Если я прихожу в гости, мы сидим пьём чай, после чаепития всегда стараюсь помочь и берусь мыть посуду. Собираю со стола чашки с блюдцами. Несмотря на лёгкий протест хозяйки, смело иду к раковине. «Да зачем? Я сама помою!» — отговаривает меня подруга, у которой гощу. А я думаю, что с её стороны это просто вежливость, нежелание меня утруждать, и продолжаю мыть.
До недавнего времени я считала это обычным делом, добрым делом, конечно, и не задумывалась о последствиях. Пока кто-то из знакомых, придя ко мне домой, не решил помыть мою посуду.
На раковине у меня лежат две губки. Одной мою посуду, другой — раковину. И вот я с ужасом обнаружила, что добросердечный гость помыл тарелки как раз губкой для раковины, особо не вдаваясь в детали моего хозяйства.
Во мне боролись противоположные чувства. С одной стороны, отмечала заботу и внимание и была благодарна за них. С другой — испытала чувство брезгливости и с грустью думала, что посуду придётся перемывать. Так, может, и моя «помощь» имела на самом деле такие же последствия?
Иногда наши инициативы, то есть то, что мы сами считаем благими начинаниями, носят характер «медвежьей услуги». Нам кажется, что делаем добрые дела, но не замечаем, как они становятся неудобством или даже искушением для других.
Что нужно, чтобы этого не происходило, и добрые дела оставались добрыми? Мне кажется, во-первых, быть очень чутким и эмпатичным человеком, чувствовать настроение ближнего и понимать, что ему действительно необходимо в этот момент. А, во-вторых, не стесняться лишний раз спросить разрешения, корректно уточнить детали. Какую тряпку можно взять, чтобы вытереть пыль? Могу ли я выбросить эту ненужную коробочку? Ты не будешь против, я очень хочу угостить тебя своим пирогом? Ведь тактичность — это проявление любви, а бесцеремонность — отсутствие внимания.
Мне кажется, что адресат обязательно оценит не только заботу и помощь, но ещё чуткость и деликатность своего благодетеля.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







