Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сейчас идёт Великий пост, и многие воспринимают его как какое-то непонятное, ненужное и тяжёлое бремя. Подобным образом мы иной раз относимся и к другим церковным установлениям, которые так или иначе, но имеют своим основанием волю Божию. Вообще, зачастую кажется, будто бы Бог нас подавляет, заставляет втискиваться в какие-то ничем вразумительным не обоснованные рамки. Иногда хочется, чтобы Бог и Его Церковь попросту оставили нас в покое. И, как мы знаем, такие мысли можно услышать повсюду. Любопытно, что они есть и в Священном Писании. В частности, в 80-м псалме, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 80.
1 Начальнику хора.
На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы.
Оптимистичное и радостное начало только что прозвучавшего псалма резко контрастирует с его второй половиной: в начале псалмопевец призывает воспевать Бога, Который соделал много славного для израильского народа, но после речь заходит о неблагодарности израильтян, о том, что народ не был послушен Богу и не покорялся Ему.
Какова же была реакция Бога на эти грехи народа? Ответ мы слышим здесь же: «Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам» (Пс. 80:13). В псалме эта фраза представлена как самое тяжёлое из всех возможных наказаний, и если вдуматься, то оно действительно является таковым.
Непослушание Богу по своей сути равно стремлению к тому, чтобы Бог и вовсе никак не участвовал в жизни человека. И Бог идёт на это, ведь Он никогда Себя никому не навязывает. Что же получается тогда, когда Бог отходит в сторону?
Книги Ветхого Завета дают нам исчерпывающий ответ на этот вопрос: если Бог устраняется, то народ попросту перестаёт понимать, как ему жить, следствием чего становятся различные катаклизмы — от нравственных преступлений до войн и голода. Ошибкой было бы думать, что описанные в Библии беды отказавшегося от исполнения воли Божией народа — это месть обиженного Бога. Бог не может быть обижен, ведь Он не человек, и мстить Он тоже не может, ведь невозможно представить месть Творца Своему творению, но Бог может попросту оставить человека жить так, как того хочет сам человек, и последствия такого оставления всегда ужасны. Не стоит об этом забывать.
Псалом 80. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 80. (Церковно-славянский перевод)
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











