
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 115 зач., XIV, 19-26.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послезавтра начнётся Великий пост. Из года в год Церковь во время подготовки к посту наставляет нас теми отрывками Священного Писания, которые раскрывают сущность христианского отношения к пище и к ближним. Сегодня во время литургии в православных храмах тоже звучит такой отрывок. Он взят из 14-й главы Послания святого апостола Павла к Римлянам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 14.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
Пожалуй, первая строка только что прозвучавшего отрывка Послания к Римлянам может быть девизом любого христианского поста, и эту строчку нам стоит выучить наизусть, благо, она совсем небольшая: «Будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14:19).
Далее апостол Павел раскрыл, что именно он имел в виду, и речь у него шла об отношении к пище. Да, никто не спорит с тем, что церковная дисциплина и аскеза — крайне важны для спасения, но есть и нечто значительно более важное, то, что апостол назвал «делом Божиим». Здесь не лишним будет процитировать святителя Иоанна Златоуста, который понимал это апостольское словосочетание так: «Делом Божиим он называет спасение брата и усиливает страх, доказывая, что соблазняющий брата делает противное тому, о чем заботится. Ты не только не созидаешь, как думаешь, говорит (апостол), но разрушаешь, и притом не человеческое дело, а Божие, не для чего-либо важного, но для маловажной вещи — „ради пищи“».
В самом деле, есть люди, которые склонны настолько заботиться о соблюдении церковных предписаний, объясняя это ревностью о спасении ближних, что приходят к прямо противоположному результату: они попросту отпугивают людей от Церкви, сеют рознь и недопонимание. И апостол Павел, и святитель Иоанн напоминали, что Бог не таков, Богу не нужно механическое исполнение каких бы то ни было правил, а спасение совершается там, где есть мир и единство веры, а потому всякое своё действие стоит проверять не только на соответствие традиции Церкви, но и на то, каким образом оно отразится на ещё слабых в вере людях.
Что это все означает в практическом смысле?
Конечно, невозможно описать все многообразие ситуаций, с которыми сталкиваются верующие люди, но мы должны помнить главное: пост не может быть поводом для раздора. Тот пост, который не ведёт к миру — не пост. Пост, который провоцирует кого-либо на грех, — тоже не пост. Мы постимся и молимся для того, чтобы стать ближе к Богу, чтобы научиться лучше слышать Его, но мы не сможем достичь этих целей, если пост нас не научит слышать наших близких и относиться к ним с предельной аккуратностью, памятуя, что если они по нашей вине отойдут от веры, то изгладит эту вину будет крайне непросто.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема