Тринадцатый век до нашей эры. Израильский народ долгих сорок лет бредет по пустыне. Позади Египетский плен, впереди – обещанная Богом Земля. Желанная цель уже почти достигнута, но тут на пути странников встает грозное препятствие - многочисленные и хорошо вооруженные ханаанские племена готовы биться насмерть за каждый метр плодородной земли. В Аиалонской долине, близ города Гаваон противника удается повергнуть, остается лишь нанести решающий удар! Но день клонится к вечеру, а это значит, что неприятель может отступить, воспользовавшись ночным мраком. И тогда вождь израильтян Иисус Навин дерзновенно восклицает, требуя невероятного: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиною Аиалонскою!». И, как свидетельствует Библия, невероятное произошло - «солнце остановилось, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим».
«Солнце остановилось». Это кажется невозможным. Однако рассказ о солнце, неподвижно застывшем в небе, можно найти в летописях греков, египтян, китайцев и мексиканцев. История о двойном дне встречается также в финских, японских и перуанских народных преданиях. «Лишние» сутки обнаруживали в своих исследованиях историки и астрономы. Сотрудник Гарвардской обсерватории Эдвард Чарльз Пикеринг дважды вычислил день сражения Иисуса Навина. Выводы, к которым он пришел, поразили все научное сообщество.
Если производить вычисления, отталкиваясь от первого зарегистрированного в древних египетских хрониках солнцестояния, оказывается, что битва при Гаваоне состоялась во вторник. А если делать расчеты в обратном порядке, начиная от сегодняшнего момента, это же событие приходится на среду. Получается, что один и тот же день длился двое календарных суток!
Американский профессор Чарльз Тоттен, проведя серию обстоятельных и сложных математических вычислений, также пришел к выводу, что на земле существовал неучтенный день. Однако, исследования Тоттена показали, что в дополнительных сутках на долю битвы при Гаваоне приходится лишь двадцать три часа двадцать минут. Возникает вопрос - куда делись недостающие сорок минут? Недоумение разрешил английский астроном Эдвард Уолтер Маундер, сотрудник Гринвичской обсерватории, автор книги «Астрономия Библии»
Вычисления профессора Тоттена доказали, что из двадцати четырех неучтенных часов мировой истории ко времени Иисуса Навина может быть отнесено только двадцать три часа и двадцать минут. В Священном Писании сказано: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день». Ученые предположили, что слово «почти» указывает именно на эти недостающие сорок минут. То есть, получается, что в земную историю вошел неполный лишний день? Но это противоречит вычислениям Эдварда Чарльза Пикеринга, который обнаружил в календаре двадцать четыре неучтенных часа. А если предположить, что дополнительные сорок минут были подарены людям в какой-то иной исторический момент?
Действительно! В Священном писании упомянут еще один случай замедления времени - он произошел в восьмом веке до нашей эры. Входящая в Библию Четвертая книга Царств описывает его так. Пророк Исайя предрек тяжело больному царю Езекии скорую смерть. Самодержец, получив скорбное известие, стал горько плакать и просить Бога о продлении жизни. И Создатель откликнулся на его молитву. Исайя получил от Бога повеление незамедлительно вернуться в царский дворец и сказать Езекии, что тот выздоровеет. Царь не решался поверить в столько радостную перемену его судьбы, он попросил знАмения в знак того, что Пророк говорит правду. И тогда тень на солнечных часах возвратилась назад на десять ступеней! «Десять ступеней» солнечных часов равняются как раз сорока минутам. Именно этих минут и не доставало в дополнительных сутках земной истории, и они были восполнены! Мы опять имеем образец точности священных страниц Библии.
Даже в атеистическое советское время в академической литературе, издаваемой в России, вопрос о невероятно продолжительном дне Иисуса Навина осторожно назывался дискуссионным. Сегодня же ученые признают- вопреки всем существующим законам двойной день в земной хронологии действительно был. Это событие показывает всему миру, Кто является Верховным Законодателем природы и истории.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница