитель. В любом случае, когда мы встречаемся с педагогами и рассказываем о тех подноминациях, которые заявлены были в конкурсе, ориентируем, конечно, их на то, чтобы, во-первых, духовно-нравственный компонент присутствовал в материалах, чтобы, если они, например, разрабатывают сценарий уроков, чтобы они не были похожи на традиционные, то, что у нас прописано, допустим, в методических пособиях к учебникам, чтобы имели какую-то свою изюминку, какую-то инновацию, чтобы педагоги могли взять это в работу. Мы сейчас знаем, что наши современные школьники очень много времени проводят в гаджетах, потому что очень ярко и интересно представлена информация, и современному учителю в школе очень трудно заинтересовать ребенка на уроке. Они очень часто отвлекаются, выбегают из класса после звонка со словами «Ух, слава Богу, это закончилось». Вот поэтому наша команда, команда проекта «Клевер Лаборатория» старается, подбирает такие материалы, такие номинации, чтобы каждый учитель смог проявить себя, проявить свое творчество, потому что многие стесняются, об этом не говорят, но они все очень творческие, талантливые люди. Может быть, не у всех есть время себя как-то показать в этом свете, но мы стараемся это делать через конкурс. Это у нас удается. Очень много интересных проектов было представлено в предыдущие годы. Я надеюсь, что мы будем набирать обороты, двигаться вперёд, и в новом году у нас появятся ещё более новые номинации, более интересные, то, что будет представлять интерес всему педагогическому сообществу. Поэтому всё зависит от того, в какой подноминации участвует учитель. Нужно очень внимательно читать описание самой подноминации, потому что обязательно должна быть где-то пояснительная записка, где-то видеоролик, к которому тоже предъявляются свои требования, где-то комплекты программы, может быть, разработаны и реализованы, да, к программе у нас тоже свои требования предъявляются. Вот поэтому все прописано, мы об этом очень часто говорим, и я всегда, вот у нас прошли два вебинара по конкурсу, говорила педагогам, чтобы они не стеснялись задавать вопросы. Они этого боятся, потому что боятся показаться где-то глупыми, да, где-то невладеющими какой-то информацией. Я всегда говорю, не бойтесь задавать вопросы, получать на них ответы, потому что любой вопрос это как направление для роста и развития педагога самого. Вот поэтому вопросов по конкурсу поступает много. Конкурс стартовал у нас в марте месяце. Вот я знаю, что педагоги готовят свои разработки к размещению на странице конкурса к подаче заявки, но я их ориентирую, чтобы они не торопились. Если они хотят быть победителем или призером конкурса, то они должны не допустить ошибки, о которых мы постоянно говорим на наших встречах. То, что как раз им и мешает. Спешка, невнимательность и какой-то несобранный в полном объеме комплект.

Кира Лаврентьева

— Это интересно! Это интересно, то есть нужно создать некую альтернативу вот этому заманчивому миру гаджетов, интернета, и искусственного интеллекта уже теперь так смело появившегося в нашей жизни, в жизни наших детей. Ольга, ну вот интересно, что вы думаете на этот счёт? Возможно ли это действительно? Вот вы смотрите разработки учителей, вы смотрите то, что они приносят на этот конкурс, их идеи, их мысли. Постоянно с ними взаимодействуете. Вот по вашим наблюдениям, возможно ли действительно сделать образовательный процесс в школе реально вот такой вот достойной альтернативой телефончику, грубо говоря? Я это спрашиваю прямо с трясущимся голосом, потому что для меня это очень важный вопрос. Я детей вырываю из этого интернетного мира, и поэтому, конечно, это огромная проблема. И говорить о ней нужно, и как-то ограничивать тот самый интернет тоже нужно, но это отдельный разговор. А вот мы с вами пока про конкурс. Конечно, мне хочется спросить, действительно, есть ли какие-то классные, прекрасные, здоровые идеи, которые могли бы составить достойную альтернативу гаджетам?

Ольга Пирогова

— Есть, и, к счастью, это наблюдается из года в год и чаще встречается среди наших учителей, потому что у нас есть такое в практике, победители конкурса «Клевер ДНК» у нас становятся авторами-разработчиками, то есть они сами прошли путь подготовки к конкурсу, на себе опробировали те материалы, которые они разработали сами, или то, что они увидели из работ победителей-призеров прошлых лет, взяли это в работу и теперь используют в плане разработки материалов уже для учителей и для детей. То есть они стараются реализовать все то, что у них было, что они держали в голове все свои идеи, все свои подходы, потому что, например, у нас есть очень интересная подноминация, которая называется «Инфографика». И, к сожалению, не всегда учителя этот прием могут использовать. А это очень здорово, когда учитель сам составляет изображение с текстом и вместо телефона кладет детям на парту для того, чтобы они могли с этим поработать. Не всегда они с этим встречаются. Чаще всего учителя используют всё-таки традиционную систему, когда есть тема урока, есть цель, которую они преследуют. Они детям начитали материал, не всегда следят за тем, чтобы в течение урока, в ходе урока была смена видов деятельности. Это очень важно, особенно для детей начальной школы, чтобы они не уставали. И, конечно, в старшей школе это тоже стоит поддерживать, потому что дети утомляются, они быстро устают. Если они где-то участвуют в каких-то конкурсах, олимпиадах, то очень много времени тратится на подготовку. И, конечно, вот эти современные технологии, эффективные методы, они помогают сделать процесс обучения интересным, увлекательным и в то же самое время познавательным. Это благоприятно сказывается на общем развитии детей, это их мотивирует к учению.

Кира Лаврентьева

— Это интересно, а вот наиболее интересные какие-то проекты учителей вы наблюдали? Вот можете рассказать о них?

Ольга Пирогова

— Этот год у нас посвящен Великой Победе, 80-летию Великой Победы. И уже в прошлом году педагоги детских садов школ начали к этому мероприятию активно готовиться. И очень много разработок для разных возрастных категорий были посвящены именно Победе. Были такие темы интересные, например, «Герои духа». И я, работая с экспертами, не могу даже, ну простите, не пустить слезу, потому что она настолько духовно пропитана. То есть человек, когда создавал проект, он душой его прожил. Это очень чувствуется. Таких работ, к счастью, очень-очень много. И очень много работ, когда учителя что-то организуют и делают вместе с детьми. Они участвуют в конкурсе не ради участия, и даже не ради победы, а ради того, чтобы сделать наше будущее светлее, добрее, чтобы дети втягивались и тоже принимали очень активное участие в этой работе.

Кира Лаврентьева

— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА и у нас в гостях Ольга Пирогова, директор учебно-методического отдела образовательного проекта «Клевер Лаборатория». Меня зовут Кира Лаврентьева. Ольга, скажите, пожалуйста, вот еще такой вопрос: насколько реально внедрить те самые идеи, о которых мы с вами говорим, идеи, мысли учителей, их проекты, их свежий взгляд на преподавание, насколько реально это всё внедрить в образовательный процесс сегодня? Потому что мы понимаем, что он строго регламентирован, у нас есть ограниченное количество времени, у учителей очень много писанины, говоря там, да, языком обыденным, у них очень много разных забот, они просто выгорают и устают. Насколько реально творчески действительно вот так вот подойти к образовательному процессу и что-то свое привнести? Как к этому отнесется руководство школы? Как к этому отнесется город, в конце концов? Потому что у вас же это не то, что междугородний конкурс, у вас это международный конкурс. Вы понимаете, что там и Казахстан участвует, и Беларусь. То есть это уже большой масштаб учителей, это огромное количество людей. Вот каково им внедрять это? Получается ли у них это в свои школы действительно реально принести и сказать, вот теперь я буду некоторые уроки делать вот так, друзья мои!

Ольга Пирогова

— Ну, я вот уже ранее сказала, что у нас в школе работает очень много учителей, которые талантливые, одаренные и двигаются вперед. Здесь, наверное, хочется остановиться на том, чтобы сказать, что учитель должен сам заниматься своим самопределением, саморазвитием и в какой-то даже степени самовоспитанием. Если он изо дня в день ходит на работу, и ничего кроме своей работы и семьи. Ну понятное дело, да, все мы семейные, есть какие-то свои, заботы, проблемы. Ничего больше не видит, то, соответственно, он, по сути, ничего не может дать тем детям, с которыми он работает. Я 25 лет в образовании, я ни разу не меняла направление своей работы, и поэтому я могу проследить вот эти все этапы, эти все годы от момента, когда я пришла только в детский сад, потому что я прошла все ступени от воспитателя детского сада до директора учебно-методического отдела, как меняется общество, как меняются дети, чем дышат современные школы и как на это смотрят сами родители. Да, и могу сказать, что даже за вот этот небольшой, да, по сути, период 25 лет очень большие произошли изменения. И, возвращаясь опять к учителям, я всегда говорю: не останавливайтесь на достигнутом, нужно двигаться вперёд! Учитель, современный учитель, он должен постоянно повышать свою квалификацию. Он не должен зацикливаться на одном направлении. Если он является учителем начальной школы, то он должен пройти курсы, связанные с информационными технологиями. Он должен пройти курсы, связанные, может быть, даже с какими-то методическими особенностями программ. Курсы повышения квалификации связаннын с другими направлениями. В рамках неурочной деятельности очень много направлений реализуется в школе. Поэтому все зависит от учителя, от его подходов. И, конечно, если он постоянно посещает мероприятия, которые проводятся в городе, а Москва сейчас предоставляет очень широкие возможности для развития учителя и вообще человека в целом, если он постоянно участвует, выезжает, выступает, делится опытом, особенно участвует в конкурсе, пусть даже иногда участие бывает не совсем удачным, но он не останавливается на достигнутом, а двигается вперёд, и это принесёт свои плоды и в работе с детьми. То есть за таким учителем идёт весь коллектив педагогический, идут родители, а дети тянутся уже следом, даже иногда бывает в опережение. Сначала идут дети за учителем, они приходят домой, как правило, рассказывают о том, что было интересного в школе, а родители современные, они тоже достаточно образованные, они следят за нововведениями, за теми изменениями вообще, которые происходят в современной системе образования, и стараются быть даже иногда на шаг впереди от учителя. Очень много вопросов задают, и, конечно, наши современные учителя стараются на эти вопросы отвечать. Вот поэтому мы двигаемся вперед и стараемся больше уделять времени и своей работе для того, чтобы развиваться и смотреть на будущее уже другим, наверное, взглядом.

Кира Лаврентьева

— Ну, видите, мы опять упираемся в то, что человек должен быть на своем месте. Вот это, наверное, самое ключевое, такое вот ключевое условие, да, чтобы дети шли за педагогом, чтобы вообще люди шли за человеком. Он должен быть на своем месте. И вот это, наверное, центральный вопрос вот этой нашей программы и центральный вопрос каждого из нас, как нам найти свой логос, если говорить духовными понятиями, как нам волю Божию о себе узнать, как нам жить по этой воле Божией? Кем становиться ребенку? То есть он со всеми этими вопросами рано или поздно столкнется, даже если он от них бежит. Кризис не заставит себя ждать личностный, и тебе придется отвечать на какие-то вопросы, которые ставит тебе жизнь. Вот по поводу самоопределения подростка, как родителям себя вести, чтобы этот период трудный — старших классов, поступления, все-таки прошел наиболее спокойно, мягко, без невроза по возможности, особенно когда дело касается ЕГЭ, сдачи каких-то экзаменов, поступления, выбора вуза? Это же можно просто с ума сойти, пока ребенок там находится вот в каком-то таком вот состоянии прострации.

Ольга Пирогова

— Здесь я начала бы, наверное, с того, что люди, которые работают с детьми — наши педагоги, должны прежде всего любить детей, любить свою работу, ценить ее, дорожить и решать все задачи вместе с педагогическим коллективом и родительским сообществом. Именно вот это вот объединение людей, вот в единое такое целое, помогает нашему современному ребенку пережить все те трудности, с которыми он сталкивается. Он начинает сталкиваться с ними, уже придя в первый класс, потому что вот это соблюдение преемственности, да, не все дети адаптируются быстро к новым условиям. Мы, как педагоги, этот фактор должны учитывать. Он проходит с одним учителем четыре года и переходит в пятый класс. Это новый стресс для них, потому что смена учителей. У каждого учителя свои требования. И вот уже на этом этапе педагог, классный руководитель, кто взял пятый класс, должен объединиться с родителями для того, чтобы начать вот такую вот подготовительную работу к взрослению ребенка и к выбору профессии. Это самое главное, на что мы тоже всегда ориентируем наших коллег, педагогов, и очень часто, встречаясь с родителями, поднимаем тоже эти темы. У нас даже специальная рубрика есть на сайте «Психология», у нас есть очень хороший педагог-психолог, мы даже запустили курс для учителей по работе с трудными детьми и подростками, потому что в рамках курса, в рамках вот этой работы мы освещаем как раз самые главные, важные вопросы, которые очень волнуют современного учителя и родителей. Что касается выбора профессии, к этому нужно подходить осознанно. Здесь, наверное, больше зависит не от учителя, а от самого ребёнка, насколько он себя видит в будущем, кем бы он хотел стать. Очень жалко, когда родители диктуют своё видение будущего и говорят ребёнку «ты должен быть там медиком, ты должен быть педагогом, ты должен быть там слесарем» и так далее. А ребенок хочет быть дизайнером, потому что он красиво рисует, он что-то моделирует, он на компьютере разрабатывает свои программы. И вот когда мы начинаем на ребенка давить, мы потихонечку убиваем в нем его внутренний, наверное, мир, внутренние ощущение себя в этом мире — свое видение. И, конечно, это выливается уже в более старшем возрасте к негативным последствиям. Это и стрессовая ситуация, это когда ребенок перестает общаться со своими родителями, потому что считает, что его не понимают. И вот на этом этапе, конечно, уже происходит вот такое вот несогласование действий друг друга. И порой мы в какой-то степени даже теряем детей, потому что в силу своей занятости на работе, семейными делами, мы не всегда успеваем поговорить с ребенком, понять, что у него произошло в течение дня или в течение недели. На семейном совете это очень модно, и мы часто об этом тоже говорим, обсуждать какие-то очень важные для него темы, потому что в современном мире наши дети, к сожалению, очень часто встречаются в ситуации, когда родители приходят с работы. Многие живут с бабушками и дедушками. И самый главный вопрос на повестке дня, что было у взрослых. И они зачастую забывают поговорить о том, что волнует их собственного ребенка. К сожалению, это выливается в будущем уже, опять же, в негативные последствия, стрессовые ситуации. На фоне экзаменов это только все усугубляется. А когда ребёнок сдаёт ЕГЭ, сдаёт ОГЭ, будь то 9 класс или 11, здесь, конечно, нужно всё время быть во взаимодействии со своим чадом, всё время нужно с ним общаться, его нельзя ругать. У нас учителя, к сожалению, допускают такую ошибку, особенно по предметам важным, которые сдаёт большая часть детей, больше стараются с ними заниматься, не осознавая, что это тоже вредит ребёнку, он устаёт. Он учит, учит, учит, учит, а когда подходит время сдачи экзамена, он теряется. И очень часто они говорят, вот ты столько занимался, такой молодец, так готовился, учился на пятерке, а экзамен сдал на три. Ну, просто нужно понять, что он устал, и он выработал тот ресурс, который был у него заложен.

Кира Лаврентьева

— Да.

Ольга Пирогова

— Поэтому здесь должна быть такая поэтапная, планомерная работа. Иногда даже учителя заставляют график встреч с родителями, организация каких-то методических объединений, советов с педагогами, кто сопровождает этих детей, с педагогами, у которых дети сдают экзамен для того, чтобы объединить свои усилия и помочь ребенку справиться вот с этой ситуацией. Это такой большой процесс, вот даже в рамках одной встречи это невозможно осветить. У меня свой, собственно, ребенок в прошлом году заканчивал девятый класс, и я прожила это вместе с ней. То есть вот мы заранее начали тоже готовиться с пятого класса, потихонечку с учительницей разговаривали, на собрания я ходила для того, чтобы понять, какие пробелы есть. Не для того, чтобы прийти домой ее поругать, а для того, чтобы, может быть, взять в помощь основному учителю школьному, еще дополнительно учителя, чтобы укрепить вот эти силы в ней. И вот благодаря этой работе мы дошли до финала, мы хорошо сдали экзамены, и ребенок не сидел с трясущимися руками в ожидании. Конечно, результаты ждут все, не буду даже лукавить, я сама их ждала, но мы знали, к чему мы придем. Мы не отличницы, мы к этому никогда не стремились. Но хотелось, конечно, получить более высокие результаты, потому что было очень много времени и работы потрачено именно на это. И все члены семьи, конечно, ребёнка старались поддерживать. Вот чего я желаю нашим родителям. Да, не опускать руки, не злиться, если вдруг ребёнок-отличник принёс тройку. Это лишний раз повод задуматься, где у него пробел в знаниях и что произошло. Может быть, в этот день, в день сдачи экзамена, он плохо себя чувствовал, но никому об этом не сказал. То есть эти факторы, они тоже сказываются на каких-то наших общих результатах. Наша задача поддерживать и помогать, и сопровождать — работать всем вместе. То есть здесь такой получается треугольник: педагог, учитель и ребёнок. Ребёнок даже не в середине. Взрослый, ребёнок, он держит за одну руку маму, за другую руку учителя. Вот они все вместе и доходят до конца. Тогда будет очень хороший положительный результат, и ребёнок сам будет чувствовать в себе силы, и у него появится желание двигаться вперёд. И, оглядываясь назад, он будет черпать из своей, ну, прошлой, скажем так, жизни только положительные эмоции. То есть все вот эти страхи и какие-то негативы, они уйдут так далеко, что он со временем вообще об этом забудет, потому что рядом были родные и близкие люди.

Кира Лаврентьева

— Ольга, а как вы думаете, откуда берётся вообще нежелание детей современных что-либо делать? Вот Вы говорите про свою дочь и про те пробелы, которые вы восполняли, если видели их. Но я так понимаю, что дочь к этому была расположена и принимала это более-менее спокойно и даже, может быть, даже с благодарностью. Не знаю, как у вас это было.

Ольга Пирогова

— Не всегда спокойно, подростковый возраст он такой...

Кира Лаврентьева

— Зачем мне эти репетиторы, зачем мне эти дополнительные занятия?

Ольга Пирогова

— Нет, наоборот, она осознанно подходила как раз вот к выбору профессии, к выбору учителей, с кем она хотела бы заниматься, потому что это тоже очень важный фактор. Дети не хотят порой учиться, потому что учитель много ругается, например, или задаёт непосильные домашние задания. Потихонечку, со временем, когда вот это всё накапливается, у них теряется желание вообще ходить в школу. Да, это как раз переломный вот этот подростковый возраст, который и так напитан своими такими важными моментами, там рост, развитие ребёнка начинается, это тоже сказывается — это такая совокупность ряда факторов, которые нужно учитывать, если мы что-то планируем вместе с ребёнком. А то, что современные учителя нет, главное, чтобы они грамотно подходили и помогали детям определиться в этой жизни, а чтобы это сделать, он должен прежде всего любить детей. Если педагог закончил вуз, и он понимает, что он не готов работать в детском саду или школе, что он устает от детского коллектива, потому что они тоже порой бывают спокойные, сидят на уроке и думаешь, они тебя понимают или вообще не понимают, что ты им рассказываешь. Такие тоже бывают. Вот погода поменялась, и все, ребенок потерялся. Бывает, что целый класс теряется. А бывают ситуации, когда они слишком активны. Активны настолько, что руки не могут усидеть на месте. Как будто 30 человек в классе сговорились и идут против учителя в силу своих тоже возрастных особенностей. И вот талантливый такой педагог со стажем, он обязательно найдет подход, чтобы скорректировать эту ситуацию. Поэтому я и говорю, что они должны, наши учителя, постоянно развиваться, постоянно где-то участвовать, набираться опыта и повышать свою квалификацию, чтобы знакомиться с современными тенденциями в образовании и двигаться вместе с детьми вперёд, чтобы они не заменяли учёбу гаджетами, а на уроках им было очень интересно. И много вопросов, они очень много вопросов задают и на самом уроке. Поэтому мы стараемся тоже на курсах вот такие вот методические особенности им рассказывать, преподавание каких-то тем. Вот если мы говорим о духовно-нравственных ценностях, то у нас даже есть курс «Духовно-нравственные ценности в начальной школе», где мы учителям рассказываем, как формировать конкретно вот каждую ценность, на чём делать акцент, какие интересные подходы можно использовать. У нас есть все работы победителей, мы размещаем в разделе методики, что тоже очень помогает нашим педагогам в обучении и воспитании детей, потому что никто не отменял наставничество, и наши педагоги с большим стажем делятся с более молодым поколением, что очень помогает им в организации работы с детьми.

Кира Лаврентьева

— Спасибо огромное. Дорогие друзья, вот такой всеобъемлющий у нас сегодня разговор получается. Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА, у нас в гостях Ольга Пирогова, директор учебно-методического отдела образовательного проекта «Клевер Лаборатория». Меня зовут Кира Лаврентьева, мы очень скоро вернемся. Пожалуйста, оставайтесь с нами.

Кира Лаврентьева

— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА и у нас в гостях Ольга Пирогова, директор учебно-методического отдела образовательного проекта «Клевер Лаборатория». Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы продолжаем этот интересный разговор и действительно подошли к такому моменту тяжелому, как поступление, как самоопределение, как выбор профессии. И вот, Ольга, конечно, мне хочется продублировать свой вопрос, мы просто не успели его с вами обсудить: откуда берется нежелание детей вообще делать что-то? То есть мы-то все-таки как-то, да, хотели какую-то профессию выбрать, что-то хотели в этой жизни достичь, у нас были какие-то мечты. Ну, я сейчас с огромным количеством людей общаюсь, матерей, отцов, родителей, говорят: «слушай, мы ничего не можем понять, вот мы им говорим, любые секции, любые занятия, вот все перед тобой, двери открыты, — Нет, не хочу. Нет, не пойду. Нет, я лучше вот в комнате посижу, что-нибудь посмотрю или там в гаджете посижу». У вас есть мысли на этот счёт? Вообще, что это за тенденция такая? Такое вот нежелание жить как будто бы активной жизнью.

Ольга Пирогова

— Но, скорее всего, это связано от каких-то внутренних особенностей ребёнка. Когда мы с такой ситуацией встречаемся, здесь, конечно, если мы создаём какой-то контент для родителей и учителей, мы подключаем нашего педагога-психолога, потому что это может быть связано с недостатком общения в самой семье с ребёнком. Ребёнок замыкается в себе, и его отказ от того, что предлагает ему взрослый, это его... как стена возрастает между ребёнком и родителем, и он препятствует, то есть он идёт против родителей. Есть дети, которые на это агрессивно реагируют, начинают размахивать руками, топать ногами, кричать, независимо от возраста. А есть те дети, которые замыкаются в себе, они перестают общаться с родителями, перестают общаться с одноклассниками. И это, конечно, ведёт к очень плохим последствиям в будущем. То есть вот на такого ребёнка особое внимание нужно обратить всем. Если вдруг родители видят, что такая ситуация с его чадом происходит, вот я, в свою очередь, как тоже учитель, как методист, как директор учебного методического отдела, рекомендую, настоятельно рекомендую обратиться к классному руководителю для того, чтобы вместе решить возникшую проблему. Может быть, это связано с тем, что происходит в школе, и ребенок не знает, как об этом рассказать. И он всю эту ситуацию обдумывает в своей голове, вынашивает какие-то мысли. Может быть, родители очень остро реагируют на его какие-то реплики, эмоциональные проявления, и он боится им просто об этом рассказать. Опять же, замыкается в себе. Поэтому, если родители объединятся с учителем и поймут, значит, быстрее они смогут оказать самому подростку помощь и поддержку. Это обязательно нужно решать прямо как только эта ситуация проявила себя, чтобы ребёнок не замыкался. Если ребёнок замыкается, то это плохо для всех, прежде всего для него. И это мешает, конечно, выбору профессии, и если, конечно, в том числе родители на него давят, если они хотят, чтобы он был медиком, а он хочет быть учителем, то есть это тоже сказывается — ему не дают определиться в жизни. Это тоже очень часто происходит. Может быть, даже это связано, и да, еще расскажу, с невнимательностью родителей к своему ребенку. Поэтому каждая ситуация, она индивидуальная, и в этом случае лучше объединиться всем для того, чтобы помочь.

Кира Лаврентьева

— Я вот слушаю вас внимательно и думаю, может быть, невнимательность действительно, а может быть, и гипервнимание.

Ольга Пирогова

— Гипервнимание тоже может быть.

Кира Лаврентьева

— Вот это, знаете, сто занятий с трёх лет, и ребёнок в какой-то момент начинает просто вообще отключаться, отключаться из этой истории. Давай ты, сыночек, с девяти до шести с трёх лет походи на раннее развитие, и потом уже к семи годам ребёнку ни школа не нужна, ни интереса никакого нет. Вот всё-таки это тоже проблема, об этом надо говорить.

Ольга Пирогова

— Да, это бывают такие ситуации, когда родители не были вот успешны в своём детстве.

Кира Лаврентьева

— И им очень хочется.

Ольга Пирогова

— И пытаются реализовать свои амбиции, когда, например, нет музыкального слуха, но очень хотелось играть на фортепиано или петь в хоре. Соответственно, появляется ребёнок, значит, нужно его записать туда. И неважно, что он ходит со слезами в эту музыкальную школу, и не хочет садиться за инструмент, и прячет ноты так, что потом сам их найти не может, такие ситуации тоже возникают. И, конечно, вот эта нагрузка, она очень возрастает, особенно к школьному возрасту, и ребенок физически не может с ней справиться. Это тоже влияет вот как раз на то, что он замыкается в себе.

Кира Лаврентьева

— Спасибо огромное, Ольга. Почва для размышления есть.

Ольга Пирогова

— Очень много.

Кира Лаврентьева

— Да-да. Давайте вернемся тогда к конкурсу «Клевер ДНК». ДНК, я так понимаю, расшифровывается как духовно-нравственная культура. Все-таки конкурс Духовно-нравственной культуры, о духовно-нравственной культуре. Насколько возможно взаимодействие с детьми в плане духовно-нравственном для учителя сделать не навязчивым, сделать не вот таким лубочным? Дорогие дети, сегодня мы с вами будем говорить о том, как быть нравственными людьми. Мы будем говорить о морали. Ну то есть, грубо говоря, чтобы это не было вот настолько навязчиво и настолько топорно, как это делать так, чтобы ребенок действительно знал какие-то вот понятия, имел представление о нравственности, имел представление о морали, в конце концов. Понятия устаревшие, но они никуда не девались, и они сейчас, как никогда, наверное, актуальны.

Ольга Пирогова

— Здесь больше зависит от грамотного подхода самого учителя. У нас же ведь в школе есть заместитель руководителя по воспитательной работе. И от того, какой будет составлен план мероприятия на учебный год, зависит и то, от чего будет отталкиваться классный руководитель. В начальной школе очень широко у нас используется классный час. Классный час может быть тематический. Вот у нас, например, идёт разговор о важном, где они обсуждают общие темы. А можно провести классный час с детьми, ненавязчиво, не так, чтобы они сидели за партами, а взять стульчики и посадить их где-нибудь в музыкальном зале, например, или в рекреации, поставить столы, положить листочки бумаги, сменить вообще форму организации вот этого мероприятия, вот этой встречи, вот этого классного часа, вывести куда-то детей, например, в лес. Все школы просто в разных...

Кира Лаврентьева

— Ну, разные абсолютно.

Ольга Пирогова

— Сменить обстановку! Дети должны сменить обстановку — это их раскрепощает.

Кира Лаврентьева

— Хоть какую-то разную жизнь увидят.

Ольга Пирогова

— Да, это их освобождает. И они понимают, что если учительница им сказала, одеваемся, ребята, выходим на улицу, первый вопрос «зачем?» То есть им уже интересно, что же такое придумала моя учительница, что она нас выводит на улицу. И когда они выходят за пределы школы, и она с ними что-то обсуждает, о чём-то им рассказывает, что-то им объясняет, показывает на примерах. Это, конечно, способствует большему усвоению того материала, который она предполагала им объяснить. Если возвращаемся мы, конечно, к традиционным ценностям, к духовно-нравственным качествам, это невозможно сформировать в рамках одного занятия. То есть учитель должен сделать к началу нового учебного года себе такое тематическое планирование, где он пропишет, в рамках каких встреч это будет он реализовывать. Это может быть отдельный классный час, это может быть как этап разговора о важном, это может быть обычный учебный урок, обычный школьный предмет. Потому что в начальной школе мы о формировании ценностей можем говорить в рамках любого урока — будь то музыка, будь то окружающий мир или литературное чтение. Потому что в начальной школе дети очень много читают, очень много разговаривают, особенно если это первый-второй класс, потому что мы никогда не забываем о развитии речи детей, это у нас заложено в программу по дошкольному воспитанию, в рамках преемственности. Мы стараемся, конечно, тоже вот этот вот этап переносить в начальную школу, потому что мы обогащаем словарь ребенка, чтобы он нам в будущем на других уроках мог этот свой словарный запас показать. Поэтому здесь всё зависит от учителя и, конечно, от того, насколько качественно он готовится к самому уроку по любому предмету. Нельзя так, что ты сел, быстренько посмотрел учебник, закрыл, и всё — ты готов к уроку. Так нельзя готовиться! Это обязательно скажется на качестве культуры, на качестве образования. Тем более сейчас у нас очень много проводится в школах внутренних и внешних диагностик. И очень часто учителя взмахивают вверх руками и говорят «вот, я их так долго готовила, они мне там не написали» какую-нибудь диагностику по литературному чтению. Я всегда раньше говорила, а давайте посмотрим с вами ваше планирование, как вы готовили детей. И понимаем, что в самом планировании учителя есть пробелы, потому что он там не учел одно, здесь не учел другое. Это сказалось на общих результатах. Поэтому, когда учитель готовится к уроку, он в любой урок может включить этап, фрагмент сделать, даже какое-нибудь произведение литературное прочитать, где говорится о формировании какой-то ценности. Очень много уделяется внимания же сейчас, мы же перекликаемся, духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое. Их, в принципе, нельзя разделять друг от друга, потому что ценности у нас заложены и там, и там. И это тоже учитель должен учитывать. И помимо уроков у нас, конечно же, есть внеурочная деятельность, где мы объединяемся с другими нашими преподавателями, кто ведет кружки, секции, и делаем своего рода... Поэтому в школах проводится методическое объединение учителей для того, чтобы обсуждать как раз вот эти вопросы. Не то, что касается, там вам нужно сдать ЕГЭ, ОГЭ, подготовиться к внешней диагностике, которую проводит какая-то там внешняя организация, а как раз проговаривать вот эти моменты, чтобы объединить свои, опять же, усилия и вместе двигаться в одном направлении. Чтобы не было разночтений, разногласий, чтобы дети понимали, что от них хочет учитель.

Кира Лаврентьева

— Слушаю я вас, Ольга, конечно, и, честно говоря, руки холодеют, потому что понимаю, сколько у учителя, у современного учителя действительно забот, обязанностей и задач. То есть, чтобы быть хорошим учителем, нужно прямо очень сильно напрягаться. Насколько это действительно реально в нашей жизни? Когда у учителя у самого семья, свои заботы, самочувствие, здоровье, усталость. И представляете, и тут ещё надо план расписать, каждому ребёнку подход найти, ещё творчески как-то к этому подойти, а ещё и внеурочная деятельность, а ещё с коллегами посоветоваться, и в конкурсе «ДНК» поучаствовать. Ну, серьёзно, Ольга, я правда... Есть же святые люди среди нас.

Ольга Пирогова

— Это несложно, если учитель грамотно к этому подойдёт.

Кира Лаврентьева

— Если он на своём месте, опять же.

Ольга Пирогова

— Да, если он на своём месте, и если он четко знает, что он хочет получить от изучения какой-то темы. И вкрутить в этапы урока какие-то элементы для него не составит никакого труда. А конкурс, он наоборот, дает расширить свои границы, расширить область своих знаний и посмотреть, чем дышат учителя из других школ. Мы же не пользуемся только материалами школ города Москвы. Мы расширили границы на всю Россию. И у нас на территории России, в других регионах, очень много хороших учителей, талантливых, которые как раз помогают нашему современному учителю справиться с теми трудностями, которые возникают. У нас очень много материалов, рассчитанные и разработанные именно для родительского сообщества, потому что классный руководитель не должен забывать, что у тех детей, которые каждый день приходят и сидят перед ним, есть еще родители, есть бабушки, дедушки. Если это молодые родители, как я уже говорила, они идут в ногу со временем и следят за теми тенденциями, которые происходят в современном образовании. Они заранее знают уже, какие предметы будут вводиться в четвертом классе, если мы говорим про курсы ОРКСЭ, в частности, про основы православной культуры. Поэтому заранее уже во втором классе начинают классным руководителям задавать вопросы. И здесь задача классного руководителя не сказать, что поближе к делу я вам все расскажу, а уделить вот этому вопросу внимание. Если у родителей возник вопрос, мы не должны вопрос оставлять без ответа. Точно так же, как и мы говорим учителям: если есть вопрос, вы должны обязательно на него получить ответ. Потому что это как у наших детей — это пробел в знаниях, вопросы не возникают просто так из ниоткуда. Значит, где-то что-то, какое-то возникло недопонимание, да, нужно что-то конкретизировать для того, чтобы у учителя сложилось полное впечатление о каком-то событии, явлении и так далее, в зависимости уже от ситуации.

Кира Лаврентьева

— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА и у нас в гостях Ольга Пирогова, директор учебно-методического отдела образовательного проекта «Клевер Лаборатория». Меня зовут Кира Лаврентьева. Ольга, если кажется, что учитель не очень вовлечен в образовательный процесс, особенно в старших классах, я имею в виду с пятого по одиннадцатый, нужно ли менять класс? Потому что ребенок, естественно, привыкает, естественно, не хочет уже уходить, у него там свои друзья, но ты видишь, что он теряет внимание, он теряет желание учиться. И это, конечно, проблема некая, потому что учитель уставший, никто его особо не мотивирует, и вот он потихонечку скатывается, скатывается, скатывается. Вот тут надо надеяться на учителя или все же искать какие-то другие подходы?

Ольга Пирогова

— Здесь, наверное, даже больше вопрос к руководителю образовательной организации. Если он видит, что у него в коллективе вот так проявляет себя педагог, и он не новый специалист, который только что закончил высшее учебное заведение, пришел на работу. Это человек, который имеет определенный опыт за плечами, который не первый год работает в школе. И если руководитель видит, что в учителе произошли какие-то изменения, то его нельзя за это ругать. Он, может быть, просто устал, опять же, плохо себя чувствует. Может быть, какие-то семейные проблемы, которые сказываются негативно на качестве его работы. А может быть, просто произошло эмоциональное выгорание, что очень часто происходит у нас в современной школе. Учителя устают, и не могут справиться со своими эмоциями.

Кира Лаврентьева

— Да.

Ольга Пирогова

— Здесь, конечно, руководитель должен, опять же, не ругать учителя, а пригласить его на индивидуальный разговор и помочь ему справиться с этими трудностями. Может быть, есть смысл выбрать время и отправить его на недолгосрочный отпуск. Может быть, есть возможность, если это в преддверии каких-то каникул, не просить его выходить на работу, проводить какие-то занятия в рамках каникулярного времени с детьми, а предоставить ему время для отдыха. Может быть, его отправить на какое-то мероприятие, которое поможет ему восполнить эти силы. Может быть, он просто заработался и хочется какого-то, как говорят современные наши: Движухи им хочется! Хочется идти вперед, да, а вот какие-то постоянные проблемы мешают. Конечно, это видят дети. Дети очень восприимчивые, и они не понимают порой вот такое поведение учителей и воспринимают опять же это на свой счет. Если Марья Петровна, простите, пришла злая, это значит, я виноват. То есть есть такие дети, которые могут принять это на себя. Вот, соответственно, это тоже замыкаются в себе, они тоже это все переживают, эмоциональные выплески вечером происходят — дети долго не могут уснуть, иногда они вообще не спят.

Кира Лаврентьева

— Есть такой момент.

Ольга Пирогова

— Да, тут возникает потребность в гаджетах. Им нужно отвлечься, им нужно как-то себя реабилитировать. Они берут телефон и погружаются в него. Ночь прошла, ребенок встает, сил нет, учиться не хочется. И вот тут возникает конфликт интересов, конфликт между учителем, который его вызывает к доске, а он что-то ответить не может, А ученик не может ответить не потому, что он не подготовился или не знает материал, а потому что у него...

Кира Лаврентьева

— Стресс.

Ольга Пирогова

— ... физически нет сил, потому что он всю ночь не спал. Вот дети просто разные, к ним, конечно, у нас никто не отменял индивидуальный подход к ученикам, и учитель должен тоже это учитывать и присматриваться к тому, в каком настроении пришли дети. Если он пришел агрессивный и не хочет ни на что отвечать, не надо его спрашивать на уроке. Лучше подойти к нему после урока, да, мы не можем прикасаться к детям, но отвести его в сторону и, например, сказать там: «Оль, пойдем, отойдем», да, и поговорить — это очень благоприятно сказывается на эмоциональном уровне любого ребенка, любого возраста. С ним учитель поговорил, значит, я не безразличен учителю, соответственно, на следующий урок он придет совершенно в другом настроении. Но опять возвращаясь к тому, что вот у нас учителя такие — нужно просто обращать на него внимание педагогам, которые с ним часто сталкиваются, и руководству образовательной организации, чтобы помочь справиться с проблемами, которые у него возникли, и восстановить в себе силы для дальнейшей работы.

Кира Лаврентьева

— Всё-таки тут вопрос больше к руководству школы, чтобы они как-то следили за состоянием учителей, давали им какой-то отдых, давали им какой-то перерыв, чтобы они могли уже себе помочь и после того, как помогли себе, помогать своим ученикам.

Ольга Пирогова

— Руководители современных школ тоже очень заняты, очень большой объем работы.

Кира Лаврентьева

— Да, удивительно конечно.

Ольга Пирогова

— Очень много комплексов.

Кира Лаврентьева

— Тут целый комплекс.

Ольга Пирогова

— Помимо школьных, есть еще и дошкольные отделения. Сложно бывает руководителю, но никто не отменял педагогические советы, планерки, встречи с руководителями и с учителями. Даже достаточно просто руководителю пройти по школе, пообщаться с учителями, да, понять, какие у них проблемы для того, чтобы помочь решить эти трудности, поднять какие-то важные вопросы, которые волнуют большее количество педагогов, с которыми он работает, которые работают в его образовательной организации, для того, чтобы помочь справиться с теми трудностями, которые у них возникают. Это такой процесс, его нельзя разрывать. Это как вот я говорю, как единое целое, и если грамотно к этому подойти, составить планирование, понимать, кто чем занимается, если руководитель знает, что каждый учитель находится на своем месте — это, конечно, сказывается очень благоприятно на общем впечатлении о школе, я даже так скажу, и о качестве работы каждого учителя. И к таким учителям, в такие школы у нас дети бегут, выстраиваются очереди, потому что тоже есть такое в практике, что дети в первый класс идут именно на учителя. Потому что учитель себя зарекомендовал, учитель постоянно двигается вперёд, он постоянно растёт, развивается. Соцсети у нас сейчас тоже набирают обороты, информации очень много, мы везде печатаемся, везде публикуемся, выставляем фотографии, поэтому здесь, конечно, тоже этому нужно уделять особое внимание. Очень хорошо, когда, например, учителя ведут свои чаты, и в эти чаты подключены не только учителя, с которыми он работает, но дети и родители, потому что в таких чатах можно обсуждать какие-то важные темы, которые, например, родители стесняются задать на родительском собрании. Родительское собрание тоже никто не отменял. Они могут быть организационные, например, перед первым сентября или на первой неделе месяца мы встречаемся и рассказываем нашим родителям, что ожидает их детей, какие планы у нас на ближайший учебный год, куда можно пойти с детьми погулять, на экскурсию, в музей, на выставку и так далее. Но ещё хорошо, если классный руководитель организует и проводит тематические встречи. Здесь, конечно, тоже поднимаются очень важные вопросы, которые волнуют всех, и, в свою очередь, это снимает напряжение с родительского сообщества, потому что они знают, что на любой вопрос они получат ответ, и если они придут в школу, перед ними двери будут всегда открыты. То есть они записываются на прием к директору, например, если какие-то вопросы касаются организационных моментов, и учитель не может в какой-то степени помочь. Или записываются к учителю, договариваются заранее для того, чтобы прийти индивидуально поговорить о возможностях своего ребенка, об обучении своего ребенка. Это тоже очень важно, потому что на родительском собрании мы не обсуждаем каждого ребёнка в отдельности, какие у него успехи, неудачи и так далее. У нас нет такого подхода, и, слава Богу, наши учителя смотрят на это другими глазами, всё-таки используют другие формы взаимодействия, что очень помогает родителям тоже сориентироваться в воспитании и обучении своего ребёнка.

Кира Лаврентьева

— Да, Ольга, и ненадолго давайте ещё вернёмся к конкурсу, у меня тут созрел вопрос. Какие номинации есть в конкурсе, я не предлагаю все перечислять, потому что все мы можем посмотреть это в интернете, просто чтобы уже до конца понимать тему, подсветить ее со всех сторон, ну и, соответственно, какие награды для учителей? Можно ли еще как-то присоединиться, поучаствовать? Вот это давайте еще расскажем, вдруг сейчас нас слушают какие-нибудь учителя из регионов, которые заинтересовались этой темой.

Ольга Пирогова

— Конкурс у нас стартовал 17 марта. Он еще у нас в самом разгаре, я бы так сказала. До 10 августа у всех педагогов, кто хочет принять в нем участие, есть такая возможность. Главное — оформить грамотно свои материалы и подать заявку. Очень многие учителя даже не проходят этот этап, потому что допускают ряд ошибок. Делают некорректные ссылки или забывают вообще о том, что они участвуют в конкурсе, и перед отпуском чистят свой компьютер, удаляют все папки, файлы с него. И, соответственно, когда мы переходим по ссылке, чтобы ознакомиться с материалом, потому что мы же по темам тоже можем посмотреть и заранее понимаем, интересная будет работа, что мы можем взять себе в работу из неё, а материал не найден. Это очень обидно, это ошибка, которая часто очень допускается нашими участниками, поэтому мы на вебинарах всегда об этом говорим, я особенно акцентирую их внимание на этом, потому что это мешает самому участнику участвовать в конкурсе, но уже про победителя и призёра говорить не стоит, потому что это тоже своя отдельная категория, у нас есть призы, все у нас участники получают сертификаты. Но победителей и призеров мы приглашаем ежегодно на конференцию, которая проходит у нас осенью, в октябре, для того, чтобы встретиться с интересными людьми, обменяться мнениями, еще раз поделиться своей разработкой, о чем-то рассказать, об изюминке своей работы. Мы всегда — методисты учебного отдела готовим какое-то интересное мероприятие для них, игру, квест, чтобы они могли объединиться в команды, что мы очень часто используем даже в работе с детьми, и поработать. Возвращаясь к номинациям, у нас в конкурсе заявлено 4 номинации — это «Классический подход к ДНК», чаще всего учителя участвуют в этой подноминации, кто работает с дошкольниками и постоянно разрабатывает сценарии праздников, очень популярная подноминация. Учителя начальной школы чаще всего используют подноминацию «Внеурочные мероприятия», потому что очень много выездных мероприятий проводят, в том числе пересекаясь с другой подноминацией «Урок вне школы», «Образовательный маршрут». Они друг с другом между собой переплетаются, поэтому очень часто задают вопрос: «Ольга Владимировна, помогите, вот у меня тема такая-то, в какую номинацию мне подать?» Конкурс уже стартовал, он набирает оборот, а я не могу определиться. Мне трудно, потому что они высылают название работы, и я могу помочь только сориентироваться хотя бы опираясь на название. Что заложено в самом содержании, это уже мы будем просматривать с экспертами на этапе проведения оценивания конкурсной работы. Но такое есть. И учителя у нас очень часто используют в «Классическом подходе» подноминацию «Уроки ОПК». В этом году мы ввели ещё «Уроки истории». Они представляют свои сценарии, собственно, разработанные, какие-то дополнительные дидактические материалы, потому что учителя у нас такие очень одарённые, они много учатся, развиваются и сами разрабатывают учебный методический комплект, который потом представляют на конкурс. Второй у нас подход — это «Современный подход к ДНК». Это как раз тот подход, который чаще всего используют молодые специалисты, потому что они могут как раз там развернуть свои идеи, что-то представить интересное, необычное. Есть очень интересный подноминация «Инновационный опыт». Там эта номинация тоже имеет большое количество участников из года в год, но здесь что-то современное, перекликающееся с классическим, и какая-то инновация, что-то такое новенькое, опять же, и необычное для них самих. И очень интересная у нас есть номинация, называется «Творческий подход к ДНК». Я ее иногда называю «Творилки-мастерилки», так как в прошлом году мы ввели очень интересную подноминацию под названием «Мастерская». У нас очень много педагогов, кто, работая с детьми — творит, вяжут, вышивают, кто-то плетет бисером, кто-то из педагогов сам занимается вот этим, выбирая какое-то направление, да, сам занимается дома, в свободное от работы время каким-то искусством, я даже так скажу, потом представляет работу на конкурс. Поэтому у нас 4 номинации, в каждой номинации по 5 подноминации, это сделано для того, чтобы учитель смог найти себя в этом конкурсе. Что очень хорошо в конкурсе, это то, что учитель может выбрать не более чем две подноминации. То есть он может подать две работы в разные подноминации. Или, если он сомневается, он может подать одну работу в две подноминации, а уже эксперты при оценивании конкурсной работы сами поймут, к чему больше у работы, скажем так, лежит душа. Здесь мы тоже немножечко помогаем. У нас в каждой номинации есть свои критерии оценивания, на что мы обращаем внимание, что материал должен иметь, во-первых, духовно-нравственную направленность, независимо от того, для какого возраста, по какому предмету мы пишем. Второе, это обязательно должен быть указан возрастной диапазон, чтобы тот материал, который делается, должен соответствовать возрасту, прежде всего, детей и уровню их знаний. И, конечно, практическая значимость. Это вот три основных критерия среди вот этого спектра, о котором мы все время говорим, на которые эксперты обращают внимание. Очень много ошибок допускаются, когда идёт заимствование материала из открытых информационных источников. У всех экспертов глаз уже намётан, скажем так, потому что это специалисты, которые из года в год у нас работают на конкурсах школьных и Олимпиадах, поэтому им очень легко определить, это работа собственного сочинения или взята откуда-то. Понятное дело, что учителя, когда готовятся, они могут... Ну, не может он сочинить стихотворение, а очень хочется. Да, он может взять, например, это из интернета, но при этом мы не забываем о том, что мы не нарушаем авторские права, мы всегда указываем ссылку, откуда взят материал или автора стихотворения, песни и так далее. Вот, на это тоже мы обращаем внимание. Ну и, конечно, чтобы работа была актуальная. Потому что бывает так, что учитель 10 лет назад свою работу написал, потом про неё благополучно забыл, конкурс «ДНК» возник, и он решил, что я сейчас в этом конкурсе поучаствую. А это уже совсем не новая работа, она не актуальна, она не дышит и не несёт в себе никакой современности. Поэтому, конечно, это тоже сказывается на баллах и на общем впечатлении от работы. Есть работы, которые у нас вызывают даже споры. Мы выдвигаем эти работы на заседание оргкомитета для того, чтобы вместе принять решение. Есть очень сильные работы, может быть, две, может быть, три, в рамках одной подноминации, которые достойны первого места. Это, наверное, вот в рамках конкурса «Клевер ДНК» самый сложный этап — выбрать лучшую. Это бывает, это очень сложно сделать, но общими усилиями, да, мы все-таки приходим к единому мнению. У нас очень слаженно срабатывает вся команда. Подключается оргкомитет, и, конечно, мы вместе принимаем решение, которое... Ну, нравится участнику, не нравится, дело другое. Здесь опять, если... Я всегда ему говорю, если вы неудачно поучаствовали и не получили никакого места, не бросайте эту работу. Давайте доделаем ее до конца. Но я всегда готова тоже подключиться на этапе, уже когда прошло подведение итогов, мы не оглашаем в рамках конкурса баллов, но я могу посмотреть работу и, например, сориентировать учителя. Может быть, он, знаете, как бывает у нас, заявил одну тему, подготовил материал, разработал цикл уроков и забыл о том, с чего он начал. Он пришёл совершенно к другой теме. Это тоже такая часто встречающаяся, я это называю, ошибка, поэтому акцентирую внимание учителей на том, чтобы эта тема пронизана была через весь урок и прошла через все этапы урока. Вот именно это делает наши работы призёрами-победителями. И они получают, конечно, дипломы, получают призы, для победителей организуется экскурсия. Очень интересное мероприятие, поэтому я очень рада, когда на конференции мы все вместе встречаемся и можем вот так глаза в глаза друг на друга посмотреть, обняться, поделиться. И, конечно, наша дальнейшая работа и взаимодействие продолжается, потому что у нас очень много людей, кто являлся победителем конкурса «Клевер ДНК» прошлых лет и сейчас является авторами-разработчиками учебных материалов для наших детей и для учителей. Это очень ценно, это как раз специфика нашего конкурса, что мы не останавливаемся на достигнутом, а всё время двигаемся вперёд и позволяем в рамках конкурса нашим учителям расти и развиваться.

Кира Лаврентьева

— Спасибо огромное. Напомню, что наши регулярные беседы об образовании мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая собирает лучшие и самые интересные опыты работы в области образования и воспитания. Узнать подробнее об этом проекте, стать участником или поддержать его вы можете на сайте clever-lab.pro. А у нас в гостях в этом часе была Ольга Пирогова, директор учебно-методического отдела образовательного проекта «Клевер Лаборатория». Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы вас, Ольга, от всей души благодарим. Это интереснейший разговор. Очень много всего успели обсудить, все благодаря вам. Спасибо огромное. Удачи вам, сил, вдохновения. И, дорогие слушатели, встретимся на следующей неделе. Всего вам доброго и до свидания.

Ольга Пирогова

— Спасибо большое. До свидания.


Все выпуски программы Пайдейя

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем