
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 115 зач., XIV, 19-26.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послезавтра начнётся Великий пост. Из года в год Церковь во время подготовки к посту наставляет нас теми отрывками Священного Писания, которые раскрывают сущность христианского отношения к пище и к ближним. Сегодня во время литургии в православных храмах тоже звучит такой отрывок. Он взят из 14-й главы Послания святого апостола Павла к Римлянам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 14.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
Пожалуй, первая строка только что прозвучавшего отрывка Послания к Римлянам может быть девизом любого христианского поста, и эту строчку нам стоит выучить наизусть, благо, она совсем небольшая: «Будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14:19).
Далее апостол Павел раскрыл, что именно он имел в виду, и речь у него шла об отношении к пище. Да, никто не спорит с тем, что церковная дисциплина и аскеза — крайне важны для спасения, но есть и нечто значительно более важное, то, что апостол назвал «делом Божиим». Здесь не лишним будет процитировать святителя Иоанна Златоуста, который понимал это апостольское словосочетание так: «Делом Божиим он называет спасение брата и усиливает страх, доказывая, что соблазняющий брата делает противное тому, о чем заботится. Ты не только не созидаешь, как думаешь, говорит (апостол), но разрушаешь, и притом не человеческое дело, а Божие, не для чего-либо важного, но для маловажной вещи — „ради пищи“».
В самом деле, есть люди, которые склонны настолько заботиться о соблюдении церковных предписаний, объясняя это ревностью о спасении ближних, что приходят к прямо противоположному результату: они попросту отпугивают людей от Церкви, сеют рознь и недопонимание. И апостол Павел, и святитель Иоанн напоминали, что Бог не таков, Богу не нужно механическое исполнение каких бы то ни было правил, а спасение совершается там, где есть мир и единство веры, а потому всякое своё действие стоит проверять не только на соответствие традиции Церкви, но и на то, каким образом оно отразится на ещё слабых в вере людях.
Что это все означает в практическом смысле?
Конечно, невозможно описать все многообразие ситуаций, с которыми сталкиваются верующие люди, но мы должны помнить главное: пост не может быть поводом для раздора. Тот пост, который не ведёт к миру — не пост. Пост, который провоцирует кого-либо на грех, — тоже не пост. Мы постимся и молимся для того, чтобы стать ближе к Богу, чтобы научиться лучше слышать Его, но мы не сможем достичь этих целей, если пост нас не научит слышать наших близких и относиться к ним с предельной аккуратностью, памятуя, что если они по нашей вине отойдут от веры, то изгладит эту вину будет крайне непросто.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Антарктида — место, где Бог ближе». Ольга Стефанова

У нас в гостях была режиссер-документалист, пятая российская женщина, зимовавшая в Антарктиде, Ольга Стефанова.
Наша гостья рассказала, как осуществилась ее мечта попасть в Антарктиду и снимать фильмы о людях и их подвигах там, а также поделилась впечатлениями, насколько близко ощущается Бог в таких экстремальных условиях.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Великий пост»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Марина Борисова, Константин Мацан, а также наш гость — протоиерей Александр Дьяченко — поделились своими личными историями, связанными с Великим постом.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Марина Борисова, Константин Мацан
Все выпуски программы Светлые истории
При поддержке VK
Псалом 30. Богослужебные чтения

Что делали святые люди, когда их посещали скорби и страдания? Как они боролись с этими напастями? И можем ли мы использовать те же методы в своей жизни? Свой ответ на эти вопросы предлагает 30-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 30.
1 Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения].
2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;
3 приклони ко мне ухо Твоё, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,
4 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.
5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.
6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.
8 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие моё, узнал горесть души моей
9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.
10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око моё, душа моя и утроба моя.
11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.
12 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.
13 Я забыт в сердцах, как мёртвый; я — как сосуд разбитый,
14 ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.
15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог.
16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.
17 Яви светлое лицо Твоё рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.
18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.
19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.
20 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!
21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.
22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укреплённом городе!
23 В смятении моём я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.
24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздаёт с избытком.
25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
Только что прозвучавший псалом посвящён теме страданий и избавления от них. Дважды псалмопевец описывает своё тяжелое душевное состояние и дважды эти тягостные размышления сменяются словами надежды и молитвы, которые адресованы Творцу. Такое волнообразное развитие мысли изображает не только ту бурю, которой охвачена душа автора. Но и помогает ему глубже и разносторонней раскрыть и выразить свои переживания.
Образы, которые использует пророк для описания того, как ему тяжело, очень яркие. Псалмопевцу тесно, его взгляд потух, душа высохла, годы жизни от печали будто отощали, сила покинула тело, сами кости стали хрупкими и ломкими. Так ощущает себя автор. О себе он говорит как о мертвеце, как о разбитом сосуде, из которого вытекла живительная влага. Все эти внутренние терзания усугубляются внешними напастями. Псалмопевец ощущает себя изгоем среди людей.
Довольно сложно с точностью определить, о каких именно событиях из жизни автора псалма идёт речь. Однако вся эта картина даёт нам понять, что тяготы святого человека в целом мало чем отличаются от наших. И ему и нам бывает тяжело. И он и мы порой переживаем такие минуты, когда кажется, что мир рухнул и никогда не будет прежним. В чём же разница? А разница в том, что мы привыкли активно сопротивляться этим состояниям. Именно поэтому, когда нам тяжело, мы жалуемся на судьбу, на людей, на то, как несправедлив этот мир. И таким образом вгоняем себя в это состояние безысходности ещё сильней.
Всё иначе у святого. Он прекрасно осознаёт, что наш мир подчиняется закону времени. Все мы — его пленники. И он знает, что сопротивляться этому бесполезно. Перед какими-то вещами мы бессильны. Какие-то моменты надо просто пережить. Потомиться их длительностью. Что говорить, даже Спаситель несколько часов висел на кресте и три дня был в могиле. Хотя мог бы всё сделать быстро. Но Он подчинился закону нашей реальности. Поэтому и святой псалмопевец научился не убегать от душевной боли, но правильно её переживать. Он не рассеивает свою душевную энергию на бесполезное сопротивление. Он использует всю свою силу на то, чтобы в тяжкие моменты направить и удерживать своё внимание на Боге. Порой это единственное действие, которое мы можем совершить. Переждать бурю, не теряя надежды и веры. Именно к этому и призывает нас псалом своими заключительными словами: «Мужа́йтесь, и да укрепля́ется се́рдце ва́ше, все наде́ющиеся на Го́спода»!