
Осенью 1914-го года Первый Его Величества лейб-гвардейский стрелковый полк отходил с фронта в резерв. Расположились в деревне Махово. Впереди у солдат и командиров было несколько дней, чтобы перевести дух и восстановить силы. Шла Первая Мировая война. 29-го ноября в большой избе, отведённой под штаб, солдаты и офицеры пили чай. Вдруг отворилась дверь. На пороге стоял молодой монах. Перекрестившись, он обратился к присутствующим: «Мир вам! Я — иеромонах Амвросий (Матвеев), назначен к вам полковым священником».
Бойцы радостно приветствовали батюшку — уже несколько месяцев полк оставался без пастыря. Прежний был вынужден покинуть свой пост из-за болезни. В тот же вечер отец Амвросий исповедовал бойцов, а наутро совершил Литургию и приобщил Святых Тайн. Во время Причастия поступил приказ выступать. Шла перегруппировка армий, и полку предстоял поход до польского города Ломжи. Солдаты ожидали, что священник, как водится, поедет с обозом. Однако неожиданно увидели его впереди всех — с посохом в руках батюшка шагал рядом со знаменосцем. Кто-то из офицеров предложил ему сесть в повозку. Но отец Амвросий отвечал: «Воины идут пешком, я с ними».
Во время привалов иеромонах охотно общался с гвардейцами, рассказывал им о своей жизни. Родом батюшка был из Тверской губернии, происходил из крестьян. В юности работал в родном селе кузнецом. Потом забрали в солдаты. Служить довелось на Дальнем Востоке. Дослужился до младшего унтер-офицера, и повоевать пришлось — как раз началась Русско-Японская война. Из армии — сразу в монастырь, Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер. Сначала послушником, а потом и монахом. В 1914-м, в самом начале Первой мировой войны, Амвросия (Матвеева) откомандировали военным священником на фронт. Так батюшка попал в Его Величества Лейб-гвардейский стрелковый полк. Один из его офицеров, поручик Алексей Деревицкий, оставил довольно подробные свидетельства об иеромонахе. К примеру, он вспоминал, что при отце Амвросии на службы в походную церковь являлся весь полк; приходили даже католики и лютеране.
Под Ломжей полк сразу же попал под вражеские пули. Поручик Деревицкий вспоминал, как в самый разгар артиллерийского обстрела вдруг появился отец Амвросий с высоко поднятым деревянным крестом. Солдаты изумлённо переговаривались: «Ему бы в укрытии сидеть, а он к нам пришёл!» С тех пор, каждый раз, как только начинался обстрел, в гуще боя появлялся батюшка Амвросий с крестом в руке. Благословлял воинов, молился. В апреле 1915-го года в полк поступила неожиданная депеша: приказ о переводе иеромонаха Амвросия (Матвеева) на службу в Третий гренадерский Перновский полк. Со слезами на глазах провожали стрелки своего пастыря.
Гренадеры стояли в резерве под Ковно — современным литовским городом Каунасом. Однако в июне поступил приказ — срочно выступить на фронт в помощь одному из корпусов. 24-го числа полк вступил в бой. Силы были неравными — противник значительно превосходил русских солдат по численности и хорошо подготовился к обороне. После нескольких безрезультатных атак гренадеры решили прекратить штурм. И тут перед ними появился отец Амвросий. Он проникновенно заговорил с солдатами — о вере, святом долге, о Родине. А потом высоко поднял крест и бесстрашно двинулся к вражеским позициям. Воины встрепенулись. Слова батюшки глубоко их тронули. И с криками «За святую Русь!» ринулись в атаку. Победа осталась за гренадерами. После сражения среди убитых солдаты нашли и своего батюшку...
Иеромонах Амвросий (Матвеев) пал смертью «за други своя». Тело его отправили в Нило-Столобенскую пустынь. В родном монастыре он обрёл свой последний приют. Командир гренадеров ходатайствовал о посмертном награждении отца Амвросия орденом Святого Георгия. Просьба эта была исполнена. О подвиге полкового священника помнят и сегодня. В 2021-м году по инициативе Российского военно-исторического общества на территории Нило-Столобенской пустыни установлен памятник герою Первой Мировой войны, иеромонаху Амвросию (Матвееву).
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Жизнь на ферме». Александра Никитина

Гостьей программы «Вечер воскресенья» была фермер, многодетная мама Александра Никитина.
Наша гостья рассказала свою удивительную историю знакомства с будущим мужем по благословению старца Илия, а также о том, как будучи городской девушкой, переехала в деревню и начала с мужем развивать фермерское хозяйство.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Отношение к инакомыслящим». Протоиерей Михаил Богатырев, Марина Пичугина, Илья Муромский
В этом выпуске протоиерей Михаил Богатырев, учитель начальных классов Марина Пичугина и журналист Илья Муромский размышляли над тем, как строить свои отношения с инакомыслящими людьми, как говорить о вере с атеистами и людьми иных религиозных взглядов, и может ли мешать настоящей дружбе и любви разница в мировоззрении.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 21. Богослужебные чтения

Царя Давида не зря называют пророком. В его псалмах — поэтических произведениях — нередко находятся образы, имеющие отношение не только к жизни самого Давида, но и к служению Иисуса Христа. Пророческий характер имеет и псалом 21-й, который звучит сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Псалом 21.
1 Начальнику хора.
При появлении зари. Псалом Давида.
2 Боже мой! Боже мой! внемли мне, для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.
3 Боже мой! я вопию днём, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения.
4 Но Ты, Святой, живёшь среди славословий Израиля.
5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;
6 к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.
7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:
9 «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасёт, если он угоден Ему».
10 Но Ты извёл меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.
11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой.
12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.
13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,
14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце моё сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свёл меня к персти смертной.
17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;
21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;
22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.
23 Буду возвещать имя Твоё братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.
24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. Всё семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним всё семя Израиля,
25 ибо Он не презрел и не пренебрёг скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.
26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.
27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!
28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
29 ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами.
30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.
31 Потомство моё будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:
32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.
Прозвучавший сейчас 21-й псалом был написан Давидом в годы, когда его преследовал сошедший с ума царь Саул. Саул, лишённый благословения Божия и права на царство из-за предательства веры, узнал, что вместо него на царство поставлен Давид. Грешный правитель не смирился и решил до последнего цепляться за власть. Даже если для этого потребуется убить Давида и его сторонников. На Давида началась облава. В итоге пророка фактически загнали в угол. Встреча с Саулом и его войском была неизбежной и грозила кровавой катастрофой.
Псалом 21-й — это настоящий крик отчаяния. Давид представляет, как его схватят и распнут. Ведь именно так поступали с государственными преступниками в те времена. Пророк описывает, как будут кровоточить его раны, как распинатели будут делить его одежды. Но ничего подобного с Давидом не произошло. Неожиданно на Израильское царство напали враги. Саулу пришлось спешно защищаться от них. И вскоре безумный царь и вовсе погиб, наложив на себя руки. Но то, что не произошло с Давидом, в точности исполнилось в отношении его потомка — Иисуса Христа.
Спасителя его враги тоже загнали в угол, затем схватили, били и, наконец, распяли. И Христос видел, как у подножия креста гонители бросают жребий, деля между собой одежды Сына Божьего. Возникает вопрос — почему Господь Давида пожалел, избавил его от страданий, а Христа нет? Конечно, за Бога мы ответить не в состоянии. Но можем сделать предположение.
У Давида и у Христа имелись разные задачи. А именно. Давид должен был уцелеть и взойти на царский трон. Не для того, чтобы наслаждаться властью, а чтобы охранять народ еврейский, заботиться о нём, чтобы внутри него со временем произошло чудо Боговоплощения. Христос же не нуждался в земной власти. Он призван был умереть, а затем через воскресение из мёртвых смерть победить. И после этого вознести человечество Своё на высоту Божественную, чтобы нам, верующим в Него, продолжить путь туда же.
Псалом 21. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 21. (Церковно-славянский перевод)