
Фото: PxHere
Случалась ли с вами такая ситуация: даёте почитать книгу из своей библиотеки — и она уже к вам не возвращается. То вы забыли, кому вручили издание, то взявший книгу так давно её держит у себя, что уже не помнит, чья она. Думаю, что подобные истории не редки. Более того, именно из-за таких случаев и появился экслибрис — специальный знак, который указывает на принадлежность книги владельцу. Слово происходит от латинского «экс либрис» и означает «из книг». Например, «из книг Нины Резник».
Ещё древние рукописи и манускрипты могли содержать указания на владельца или автора. Однако большое распространение экслибрис получает с развитием книгопечатания. Первые издания стоили дорого, поэтому такой знак собственника был очень востребован. Ставился он обычно на внутренней стороне обложки.
Один из первых экслибрисов на печатных книгах принадлежал немецкому монаху Хильпранду Бранденбургу, жившему в XV-м веке. Его знак выглядел как маленькая гравюра с изображением ангела со щитом.
А потом экслибрис начали заказывать не только ради обозначения собственности, но и для украшения. И постепенно он стал самостоятельным произведением графического искусства. Создателями книжных знаков были известные мастера. Например, Альбрехт Дюрер, которого мы знаем по иллюстрациям к Библии, создал около ста экслибрисов на заказ. Художники Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Михаил Врубель, Виктор Васнецов и многие другие делали рисунки для владельцев библиотек.
В создании книжной эмблемы фантазия художника и собственника изданий не ограничена. Например, экслибрис знаменитого писателя-фантаста XX-го века Аркадия Стругацкого содержит изображение человеческой головы на механических ногах — явная отсылка к научной фантастике.
Нередко в книжных знаках отражаются образы христианских святых. Одним из самых популярных является святой Георгий Победоносец. Например, в 1998 году на выставке экслибрисов в Италии свои работы, посвященные именно этому святому, представили 327 художников из 31 страны.
Зачастую, собирая с любовью домашнюю библиотеку, мы хотели бы оставить дорогие сердцу издания нашим детям и внукам. Поэтому каждый может создать свой экслибрис вручную или заказать специальную печать у дизайнера, и проставить собственный знак на любимых книгах.
Все выпуски программы: Сила слова
- Воспрещён и запрещён — в чём разница?
- Что такое народная этимология
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Справедливость». Протоиерей Григорий Крыжановский, Елена Смаглюк, Ксения Степанищева
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» протоиерей Григорий Крыжановский, адвокат Ксения Степанищева и культуролог Елена Смаглюк размышляли о том, что такое справедливость, возможна ли она в земной жизни и как она проявляется в отношениях между людьми и между Богом и человеком.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).