У нас в гостях была художественный руководитель фестиваля «Прима Домра», доцент Российской академии музыки имени Гнесиных Екатерина Мочалова.
Мы говорили об истории домры — знаменитого русского музыкального инструмента, как она стала значимой частью культуры и о том, как сегодня возрождается интерес к этому инструменту.
Ведущая: Анна Леонтьева
Анна Леонтьева
— Добрый «Светлый вечер». На Радио ВЕРА сегодня Екатерина Мочалова, художественный руководитель фестиваля «Прима Домра», доцент Российской академии музыки имени Гнесиных. У микрофона Анна Леонтьева. Екатерина, здравствуйте.
Екатерина Мочалова
— Добрый вечер.
Анна Леонтьева
— Спасибо, что нашли в вашем плотном фестивальном графике время к нам прийти и рассказать и про ваш путь в музыке и про ваш фестиваль. Фестиваль проходит на этот раз в Москве. Огромное культурное музыкальное событие. Начался он...
Екатерина Мочалова
— 21 апреля.
Анна Леонтьева
— 21 апреля, и какие-то события уже позади. Кстати, можно ли будет в записи как-то посмотреть то, что уже состоялось?
Екатерина Мочалова
— У нас есть прямые трансляции наших концертов, и они сохраняются. Это концерт-спектакль «Мастер и мандолина», который у нас прошел в Малом зале Московской консерватории. И программа «Многоликая мандолина», мандолина от эпохи барокко до современности в ансамблях, где участвовали замечательные молодые музыканты, это у нас было в Башмет центре. На нашем сайте primadomramsk.ru есть вся информация, в наших группах в социальных сетях. Добро пожаловать.
Анна Леонтьева
— Нужно сказать сначала, что фестиваль «Прима Домра» включает в себя огромные величины, такие, как Юрий Башмет, Борис Березовский, Андрей Мерзликин, состоялся в Москве впервые. До этого в 20-м году, если не ошибаюсь, фестиваль был в Тамбовской области, в Алтайском крае. Два слова, чему посвящен фестиваль, почему «Прима Домра»?
Екатерина Мочалова
— Фестиваль посвящен нашему замечательному русскому старинному инструменту с огромной историей, нашей русской красавице. Почему мы выбрали такое название «Прима Домра»? Потому что здесь какая-то игра слов со словом примадонна.
Анна Леонтьева
— Название прекрасное.
Екатерина Мочалова
— Мне кажется, что домра это такое женское олицетворение русской инструментальной музыкальной культуры. Балалайка — это русская удаль. Баян — русский богатырь. А домра, мне кажется, это русская женская душа. Тремоло, один из основных приемов игры на этом инструменте, очень многогранно, может изображать самые тонкие человеческие эмоции, которые мы переживаем, это один из самых выразительных, мне кажется, приемов вообще на всех инструментах. Поэтому я очень рада, что благодаря нашему фестивалю, в общем-то, в этом и идея фестиваля, показать красоту этого инструмента, нашего русского, нашего родного инструмента широкой публике. И это самое дорогое, когда люди приходят, узнают этот инструмент. Хотя на нем играет огромное количество людей, но как-то так сложилось, что домра находится где-то на втором месте по популярности у публики. Музыкальным символом России является балалайка, наверное. На домре играет не меньшее количество людей, но при этом она не так популярна. Здесь, мне кажется, какая-то есть несправедливость, и эту несправедливость мы решили на нашем фестивале восполнить. Поэтому назвали его «Прима Домра». И я верю, что все те, кто приходит на эти концерты, знакомится с этим инструментом впервые, обязательно его полюбят и почувствуют красоту нашей русской настоящей музыки и русской души.
Анна Леонтьева
— Фестиваль продолжается завтра, и далее мы поговорим об этих событиях, концертах, спектаклях, на которые еще можно прийти. Давайте начнем с начала, давайте начнем с вашего пути, начала любви к этому инструменту. Как это произошло?
Екатерина Мочалова
— Знаете, так сложилось, что даже где-то домра сама выбрала меня. Я помню, как я пришла в музыкальную школу, мне показывали разные инструменты, там была и флейта и виолончель, очень яркие детские воспоминания, мне было всего 6 лет, но я как будто вчера помню этот день. Помню даже, что шел дождь. И как я потом, уходя из музыкально школы, представляла себе только это инструмент. Мне дали ее в руки, я почувствовала, она такая кругленькая, такая приятная рядом с тобой, и я просто в нее влюбилась. У нас с ней какая-то любовь с первого взгляда сложилась, и так мы с ней и не расстаемся всю мою жизнь. Мы с ней друг друга понимаем. Действительно, какое-то такое попадание в инструмент, чему я очень рада. Поэтому с самого детства, как-то я почувствовала, будучи еще маленькой, что это мой инструмент.
Анна Леонтьева
— Потрясающе. То есть из всех инструментов в музыкальной школе вы увидели его.
Екатерина Мочалова
— Да, действительно, почему-то именно в домру я влюбилась и никакой другой не захотела даже смотреть.
Анна Леонтьева
— Екатерина, когда я смотрела ваши записи, вы так ее по-особенному держите, как-то прижимаете ее к груди, простите, ощущение, как ребенка прижимают к груди.
Екатерина Мочалова
— Действительно, музыканты очень трепетно относятся каждый к своему инструменту. С инструментом проводишь огромное количество времени, ты с ним разговариваешь, его голосом ты разговариваешь с публикой. Это такая магия, волшебство, когда складывается триединство: композитор, исполнитель и слушатель. Твой инструмент здесь — это твой голос, это твоя душа в этот момент, это умение говорить без слов, разговаривать с публикой, когда ты чувствуешь, что публика тебя понимает, это большое счастье, это дорогого стоит. Я думаю, что и публика всегда это чувствует, и когда я нахожусь в зале. Для этого собственно музыка и существует, чтобы говорить о каких-то очень дорогих, очень важных вещах, музыка делает этот мир лучше.
Анна Леонтьева
— Я не могла себе представить до того, как начала слушать, я не такой большой знаток музыки, честно скажу, я не глубоко в этой теме, но когда я начала слушать, я подумала, что же можно исполнить на этих трех струнах? И когда услышала, что это Моцарт, Вивальди и прочие великие композиторы, и какой древний, чистый голос у этого инструмента, я, конечно, была поражена.
Екатерина Мочалова
— Домра вообще очень многоликий инструмент, потому что здесь, как я уже сказала, и очень яркое русское начало, благодаря тремоло, благодаря тембру ее вообще, но и то, что это щипковый инструмент, роднит ее с эпохой барокко. На ней прекрасно звучит и лютневая музыка, и музыка, написанная для мандолины, потому что в то время голос и щипковый инструмент в музыкальном мире были такие герои номер один. На домре, как ни странно, звучит очень разная музыка и звучит очень ярко. Например, завтра в Малом зале Зарядье у нас будет джазовый концерт с участием замечательных прославленных музыкантов нашей страны братьев Ивановых, которые когда-то первыми стали победителями крупнейшего международного джазового конкурса и произвели просто фурор, показав всему миру, что в России есть настоящие джазмены. Завтра мы вместе с ними выступим. Это будет программа «Джаз на разных языках», она посвящена музыке разных стран, которую мы преломляем джазовым языком. Это будут и хорошо известные наши русские темы, и музыка Свиридова, и музыка Римского-Корсакова, и народные темы. Такой fusion-концерт, если можно так выразиться, и домра там тоже будет. Когда мы только попробовали так вместе играть, казалось бы, где домра и джаз, как это вообще можно сочетать? Но оказалось, что домра нашла там свое замечательное место. А вот 11 мая у нас будет еще одна очень интересная программа, которая называется «Вологодский круговорот» с участием нашего выдающегося актера Андрея Мерзликина и хора «Altro coro», ансамбль современной хоровой музыки Российской академии музыки имени Гнесиных. Им руководит Александр Сергеевич Рыжинский, это совершенно выдающийся коллектив, который поет самую разную музыку. Вместе с ними мы — не побоюсь этого слова, может быть, нескромно это прозвучит — открыли такое направление, как домра и хор. Это сочетание человеческого голоса, хорового пения, которое здесь как ничто другое связывает нас с русскими глубинными традициями, и православными традициями, конечно же, и щипковый инструмент, тремоло и голос человеческий и эти, опять же, лютневые переборы — в этом какое-то волшебство есть. Я помню, когда мы впервые попробовали, мы просто влюбились в это сочетание. Эта программа была создана специально для нашего фестиваля. Музыку написал Александр Владимирович Чайковский, в основе лежит книга Василия Белова «Лад» о русском быте, о русской духовности. Очень глубокая, очень пронзительная программа, она состоится в Большом зале Российской академии музыки имени Гнесиных. Домра и джаз, домра и хор, домра как героиня театрального действа, то, что было у нас на открытии. Там у нас была премьера музыкально-драматического спектакля «Державин» о том, что было бы, если бы встретились два наших великих поэта и деятеля Александр Сергеевич Пушкин и Гавриил Державин. Домра там была как раз артисткой этого спектакля. Это действительно очень многоликий инструмент. Вы правильно отметили, что она может звучать в самых разных жанрах, где-то здесь мы боремся со стереотипами, которые существуют, что домра это только народный инструмент, что домра это только оркестровый инструмент. Я очень много этого слышала и в детстве и в жизни, мне хочется, чтобы наши люди, наша страна, наши соотечественники знали ее, любили ее и приходили на наши концерты.
Анна Леонтьева
— В таком случае давайте уже послушаем какую-нибудь композицию. Что мы сейчас будем слушать? Потому что мы столько говорим, а хочется уже услышать.
Екатерина Мочалова
— Давайте обратимся к музыке классической, мы можем послушать сейчас Вольфганга Амадея Моцарта, прозвучит первая часть сонаты «До мажор».
Звучит музыка
Анна Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами Екатерина Мочалова, художественный руководитель фестиваля «Прима Домра», доцент Российской академии музыки имени Гнесиных. Екатерина, вы можете рассказать историю этого инструмента. Мы читаем, что у нее многовековая история. Может быть, кто-то не знает, в том числе и я, кстати.
Екатерина Мочалова
— Очень, надо сказать, драматичная история. Это старинный русский инструмент, который известен еще с 11-го века на Руси. У нас были такие бродячие музыканты, скоморохи, они играли на домрах. Вообще домра в какое-то время была необыкновенно популярным инструментом. Например, существовала потешная палата, где домрачи сотнями исчислялись и играли на этих инструментах. Существовали домерные ряды в Москве, где торговали домрами, и в летописях написано, что просто сотни инструментов там продавались. Но случилось такое драматическое событие, в 17-м веке в 1648-м году наш царь Алексей Михайлович запретил всё, что связано со скоморошеством, в том числе домры. Даже хранение домр подвергалось гонениям, они все были сожжены на берегу Москва реки. И полностью этот инструмент был забыт до конца 19-го века. В конце 19-го века наш выдающийся русский музыкант Василий Васильевич Андреев, подвижник, создатель великорусского оркестра в Петербурге воссоздал этот инструмент и дал ему новое дыхание. С этого момента домра попадает в сферу академической музыки. Появляется оркестр народных инструментов, которым восхищался наш император Николай II, который покорил всю Европу в то время. До сих пор существует и оркестр народных инструментов, и вот уже с середины 20-го века для домры начинают писать настоящую академическую музыку. В 1945-м году первый концерт для домры с оркестром был написан. Появляются такие имена наши выдающиеся, как Александр Цыганков, я думаю, что многие радиослушатели знакомы с этим именем, потому что это выдающийся виртуоз, это композитор, человек, который всему миру показал, что может домра, что она может звучать и как нежный инструмент, и виртуозный, и драматичный. Такими семимильными шагами мы идем. Казалось бы, такая академическая история всего лишь сто с небольшим лет существует, но вот к чему всё это привело.
Анна Леонтьева
— Я не знала этого исторического факта про Алексея Михайловича, это такая сложная была эпоха, эпоха раскола и всего.
Екатерина Мочалова
— Да, действительно, это было связано с гонениями Церкви на скоморохов.
Анна Леонтьева
— То, что вы упомянули, книга «Лад», очерки народной эстетики писателя Василия Белова, можно поподробнее об этой книге. Это очень интересно, это же собрание всяких народных традиций и обычаев.
Екатерина Мочалова
— Да, действительно, там описывается быт русского крестьянина, его переживания, его отношение к семье, к земле, к родине. Это была идея Андрея Мерзликина, это касается Русского Севера, там описывается о крестьянстве Русского Севера. Андрей Мерзликин из Вологды родом, он придумал такой проект, назвал его «Вологодский круговорот», ему хотелось как раз русскую историю здесь подчеркнуть. Поэтому у нас такой необычный состав: хор, домра, фортепиано и актер. Замечательно Андрей Ильич читает этот текст, замечательно перевоплощается, ты окунаешься в какой-то очень светлый и одновременно очень глубокий мир, совершенно другой. Может быть, мы сейчас далеки от него, но при этом он такой для нас родной. Эта программа в самое сердце, поэтому 11 мая мы вас приглашаем в зал Российской академии музыки имени Гнесиных почувствовать это, увидеть, услышать, и я уверена, что вы тоже будете в резонансе вместе с нами.
Анна Леонтьева
— Екатерина, как вы думаете, почему эта перекличка поколений происходит? Ведь это очень древние предания, какие-то обычаи, почему это может быть интересно современному человеку?
Екатерина Мочалова
— Ну, потому что это все равно про настоящее, про какие-то вещи непреходящие, они неизменны, такие понятия как дружба, любовь, духовность, вера — вечные, они не меняются со временем. Совершенно неважно, какие здесь предлагаемые обстоятельства и где ты живешь, это понятие не географическое, не временное. Как великая музыка, которая была написана много веков назад, до сих пор звучит современно, так и эти идеи, эти, казалось бы, простые слова, как например, когда ты слушаешь народные песни. Кстати говоря, в этой программе у нас участвует замечательная вокалистка Юлия Рыжинская, которая сама отыскала Вологодские народные песни, подходящие под эту программу, и очень красиво их исполняет, и даже пошила костюм, там всё настолько аутентично. Так вот эти песни. Казалось бы, иногда читаешь слова народной песни, там всё так просто, но в этом одном предложении можно выразить целый мир и то, о чем можно диссертацию, казалось бы, написать. Настолько они глубокие и одновременно простые. В этой простоте какая-то огромная сила, как и во всем том, что идет от народа. Я тоже помню своих бабушек, они были близки к земле, они работали на земле, они были очень искренними людьми. Я вспоминаю их и учусь, они были очень верующими людьми, и передавали мне какие-то такие правильные, мне кажется, идеи.
Анна Леонтьева
— Очень часто традиция веры передается через бабушек. У вас тоже так происходило в семье?
Екатерина Мочалова
— Да, конечно, они у меня живы, слава Богу, первые молитвы я выучила именно с бабушкой.
Анна Леонтьева
— И в церковь ходили с бабушкой?
Екатерина Мочалова
— И в церковь ходила с бабушкой, да.
Анна Леонтьева
— Екатерина, давайте, еще послушаем. Что вы нам еще принесли сегодня?
Екатерина Мочалова
— Теперь можно отправиться, например, в Италию и послушать замечательный пример того, как народная песня, попав в руки выдающегося виртуоза Никколо Паганини, облетела весь мир и теперь ее знают во всех странах. Кстати говоря, эта народная песня настолько резонирует, настолько откликается, что во многих странах ее тоже считают народной песней своих стран. Это песня, которая называется «Венецианский карнавал», это не песня — тема, обработал ее Никколо Паганини. Сейчас мы услышим, как она звучит на домре.
Звучит музыка
Анна Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами Екатерина Мочалова, художественный руководитель фестиваля «Прима Домра», доцент Российской академии музыки имени Гнесиных. У микрофона Анна Леонтьева. Мы вернемся к вам через минуту.
Анна Леонтьева
— Продолжается «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. «Светлый» и музыкальный сегодня вечер, потому что у нас в гостях Екатерина Мочалова, художественный руководитель фестиваля «Прима Домра», доцент Российской академии музыки имени Гнесиных. У микрофона Анна Леонтьева. Екатерина, вы музыкант, вы все-таки такой музыкант-музыкант, при этом вы вдохновитель и один из организаторов этого огромного культурно-музыкального мероприятия — фестиваля. Как это вам удается? Как вы совмещаете эти две ипостаси в себе?
Екатерина Мочалова
— Сама работа вдохновляет, и музыка вдохновляет. Меня часто спрашивают, как ты отдыхаешь? Я выхожу на сцену и там я как раз наполняюсь, потому что когда ты выходишь на сцену и чувствуешь вот эту необыкновенную отдачу от публики, вот это волшебство, общение без слов средствами звука — это настолько наполняет тебя. Сцена для меня — это лучшее место на земле. А организация фестиваля — это второе мое любимое дело, вернее, третье даже, потому что я еще преподаю в Российской академии музыки имени Гнесиных. У меня замечательные студенты, и заниматься с ними я тоже очень люблю. Ну а фестиваль — это была моя мечта, мне всегда хотелось сломить эти стереотипы, которые есть о домре в нашем мире, здесь я собственно этим и занимаюсь. Фестиваль это такая площадка, такая трибуна, можно сказать и площадка для экспериментов, потому что мне все время хотелось соединить домру и джазовый контрабас, скажем. Я помню, я позвонила нашему замечательному композитору Ефрему Подгайцу, попросила его написать двойной концерт для домры и джазового контрабаса. Он сначала мне сказал, что, наверное, мне послышалось, что-то говоришь совершенно непонятное для меня. Но потом появился замечательный концерт-рандеву, в котором домра — такое женское начало, а контрабас такой брутальный, мужской, мужественный и сильный. Этот контраст, они то ссорятся, то мирятся, то у них какой-то романтический дуэт звучит. Это только один из примеров, и всё это происходит на этом фестивале. Каждый какой-то эксперимент сочетания домры с чем-то совершенно новым — домра и орган, скажем, наша программа «Мастер и мандолина», домра и театральное действо — всегда очень страшно, честно говоря, в самом начале. Потому что ты не знаешь, что из этого получится, не будет ли то странно, не будет ли это вообще смешно, не будет ли это нелепо. Казалось бы, домра звучала всегда в народном оркестре или в народном ансамбле и замечательно. Но всегда получается новое сочетание, складывается, я влюбляюсь в него и потом думаю, как же я жила когда-то, когда не было домры и хора. Сейчас мы будем записывать целый диск, для нас написали музыку замечательные наши композиторы. Вообще мировые премьеры это... Поскольку инструмент молодой очень, музыки классической Моцарт не написал для домры, к сожалению, Вивальди не написал для домры, Бетховен не написал. А очень хочется играть такие шедевры, написанные именно для твоего инструмента. Каждый фестиваль это всегда мировые премьеры музыки, написанной специально для нас. В этом году для нас написал музыку замечательный композитор Валерий Воронов. Это была премьера сюиты «Капель» для домры и струнного оркестра, это прозвучало на открытии нашего фестиваля в зале Зарядье 21 апреля. Замечательная музыка. Вообще интересно, что каждый композитор слышит этот инструмент совершенно по-своему. Кто-то слышит и подчеркивает именно национальное русское начало. Кто-то слышит барочное здесь начало. А кто-то слышит домру совершенно авангардным инструментом, и это очень интересно. И порой эта музыка открывает что-то новое уже в инструменте и в тебе даже, потому что даже я не ожидала, что этот инструмент может звучать так. Очень много композиторов уже написали — возвращаясь к теме домры и хора — для нас, сейчас мы будем записывать диск с нашим замечательным хором «Altro coro». Поэтому наш фестиваль, как я уже сказала, это такая площадка для экспериментов для меня. Я всё это люблю, все направления своей деятельности, их невозможно разграничить, всё это вместе работает в одном котле, я бы сказала.
Анна Леонтьева
— А как удается такой звездный состав обеспечить фестивалю?
Екатерина Мочалова
— Это, наверное, большая удача, что такой выдающийся музыкант, как Юрий Башмет, народный артист СССР, который выступал на открытии нашего фестиваля, поверил в нас, поверил в наш фестиваль, поддержал. Я ему говорю: вы в нас поверили, и мы сами в себя поверили.
Анна Леонтьева
— Конечно.
Екатерина Мочалова
— Большое спасибо этим людям, что они с нами, что они нас поддерживают, что им тоже нравится этот инструмент, и вместе мы делаем какие-то такие интересные программы. Мы очень любим открывать новые таланты, это большая часть нашего фестиваля. И в этом году у нас тоже проходит конкурс молодых исполнителей. Мы получили огромное количество заявок, и 16 мая в зале академии имени Гнесиных у нас будет финал, где наши лучшие исполнители — по результатам всех отборов мы отберем 10 человек — выступят в сопровождении нашего выдающегося коллектива, Национального академического оркестра народных инструментов России имени Осипова. Это лучший народный оркестр в нашей стране, в котором я имела большую радость работать 10 лет, сейчас я являюсь солисткой и очень люблю действительно удивительное сочетание народных инструментов и удивительное звучание, которого нет больше в мире нигде. Наш русский народный оркестр — это сочетание и традиций и инноваций, он звучит очень современно, но при этом настолько тепло, настолько близко нам, русским людям. Я где-то даже завидую этим молодым людям, что они в таком возрасте будут иметь возможность выступить с таким коллективом. Я им желаю удачи, мы очень ждем новых имен. Мы всегда наших лауреатов приглашаем для участия в наших следующих фестивалях, они приезжают уже с сольными концертами, записывают диски. У нас есть специальный приз, у нас есть отбор фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой, это наши партнеры, наши друзья дорогие. Одному из наших лауреатов они дарят свою стипендию благотворительного фонда «Новые имена». Наша молодежь замечательная, кстати говоря, наши лауреаты выступят 7 мая, уже послезавтра это состоится в мемориальном музее имени Скрябина. Там будут играть лауреаты нашего конкурса, лауреаты разных лет, они все из разных городов, они очень творческие, будут играть свои какие-то обработки. Когда я открыла программу этого концерта, я просто удивилась, потому что этой молодежи не интересно играть то, что все сыграли до них. Им интересно делать что-то новое, интересно делать что-то свое, интересно играть современную музыку, и это очень здорово, что за нами идет такое поколение, мы с радостью его поддерживаем и идем вместе.
Анна Леонтьева
— Еще раз хочу напомнить радиослушателям, что прямую трансляцию с концертов — правильно я говорю, Екатерина? — можно послушать на сайте...
Екатерина Мочалова
— В наших соцсетях: в группе вконтакте, а также в телеграм канале будет трансляция, поэтому присоединяйтесь.
Анна Леонтьева
— А как найти вас?
Екатерина Мочалова
— Фестиваль «Прима Домра».
Анна Леонтьева
— Ты набираешь и попадаешь на страницу?
Екатерина Мочалова
— Да, наша официальная страница. Либо на нашем сайте primadomramsk.ru опубликована полная программа фестиваля, и информация о трансляциях там тоже будет.
Анна Леонтьева
— Ну да, чтобы все не завидовали сейчас москвичам, все-таки фестиваль состоится в Москве. И давайте послушаем что-нибудь еще. Какую композицию сейчас можем послушать?
Екатерина Мочалова
— Мы можем послушать концерт Антонио Вивальди, написанный для мандолины, это итальянская сестра нашей русской домры, тоже замечательный инструмент, который я очень люблю. Она, как я уже сказала, звучала на нашем фестивале. У нас были программы «Мастер и мандолина» и «Многоликая мандолина», и сейчас мы можем послушать. Мне кажется, одна из самых радостных и светлых мелодий вообще в мировой музыкальной культуре, это Ре-мажорный концерт для мандолины с оркестром Антонио Вивальди. А исполняем мы его вместе с выдающимся коллективом «Солисты Москвы» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета.
Звучит музыка
Анна Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами Екатерина Мочалова, художественный руководитель фестиваля «Прима Домра», доцент Российской академии музыки имени Гнесиных. Я правильно понимаю, Екатерина, что вы не только организовываете фестивали, вы еще организуете композиторов, чтобы они писали музыку для вас, для домры?
Екатерина Мочалова
— Обязательно. Как я уже сказала, это всегда большое событие на нашем фестивале, мировые премьеры. Каждый год мы заказываем музыку, я очень рада, что они откликаются. Например, для нас написал концерт для домры Александр Владимирович Чайковский, это выдающийся композитор, наш выдающийся современник, художественный руководитель Московской филармонии, председатель Совета Союза композиторов России и просто человек, который работает во всех музыкальных жанрах, он пишет оперы, балеты, симфонии. Из-под его пера появился концерт для домры с симфоническим оркестром. Я считаю, что это большое событие, очень люблю играть этот концерт. Домра заявляет о себе, благодаря этому. Когда появляется такая музыка, то можно говорить, что инструмент состоялся в академической музыке, по крайней мере, есть очень яркие примеры, достижения репертуарные. Еще один замечательный молодой композитор Кузьма Бодров, который в домре услышал сочетание русского и барочного начала, в его музыке эта грань все время соприкасается, очень интересно ее слышать. Он написал замечательный концерт для домры с оркестром и много музыки для домры с хором. Каждый фестиваль — это открытие новых имен. В Тамбове, где этот фестиваль родился, где появилась та команда, которой я очень благодарна, которая поддержала нас. Это и министерство культуры Тамбовской области, это музыкально-педагогический институт имени Рахманинова. Благодаря этому в Тамбове фестиваль проходит уже пять лет, там побывали выдающиеся наши музыканты. Это и Максим Дунаевский, это и Юрий Башмет, и Александр Чайковский.
Анна Леонтьева
— Ничего себе.
Екатерина Мочалова
— Екатерина Мечетина, Александр Рыжинский, можно долго продолжать. В прошлом году мы провели первый конкурс композиторов для домры в таких необычных сочетаниях: домра и струнный оркестр, домра и хор, домра и фортепиано и оркестр русских народных инструментов. Был такой резонанс, у нас было огромное количество заявок, к нам приехали композиторы со всей страны. Действительно, очень интересная музыка, был полный зал, я никогда этого не забуду, на конкурс композиторов на современную музыку были проданы все билеты. Браво тамбовчанам. Это было очень интересное событие, сейчас мы издаем эти ноты, и обязательно будем исполнять эту музыку. Конкурс был посвящен памяти Гавриила Державина, Василия Поленова и Сергея Рахманинова — это выдающиеся деятели, которые связаны именно с Тамбовской областью, которые там работали. Очень интересно, как домра здесь разговаривает языком этих авторов, картины Поленова звучат языком домры — это действительно такая красота. Многие авторы, которые никогда не писали для этого инструмента, обратились к нам, а это, наверное, самое дорогое.
Анна Леонтьева
— Екатерина, для такого неспециалиста, как я, вы можете по своему ощущению, по общению с этими инструментами сказать, домра и, как вы говорите, итальянская сестра мандолина, как по-разному ощущаются?
Екатерина Мочалова
— Это, как я уже сказала, две сестры, но две разные эстетики, хотя они появились примерно в одно и то же время, только домра в России, мандолина в Италии. Домра, как я уже сказала, была в сфере любительской, бродячих музыкантов. Нет даже ни одного изображения древнерусской домры точного, неизвестно, как на ней играли, сколько на ней было струн. А мандолина сразу попала... это обусловлено традициями музыкальными, которые развивались у нас. У нас, как известно, инструментальная музыка не была развита вплоть до 19-го века так активно, как в Европе. А там мандолина сразу попала в поле зрения выдающихся композиторов, и уже в 18-м веке для нее написал концерт Антонио Вивальди. Можно сказать, он стал просто крестным отцом мандолины, потому что все ее услышали, все ее полюбили, это стал инструмент высшего общества, очень женский романтический инструмент, даже были женские оркестры мандолинисток. Это вообще очень интересный инструмент, короли, королевы играли на этом инструменте. Потом уже она попала в Россию, и на ней играли наша императрица Мария Федоровна и дочь Льва Толстого, Татьяна Львовна. Они увлекались игрой на этом инструменте.
Анна Леонтьева
— Это было, наверное, очень престижно?
Екатерина Мочалова
— В то время вообще была мода на всё европейское. Но мне кажется, где-то она все-таки откликалась в душе русского человека, потому что она, опять же, близка и домре и балалайке и всей красоте. Это две сестры, они очень похожи, но одновременно с этим они разные. Домра это русская душа, это задушевное тремоло, это очень яркая виртуозность. А мандолина — это свет, блеск, какое-то мерцание итальянское, итальянский праздник, отношение к жизни, легкость. Действительно завораживает этот инструмент. Надо сказать, он в нашей стране сейчас очень активно развивается. У нас есть, например, ансамбль «Московская мандолина», который в Российской академии музыки имени Гнесиных существует уже больше 30 лет. Им руководит Вячеслав Павлович Круглов, народный артист России. Просто ты окунаешься, как будто ты падаешь в Венецию 19-го века, тебе хочется гулять по этим площадям в кринолиновом платье. Две разные культуры и два разных мира, можно сказать, эти инструменты.
Анна Леонтьева
— Которые встретились на вашем фестивале.
Екатерина Мочалова
— Которые встретились вообще сейчас в России, как-то они подружились, наконец. Музыканты играют и на домре и на мандолине. Когда это сочетается в одном концерте, мне кажется, это очень интересно.
Анна Леонтьева
— Мы поговорили с вами про события, которые предстоят москвичам, и все остальные кто заинтересуется нашей сегодняшней просветительской беседой, я не побоюсь этого слова, могут услышать всё, что будут слушать москвичи на сайте «Прима Домра». Давайте обсудим, какие еще события предстоят в ближайшее время.
Екатерина Мочалова
— Как я уже сказала, это конкурс молодых исполнителей, который у нас стартует с 12 мая, и 16 мая мы слушаем победителей. Параллельно с этим будут идти мастер-классы, мы приглашаем всех неравнодушных к домре, потому что у нас будут вести мастер-классы наши выдающиеся мастера: Вячеслав Павлович Круглов, Наталья Николаевна Шкребко — это виртуозы игры на этом инструменте, выдающиеся педагоги. А 18 мая планируется важное для нас событие — закрытие нашего фестиваля, концерт, который пройдет в филармонии-2 в концертном зале имени Рахманинова. В нем примут участие заслуженный артист России Борис Березовский, мне удалось его в нашу домровую компанию втянуть и соблазнить, мы с ним сыграем вместе в этом концерте. Также камерный оркестр Московской консерватории под управлением Феликса Коробова. И выступит победитель нашего конкурса, имени которого мы еще не знаем. Но будет очень интересный концерт, необычное сочетание: домра и камерный оркестр, и виртуоз, выдающийся наш исполнитель Борис Березовский. Поэтому мы вас с радостью приглашаем.
Анна Леонтьева
— Екатерина, когда вы начинали этот путь, вы сразу влюбились в этот инструмент, но у вас не было опасения, как вы продолжали развиваться — вы же из Белоруссии, вы из Белоруссии переехали в Москву — что это все-таки очень редкий инструмент и не все поймут его? Сейчас это уже понятно, композиторы на конкурсе, чтобы писать для вас музыку, огромный фестиваль, который прошел в Тамбовской области и в Алтайском крае. Наверное, очень красиво в Алтайском крае было. Не было ли таких опасений, что все-таки это не фортепиано, не такое богатство звуков?
Екатерина Мочалова
— С одной стороны, конечно, да, есть этот момент, потому что ты понимаешь, что играешь для академического мира на странном инструменте, даже многие композиторы, когда я к ним приходила и просила написать концерт для домры, они меня переспрашивали: для чего, для чего: А что это такое? А когда мы проводили конкурс композиторов, мы даже специально видео пособие сделали для композиторов, чтобы они увидели и услышали, как вообще для нее писать. Потому что напишите для домры, а как? Если композитор вообще никогда ее в жизни в глаза не видел? Конечно, такие опасения были. Но при этом, во-первых, я очень любила свой инструмент всегда, и, как я всегда говорю своим студентам, вот эти минусы нашего инструмента, что он не очень популярный, в плане репертуара мы ограничены, в этом есть и плюсы. Это поле для экспериментов, можно пробовать себя в разном, можно пробовать сочетать этот инструмент с совершенно, как я уже говорила, неожиданными другими инструментами, коллективами. Например, «Терем-квартет», казалось бы, они совершили революцию в свое время, потому что на народных инструментах стали играть кроссовер, стали играть такую музыку, которую на них, возможно, не играли никогда. Браво! Они привлекли к домре новую публику, а это самое главное.
Анна Леонтьева
— Европейскую публику в том числе.
Екатерина Мочалова
— Европейскую, да и нашу публику, которая никогда не ходила на народные инструменты, а это очень здорово. Кто-то, придя на концерт, скажем, джазовый с участием домры, услышит этот инструмент, а потом пригласит свою девушку уже на концерт классической домры. Это очень здорово. Я уважаю тех, кто работает в самых разных направлениях, развивает наш инструмент, я это поддерживаю. Главное, чтобы это было талантливо, конечно. Опасения? Вся наша жизнь состоит из опасений и надежды и веры в то, что ты из проб и ошибок, говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Всегда была вера и в инструмент и в то, что музыка это лучшая, и сцена это лучшее место на земле.
Анна Леонтьева
— Спасибо, что вы упомянули, во-первых, «Терем-квартет». Я тоже в процессе подготовки для себя открыла, там две домры...
Екатерина Мочалова
— Малая домра, альтовая домра, баян и контрабас.
Анна Леонтьева
— Или бас-балалайка тоже была использована.
Екатерина Мочалова
— Сейчас это классический контрабас.
Анна Леонтьева
— Потрясающая композиция. Рекомендуем с Екатериной вам послушать, потому что звучит очень необычно и очень захватывающе. И теперь поговорим о последней композиции за сегодняшнюю программу, которую мы можем дать послушать радиослушателям, чтобы не только говорить, а послушать, как это всё звучит, как вообще может звучать домра, какие сложные произведения можно на ней исполнять. У нас осталась композиция Баццини. Скажите пару слов.
Екатерина Мочалова
— «Хоровод гномов», это очень интересная музыка, это одно из самых виртуозных, мне кажется, скрипичных сочинений. Но я очень люблю его играть, потому что домра одновременно с тем, что это выразительный нежный, певучий инструмент, но и очень виртуозный и виртуозные ее возможности очень-очень широки. Баццини был огромным поклонником Никколо Паганини и мечтал с ним познакомиться. Он написал эту музыку как раз после знакомства с ним. Паганини услышал его музыку и благословил его. Он был сам виртуозом скрипачом, а мы на домре пытаемся также играть ярко, виртуозно, как и скрипачи, или может быть даже еще побыстрее иногда.
Анна Леонтьева
— Спасибо большое за эту и музыкальную и просветительскую, как я сказала, беседу. Напомню, что сегодня с нами и с вами была Екатерина Мочалова, художественный руководитель фестиваля, который идет еще в Москве завтра, послезавтра, 11, 16 и 18 мая. Информацию о фестивале можно посмотреть на сайте «Прима-Домра». Попасть, кто живет в Москве. А все остальные могут послушать то, что будет исполняться, в прямой трансляции или в записи. Екатерина Мочалова, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, познакомила нас сегодня с удивительным миром домры. У микрофона была Анна Леонтьева. Спасибо большое, Екатерина.
Екатерина Мочалова
— Спасибо вам большое.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
- «Женщина-христианка в современном мире». Дарья Сосновская
- «Как помнить о вечной жизни?» Священник Александр Насибулин, Алексей Волков, Яна Зотова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 45. Богослужебные чтения
Авторы Библии не были учёными и философами в привычном нам значении этого слова. Их работы — это не научные трактаты. Они не использовали сложную богословскую терминологию. Язык Библии — это зачастую язык поэтического образа. Библейские образы — это всегда живая и наглядная иллюстрация той или иной духовной истины. 45-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, служит этому ярким примером. Давайте послушаем.
Псалом 45.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь.
2 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах,
3 посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей.
4 Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.
5 Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.
6 Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра.
7 Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля.
8 Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш.
9 Придите и видите дела Господа, — какие произвёл Он опустошения на земле:
10 прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копьё, колесницы сжёг огнём.
11 Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесён в народах, превознесён на земле.
12 Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова.
Два ярких образа противопоставлены друг другу в начале только что прозвучавшего псалма. С одной стороны — это море. На уровне инстинкта во всяком из нас живёт страх перед его тёмными глубинами. Они могут таить в себе угрозу и смертельную опасность. А потому образ моря с его вечно волнующимися водами олицетворяет нестабильность, зыбкость и непредсказуемость жизни. В Священном Писании водные стихии нередко связаны с богоборческим началом. Однако у любого моря есть предел. Это горы и земля. Они противостоят водной стихии. Они символизируют твёрдость, устойчивость, незыблемость. Как говорится в другом псалме царя Давида, «Ты поста́вил зе́млю на твёрдых осно́вах: не поколе́блется она́ во ве́ки и ве́ки» (Пс. 103:5).
Контраст моря и земли помогает псалмопевцу передать важную мысль — даже если случится так, что «земля́ и го́ры дви́нутся в се́рдце море́й», то есть даже если то, что мы считали самым стабильным, начнёт вдруг стремительно меняться, даже если они в результате каких-то эсхатологических катаклизмов смешаются с водной стихией, станут её частью, Бог останется таким же, каким Он был всегда. Он вечный и неизменный. А потому, если хотим обрести настоящую опору в этой жизни, необходимо найти Бога и крепко держаться за Него.
В качестве примера такой удивительной устойчивости псалмопевец рисует ещё один образ — это некий город. О нём говорится, что он «свято́е жили́ще Всевы́шнего. Бог посреди́ его́; он не поколе́блется». Речь идёт не просто об Иерусалиме, в котором находился великий храм Соломона, но скорее о всём богоизбранном народе. Господь хранил и до сих пор хранит Своих людей вопреки всему. При этом, по словам псалмопевца, колеблются даже горы и земля, исчезают целые народа и царства, а Божий народ чудесным образом продолжает свой путь сквозь века.
Наконец, ещё один примечательный образ. В конце псалма мы слышим громогласный призыв: «остановитесь и позна́йте, что Я — Бог». Этот призыв адресован не только всем тем, кто, подобно водной стихии, бурлит и волнуется от злобы, страха и других тёмных движений души. Он адресован и всей природе в целом, всей жизни с её стихийной нестабильностью. Весь этот хаос по слову Творца умиряется, становится космосом, то есть порядком. И это прямо перекликается с тем, что сделал Христос, когда вместе с учениками попал в бурю на Генисаретском озере. Он обратился к стихии со словами: «умолкни, перестань». И как говорит Евангелие, «И ве́тер ути́х, и сде́лалась вели́кая тишина́» (Мк. 4:39).
Псалом 45. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 45. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Флп., 248 зач., IV, 10-23.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых важных навыков христианина состоит в том, чтобы, насколько это возможно для человека, не зависеть от внешних обстоятельств жизни, не зависеть от скудости или от изобилия, от собственного положения в обществе, и вообще от всего того, что закончится вместе с окончанием земной жизни. В идеале каждый христианин должен со временем прийти к такой свободе, однако её обрести могут совсем немногие. Одним из тех, кто сумел ещё во время земной жизни стать свободным от земного, был апостол Павел, и он рассказал о своём пути в 4-й главе Послания к Филиппийцам. Сегодня отрывок из этой главы звучит во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 4.
10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
В самом начале только что прозвучавшего отрывка Послания к Филиппийцам апостол Павел упомянул ту заботу, которую проявили о нём адресаты послания. Эта забота вызвала у апостола радость, но радость сугубо духовную, ведь помогающий другому — помогает в первую очередь самому себе, сам же Павел ни в чём материальном не нуждался, и этот факт он также упомянул в услышанном нами отрывке.
Далее апостол написал, что научился «быть довольным тем, что у него есть». Здесь можно было бы вспомнить и других — не имеющих никакого отношения к христианству — людей. В конце концов, аскетизм — это отнюдь не христианское изобретение. Однако Павел сделал две крайне важных оговорки. Во-первых, он упомянул, что умеет жить как в скудости, так и в изобилии. Во-вторых, он указал на Христа как на Источник своих сил.
Об этих двух апостольских оговорках нам стоит поразмышлять.
Опыт человечества показывает, что зачастую для нас большую опасность представляет не скудость, не бедность и даже не нищета, опаснее всего для человека бывает изобилие. Да, мы склонны к нему стремиться, оно кажется вожделенным, ведь при изобилии возникает иллюзия появления гарантий в нашей жизни, мы начинаем полагать, будто бы наша жизнь становится застрахованной, и мы можем быть совершенно спокойны за себя и за своих близких. Вместе с этим у человека пропадает необходимость веры в Бога и надежды на Него: для чего нужен Бог, если я способен сам устроить свою жизнь? А ещё от изобилия очень непросто отказаться, оно стремится лишить человека духовной свободы.
Апостол Павел, как и любой другой человек, был в зоне риска, и его тоже могло поработить изобилие. Однако с ним этого не произошло, и он не стал приписывать себе самому особые качества личности, нет, он, как и подобает христианину, указал на Христа: Христос давал апостолу возможность пережить и гонения, и непонимание, и тюремные заключения, и избиения, и скитания, и бедность, давал Господь Павлу и способность не потерять себя в изобилии, не стать рабом комфорта и обеспеченности. Христос, по вере Своего апостола, хранил его духовную свободу. Павел же указал нам на свободу жить по-евангельски как на высшую ценность, как на то, что способно привести нас ко спасению. Дай Бог, чтобы мы услышали и поняли мысль апостола Христова!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Дом, в котором живут онкобольные дети и их близкие

Саша Захарин сегодня живёт в «Добром доме» — это бесплатная гостиница для семей с онкобольными детьми, которые приезжают на лечение в Москву издалека. Сашу ребёнком уже не назовёшь, скорее юношей — ему 18, но всё равно его вместе с мамой приютили в «Добром доме». Семья прилетела в столицу из далёкой Томской области. То, что у молодого человека рак, выяснилось год назад на осмотре у врача. Из региональной больницы Сашу быстро направили в известный онкоцентр имени Блохина, где он и проходит лечение по сей день. Всё время находиться в больнице ему не нужно, достаточно вовремя приезжать на процедуры. Самостоятельно снимать жильё в Москве длительное время у семьи возможности нет, поэтому «Добрый дом» стал для родителей Саши огромной поддержкой.
В этой социальной гостинице семьи живут бесплатно и самое необходимое у них всегда под рукой — еда, средства гигиены и не только. В «Добром доме» есть большая кухня и свой огород на территории. Для детей оборудована игровая комната, а также место для обучения. Здесь созданы условия для того, чтобы онкобольные подопечные — маленькие и взрослые — могли жить и радоваться простым вещам, продолжать учиться и развиваться. Саша Захарин, например, дистанционно учится в колледже.
Все возможности, что есть в гостинице — это результат добрых дел тысяч неравнодушных людей. Вы тоже можете поддержать «Добрый дом» — место, где тяжелобольные дети и их близкие находят приют и утешение. Для этого оставьте любой благотворительный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







