
15 марта на 94-м году жизни отошёл ко Господу схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О своем общении с ним рассказывает заместитель председателя комиссии по демографии Общественной палаты Российской Федерации, член совета при Правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере — Наталья Москвитина.
Отец Илий очень большое внимание уделял антиабортным проектам. Он всегда из этой очереди, которая к нему бесконечно тянулась из разных людей, выдергивал тех, которые занимаются антиабортом, и всегда им какое-то напутствие давал, и говорил, что не сворачивайте с этого направления, что уже встали, идите. Это такое Богом данное, сложное очень служение, и очищайте Россию от абортов. И он всегда говорил, что это детоубийство, это страшная зараза, язва России. И как бы я ни задумывала, ни планировала, какие бы у меня ни были планы приехать к нему, я у него всегда оказывалась как по воле Божьей, совершенно в другое время, с другими людьми, и постоянно с какой-то периодичностью, как будто бы случайно, и вот я снова отца Илия. И он в конце жизни плохо слышал, но когда я просто слово антиаборт говорила, он превращался весь во слух и сразу начинал подбадривать и поддерживать, и говорить, что это схватка с самим дьяволом, иди, ничего не бойся, и это твой путь, и легко вообще никогда не будет. И, конечно, в самые темные дни, когда вот казалось, что вообще просто одна, и непонятно, как эту ношу тянуть, и, собственно, от деятельности любого фонда зависит большое количество людей, женщин, младенцев, семей. И ты думаешь: о Господи! Ну как? Управь. И вот эти слова отца Илия, они, конечно, были в самом сокровенном месте сердца, души. И сейчас, когда отца Илия нет, я тоже их вспоминаю, но смерти нет.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 марта. О хранении уст

В 13-й главе книги притчей Соломоновых есть слова: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою».
О хранении уст — священник Николай Конюхов.
Большое количество наших проблем как раз берутся от того, что мы невоздержаны в своей речи, особенно что касается разговоров про других людей. То есть люди очень мало говорят про себя. Точнее, даже осуждая других, они говорят про себя. Человек, который вечно всех обвиняет в гордости, наверняка сам болен этим заболеванием. Если он везде видит какой-то блуд и разврат, может быть, его сердце разрывается от этого огня и так далее. И поэтому вот это невоздержание языка, когда мы то, что у человека в уме, то и на языке. То есть он прямо всё выпаливает и не готов даже отрефлексировать: что я хочу сказать, как мои слова отзовутся в сердце человека, может, ему будет больно, неприятно. А вот мне самое главное высказать — в этом есть, конечно, гордыня, глубокое повреждение. И наоборот, те святые отцы, которые воздерживали язык и старались быть именно деятелями не слова, но дела. Потому что, в конце концов, важны именно поступки человека, в том числе и в семейной жизни это важно, и, безусловно, это важно в жизни духовной.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 марта. О тоске и печали

В 12-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его».
О тоске и печали — священник Родион Петриков.
Тоска, о которой говорится в этом стихе, это глубокая печаль или уныние, которая может подавлять человека, лишая его радости и энергии. Однако важно отметить, что тоска здесь не связана с духовным поиском или тоской по Богу. Скорее, это повседневные переживания, которые возникают из-за жизненных трудностей, одиночества или разочарования. Тоска не по Богу — это чувство, которое иногда захватывает нас, когда что-то не сбывается в нашей маленькой и временной жизни. Однако эти лишения так разбивают нас, что словно закрывают нам взгляд в вечность и как будто лишают памяти о том, что Бог предуготовил нам дар вечной жизни и дар спасения души. Именно от такой тоски и печали апостол Павел предупредил в послании Коринфянам: «Печаль мирская производит смерть». Что же можно ответить этой тоске, печали и навалившемуся унынию? Ответ можно найти в 46-м псалме. «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».
Все выпуски программы Актуальная тема
26 марта. О личности Василия Адодурова

Сегодня 26 марта. В этот день в 1709 году родился русский филолог, математик, учитель Михаила Ломоносова и Екатерины II Василий Адодуров.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Василий Адодуров — это подлинный универсал, человек разносторонних знаний. Но лучше всего, думаю, характеризует его Екатерина II, ведь именно у этой блестящей императрицы Василий Адодуров был учителем словесности. Он ее, воспитанную в Германии, учил русскому языку, и так успешно, что записки Екатерины II сегодня являются поистине классическим наследием подобного жанра. Будучи уже в зрелом возрасте куратором Московской академии, Василий Адодуров соединял с ученостью и глубокую религиозность. И как приятно сегодня нам воспоминуть этого патриота России, украшения российской науки, истинного члена русской православной церкви. И помолимся о его упокоении, дабы он помолился за нас, и каждый из нас на своем месте трудился бы так же вдохновенно и плодоносно, как раб Божий Василий.
Все выпуски программы Актуальная тема