
Жил-был в одном селе Петух. Много раз попадал он в лапы Лисы, но всякий раз удавалось ему спастись благодаря своему уму и находчивости.
Клевал однажды Петух на поляне за селом зёрнышки, вдруг видит: крадётся к нему Лиса. До дома бежать далеко, рыжая точно догонит и схватит. Ничего не оставалось Петуху, как взлететь на стоящий рядом вяз и кое-как примоститься на ветке.
Подошла к дереву Лиса и спрашивает:
— Эй, Петух? Почему ты, как только меня увидел, так высоко взлетел? Испугался что ли?
— А ты что, хотела бы, чтобы я побежал навстречу и стал с тобой обниматься? — ответил ей Петух.
— Вот именно! — говорил Лиса. — Разве ты не знаешь? Наш правитель по всем улицам и базарам разослал глашатаев и велел им кричать: «Отныне во всём моём государстве ни одна живая душа, ни один зверь не смеет обижать слабого. Да будут впредь волки и овцы пить воду из одного колодца, лисы и зайцы жить в одной норе, а соколы и воробьи жить в одном гнезде». Наверное, ты ещё ничего не слышал и не читал? Новые указы повелителя повсюду развешаны...
— Разумеется, читал, — говорит Петух. — Не одна ты у нас грамотная.
— А если так, спускайся скорее ко мне, пойдём с тобой вместе в лес гулять, — обрадовалась Лиса.
— Гулять хорошо с весёлой компанией, а не вдвоём, — отвечает Петух. — Сейчас спущусь. Ты только подожди немножко, пусть сюда подбегут другие звери. Мне хорошо сверху видно, как они к нам спешат. Тогда все вместе и погуляем.
— Что ещё за звери? Какие такие звери? — насторожилась Лиса.
Посмотрел Петух вдаль и говорит:
— За клубами пыли мне их плохо видно, они как ветер сюда летят. Похожи на волков, но вроде не они...
— Да ты получше приглядись, — просит Лиса.
— Серые — как волки, только уши и хвосты длинней, — говорит Петух. — Похожи на собак. Точно, это же овчарки моего хозяина. Мне уже и лай их слышно... Наверное, голодные.
— Овчарки?!! — воскликнула Лиса и, поджав хвост, бросилась в лес наутёк.
— Эй, почему ты убегаешь? — крикнул ей вдогонку Петух. — Мы же хотели вместе погулять?
— Я передумала. С тобой бы я, может, и погуляла, но только не с овчарками, — донеслось из-за кустов.
— Разве ты не говорила, что правитель повелел всем зверям не обижать слабых?
— А что, если овчарки были в степи и не слышали указа нашего повелителя? Вдруг они, в отличие от тебя, не грамотные и не сумели его прочесть? Ваши овчарки могут меня разорвать на куски.
Сказала это Лиса и скрылась в чаще.
А Петух слетел с дерева и поспешил домой, решив, что лучше он будет на хозяйском дворе зёрнышки искать под присмотром сторожевых собак. Так-то оно правильнее будет.
(по мотивам персидской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов