
Если я прихожу в гости, мы сидим пьём чай, после чаепития всегда стараюсь помочь и берусь мыть посуду. Собираю со стола чашки с блюдцами. Несмотря на лёгкий протест хозяйки, смело иду к раковине. «Да зачем? Я сама помою!» — отговаривает меня подруга, у которой гощу. А я думаю, что с её стороны это просто вежливость, нежелание меня утруждать, и продолжаю мыть.
До недавнего времени я считала это обычным делом, добрым делом, конечно, и не задумывалась о последствиях. Пока кто-то из знакомых, придя ко мне домой, не решил помыть мою посуду.
На раковине у меня лежат две губки. Одной мою посуду, другой — раковину. И вот я с ужасом обнаружила, что добросердечный гость помыл тарелки как раз губкой для раковины, особо не вдаваясь в детали моего хозяйства.
Во мне боролись противоположные чувства. С одной стороны, отмечала заботу и внимание и была благодарна за них. С другой — испытала чувство брезгливости и с грустью думала, что посуду придётся перемывать. Так, может, и моя «помощь» имела на самом деле такие же последствия?
Иногда наши инициативы, то есть то, что мы сами считаем благими начинаниями, носят характер «медвежьей услуги». Нам кажется, что делаем добрые дела, но не замечаем, как они становятся неудобством или даже искушением для других.
Что нужно, чтобы этого не происходило, и добрые дела оставались добрыми? Мне кажется, во-первых, быть очень чутким и эмпатичным человеком, чувствовать настроение ближнего и понимать, что ему действительно необходимо в этот момент. А, во-вторых, не стесняться лишний раз спросить разрешения, корректно уточнить детали. Какую тряпку можно взять, чтобы вытереть пыль? Могу ли я выбросить эту ненужную коробочку? Ты не будешь против, я очень хочу угостить тебя своим пирогом? Ведь тактичность — это проявление любви, а бесцеремонность — отсутствие внимания.
Мне кажется, что адресат обязательно оценит не только заботу и помощь, но ещё чуткость и деликатность своего благодетеля.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
«Пианино»

Фото: Yan Krukau / Pexels
Наша с супругой дочь пошла в музыкальную школу, когда ей было шесть лет. Оказалось, что у неё абсолютный слух, занятия её увлекали, но пианино в нашем доме не было. В то время мы не могли себе его позволить. И вот, перед Новым годом я наткнулся в интернете на объявление, вселяющее надежду: «Отдам качественное японское электропианино в хорошие руки, цена обсуждается...». Я набрал номер, и пока шли гудки, мой взгляд остановился на календаре — было 19 декабря — День памяти Николая Чудотворца. В голове промелькнула мысль: «Николай Угодник, помоги». Тут гудки прервались, мне ответил мужчина. И он представился... Николаем!
Я рассказал про дочь и обозначил сумму, которую готов заплатить за инструмент. Мы немного поговорили, и он обещал подумать. Тем же вечером Николай позвонил и сказал, что согласен. Утром, накануне Нового года, он сам привёз инструмент. К счастью, электропианино, в отличие от классического фортепиано, весит не так много — мы без проблем занесли его в квартиру.
Дочка была счастлива! А жена даже немного прослезилась от радости — ведь, это и для неё было неожиданностью! И для меня это утро стало по-настоящему радостным и праздничным! Спасибо Николаю и его небесному покровителю!
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
Деяния святых апостолов

Деян., 42 зач., XIX, 1-8.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Начну с очень странного вопроса: любите ли вы фильмы... с открытым финалом? Когда после просмотра остаётся устойчивое впечатление, что история-то так и непонятно, чем завершилась в итоге?
Отрывок из 19-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах за богослужением, рассказывает, что именно делали апостолы в ситуации «открытого финала» судьбы обращающегося в христианство человека. Давайте послушаем.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
Повествование книги Деяний — а именно история с ефесскими учениками, принявшими крещение от Иоанна — но не воспринявшие Святой Дух — очень хорошо показывает, что путь ко Христу может начаться с недостаточного знания — и в этом нет абсолютно ничего предосудительного! «Господь и намерение целует» — говорит святитель Иоанн Златоуст в своём слове на Пасху: если есть искренняя устремлённость к обретению истины — любой, даже кажущийся не совсем в правильную сторону шаг, действием Промысла Божия обязательно будет скорректирован в своё время.
Мне хочется ещё более заострить эту тему. Одна из важнейших функций Церкви как особого института — и в то же время Богочеловеческого организма — распознавать и помогать завершать такие «открытые финалы», или «незаконченные судьбы». У церковного человека должен быть развит — с позволения сказать, «обострённый духовный нюх» на любое искреннее, глубинное движение человеческой души по направлению к истине, к добру, к подлинной красоте — одним словом, к любому из атрибутов Божественных свойств. Симона Вейль, французская религиозная мыслительница, в одной из своих тетрадей пишет, что «внимание, в своём пределе, превращается в молитву». И куда бы ни обратил свой взгляд захваченный чем-то до предела человек — перед ним начинают открываться такие глубины, которые не могут не вести человека к Богу. Вот что она дальше пишет: «Поэт творит прекрасное, сосредоточив внимание на чём-то реальном. То же происходит и в акте любви... Подлинные ценности — истина, красота и добро — рождаются из одного и того же действия: полного приложения внимания к предмету».
Не в этом ли и заключается важная миссия Церкви сегодня, во времена господства информационного шума, тотальной рассредоточенности и поверхностности — приучать людей к неторопливому, вдумчивому, сфокусированному созерцанию? Ведь если научиться именно такому отношению к жизни — то абсолютно любой объект, или живое существо, или событие — легко могут стать ещё одной ступенькой в распознавании действия Живого Бога и через это — существенного укрепления в вере...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Песня»

Фото: 550Park Luxury Wedding Films / Unsplash
Рано утром выхожу из дома и сажусь в машину. Голова полна мыслей, сегодня столько дел. В спешке завожу двигатель и включается музыка. Отправляюсь на работу под неизвестную мне песню, но этот голос... очень знакомый. И слова... образы, каждый из которых мне так близок: «главное здание МГУ», «нас разделяют 800 километров»... Да это же поёт моя жена! Я-то думал, радио автоматически включилось, а оказалось, что в магнитолу кто-то вставил компакт-диск.
Только сейчас замечаю на пассажирском сиденье скрученную записку, обёрнутую праздничной лентой: «С Днём нашего венчания, любимый! Пусть эта песня напомнит о том, как всё начиналось...».
Слушаю композицию ещё раз пять. Прекрасная музыка, родной голос — звучит потрясающе! А главное — стихи! Они и правда вернули меня на 10 лет назад. Я вспомнил наше знакомство в главном здании МГУ, 800 километров — это расстояние от моего города до её. И наше венчание погожим весенним утром, когда было солнечно и тепло на душе, так же, как и сейчас.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе