
Сегодня 6 апреля. Церковь чтит Икону Богородицы «Тучная Гора».
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Икона «Тучная гора» была обретена и началось её почитание около 300 лет назад в доме одной женщины благородного происхождения, которая от отчаяния из-за семейных неустройств была готова наложить на себя руки. Ей встретился монах, которого впоследствии никто не видел и не мог найти. Он сказал ей в утешение: «Зря ты с такими отчаянными мыслями мечешься. Иди на чердаке отыщи икону, которая забытая там всеми находится, и молись перед ней, и всё управится в доме твоём». Она послушалась этого совета непонятного, неизвестно откуда взявшегося и куда исчезнувшего монаха. Была обретена икона крупного размера, которая и была отмыта, размещена с почётом, перед которой были приносимы мольбы этой женщины, и действительно всё в доме и в жизни её наладилось. Икона стала семейной святыней, передаваемой из поколения в поколение, а уже в XIX веке одним из её потомков было принято решение передать в храм, находящийся неподалёку. Икона была утрачена в революционное лихолетье, а уже в последние десятилетия по благословению правящего архиерея написан почитаемый список, перед которым и поныне совершаются особо значительные богослужения, приносятся многие молитвенные песнопения, и уже регистрируется немало чудес, совершившихся по молитвам перед этим образом.
Все выпуски программы Актуальная тема
«Искусство светское и церковное». Протоиерей Владислав Провоторов

Гостем нового выпуска «Светлого вечера» стал протоиерей Владислав Провоторов — настоятель Благовещенского храма села Павловская-Слобода, почётный член Российской академии художеств и член Союза художников России. Он рассказал о своём творческом пути и размышлял о том, как искусство вплетается в жизнь верующего человека.
Отец Владислав подчеркнул, что заниматься искусством для человека, имеющего творческий потенциал и таланты от Бога, — естественно и правильно. Он отметил, что церковное и светское искусство на протяжении веков находили точки соприкосновения. По его мнению, творчество, основанное на глубоком духовном поиске, способно выражать искренние чувства и сохранять христианские ценности.
Особое внимание в разговоре уделили теме взаимодействия светского и церковного искусства в XX веке. Отец Владислав рассказал, как в советское время социалистический реализм стал единственно признанным направлением искусства, и как художники сталкивались с идеологическим давлением, стремясь сохранить искренность самовыражения.
Протоиерей Владислав поделился своим взглядом на светское искусство и подчеркнул, что оно может быть полезным для верующего человека, если в нём выражена живая духовная основа. «Творчество связано с духовным состоянием человека. Если художник искренне верующий, это отражается в его работах», — отметил он.
Этот выпуск «Светлого вечера» — размышление о месте искусства в духовной жизни и о том, как современный человек может найти баланс между верой и творчеством.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 141. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если посещать все уставные богослужения Великого поста, то мы будем проводить в храмовой молитве не менее восьми часов в день. А если к этим часам прибавить ещё и домашние молитвы, то время беседы с Богом превысит и время сна, и время трудовой деятельности. Нет, Церковь не призывает нас отводить молитве столько времени, она лишь указывает на то, что молитва должна быть центром жизни христианина. С одной стороны, мы это и сами прекрасно понимаем. С другой же стороны нельзя не заметить, что абсолютное большинство наших молитв остаётся без ответа: мы произносим молитвенные воззвания, но мало что меняется, и мы, к примеру, годами не можем избавиться от своих страстей. Почему так? Почему Бог медлит в исполнении наших молитвенных просьб? Один из возможных ответов предлагает нам звучащий сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах 141-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 141.
Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере.
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился;
2 излил пред Ним моление моё; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище моё и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Только что прозвучавший псалом начался с очень любопытных слов, на которые стоит обратить внимание: «Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился» (Пс. 141:1). Казалось бы: для чего вообще нужна эта фраза, ведь ясно же, что голос — это инструмент молитвы? Мы становимся перед иконами, или же каким-то иным образом поставляем себе перед Господом, и начинаем молиться, произнося те или иные слова. По какой же причине псалмопевец счёл необходимым начать псалом именно так?
Довольно любопытный и, как кажется, очень верный ответ на этот вопрос дал блаженный Августин, который заметил, что «многие взывают к Господу не своим голосом, но голосом своего тела». И в самом деле: мы зачастую произносим молитвенные слова лишь голосом нашего тела, тогда как нас самих в этом голосе нет, бывает, что мы и вовсе витаем во время молитвы где-то очень далеко, соответственно, наш истинный голос витает вместе с нами. По мысли блаженного Августина, в псалме под словом «голос» понимается нечто значительно более глубокое и важное, чем способность речёвого аппарата человека генерировать акустические волны. Сам блаженный Августин продолжил свою мысль так: «Внутренний человек, в котором верою начал вселяться Христос, не шумом уст своих, но умилением сердца своего, взывает к Господу. Бог не слышит там, где слышит человек: если ты не возопиешь голосом лёгких, рёбер и языка, человек не услышит тебя: мысли твои — это твой крик к Господу».
Получается, что истинный наш голос — это голос внутренних устремлений. Обратиться этим голосом к Богу мы становимся способны тогда, когда мысль не рассеяна, когда она без остатка устремлена к Богу. Такое случается, увы, нечасто. Как правило, к такой молитве мы становимся способны лишь в минуты крайнего отчаяния, того отчаяния, которым наполнен услышанный нами сегодня псалом. Однако стоит помнить, что Бог потому и попускает нам переживать непростые моменты, что они мало-помалу учат нас истинной молитве, которая должна стать нашим постоянным спутником.
Псалом 141. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 141. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 141. На струнах Псалтири
Учение Давида.
Молитва его, когда он был в пещере
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился.
2 Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог. Избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.