Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одно из самых значительных событий истории Богом избранного народа — это Вавилонский плен. Он был довольно длительным — 58 лет, и, конечно же, плен послужил причиной не только серьёзных изменений в жизни еврейского народа, плен стал ещё и периодом осмысления духовных причин, которые к нему привели. Но, как это зачастую и бывает, осмысления началось не сразу, сначала многим казалось, что плен — нелепое стечение обстоятельств, а виной всему — Вавилон. Гнев народа был направлен на поработителей, а одним из выражений гнева стал 136-й псалом. Этот псалом звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем его.
Псалом 136.
[Давида.]
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9 Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!
Конечно, прозвучавший только что псалом прекрасно знаком любому воцерковлённому православному христианину, ведь мы слышим эти слова в подготовительные недели Великого поста, а пленивший евреев Вавилон мы воспринимаем как образ пленившего нас греха, иго которого лишает способности радоваться жизни. Псалом призывает не забывать Иерусалим, в духовном же смысле это означает призыв призыв хранить память о райском блаженстве, ну а разбиваемые о камень младенцы — это те помыслы, за которыми следует впадение в грех, их необходимо уничтожать тогда, когда они ещё не окрепли.
Если же вернуться к истории возникновения 136-го псалма, то здесь интересна та динамика, которую мы можем проследить, если сравнить псалмы периода плена друг с другом. В качестве примера можно взять 73-й псалом. Исследователи Псалтыри полагают, что 136-й псалом был составлен прежде 73-го, а точнее — сразу после уничтожения Иерусалимского храма и пленения народа Иудеи, тогда как 73-й псалом сформировался через какой-то довольно ощутимый промежуток времени после трагедии Богом избранного народа. Это мнение видится вполне справедливым, ведь псалом 136-й представляет собой проклятие, обращённое к поработителям, тогда как 73-й псалом — это покаянное молитвенное размышление о собственном народе. Автор псалма никого не проклинает, не призывает Бога покарать захватчиков, он смиренно просит Бога вновь обратить внимание на Его народ, при этом автор не просит Бога восстановить былое величие избранного народа, он понимает, что прошлое ушло навсегда, более того, именно прошлое с его неправдами привело к настоящему бедственному положению, а потому возврат к нему не может что-либо существенно изменить. Настало время новой реальности, и автор просит Бога устроить будущую судьбу народа.
136-й псалом — это первая и острая реакция на трагедию. Как и всякая иная подобная реакция она не была ни справедливой, ни обдуманной, а потому и воспринимать этот псалом стоит в духовном ключе и никак иначе.
Псалом 136. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 136. (Церковно-славянский перевод)
«Доброму дому» и онкобольным детям нужна помощь

Среди тысяч гостиниц в Москве есть одна особенная. Её постояльцы не платят за проживание и более того, получают там помощь. Это «Добрый дом» — первая в России благотворительная гостиница для онкобольных детей, а также их близких. Одновременно в ней находятся десятки семей из разных регионов, у которых нет возможности снимать жильё в Москве на длительное время. Для них «Добрый дом» — островок спокойствия, где есть домашний уют, продукты, нужные вещи, и, главное, поддержка.
Среди тех, кто делает жизнь постояльцев «Доброго дома» радостнее — волонтёры. Например, шестнадцатилетний Феликс Оганов. Школьник узнал об этом проекте от своих родителей, и тоже захотел ему помогать. Он сам организует для онкобольных детей игры, праздники и увлекательные занятия, привозит для них полезные гостиницы. К волонтёрству Феликс приобщает и одноклассников. Недавно они провели в «Добром доме» предновогодний мастер-класс. Ребята вместе с детьми мастерили ёлочные игрушки, создавая праздничное настроение. Такие события дарят маленьким пациентам позитивные эмоции и отвлекают от тех неприятностей, которые доставляет болезнь.

«Волонтёрство — не подвиг, а норма», — считает молодой человек. Несмотря на учёбу и спорт, он находит время на помощь другим, подтверждая, что добро может стать частью повседневной жизни.
Если вы тоже хотите делиться теплом и радостью, присоединяйтесь к волонтёрам проекта «Добрый дом» и помогайте онкобольным детям своим личным участием. Также поддержать подопечных благотворительной гостиницы можно прямо сейчас, оставив любой денежный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Еда для Галины Фёдоровны и других нуждающихся в Омске
В городе Омске, при храме Рождества Христова, недавно открылась благотворительная столовая «Гостеприимный Авраам». Здесь волонтёры православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка» готовят для нуждающихся горячие и вкусные обеды — не менее 180 порций в день. Часть из них раздают в самой столовой, а остальное добровольцы отвозят в уличные пункты помощи, которые находятся в разных районах города.

Галина Фёдоровна регулярно приходит за горячим обедом в один из мобильных пунктов. Через полгода ей исполнится 80 лет. Из близких рядом никого не осталось, поэтому поддержка православных волонтёров для неё особенно важна. Бабушка берёт еду пять дней в неделю, но не только для себя. По мере сил она заботится и о соседке, которой трудно выходить на улицу.
Тех, кто как и Галина Фёдоровна оказался в непростой ситуации — много. И это не только пожилые люди, но и семьи с детьми, и те, кто лишился дома. Поддержите работу благотворительной кухни «Гостеприимный Авраам», чтобы у волонтёров была возможность кормить всех, кто приходит за помощью. Подарить людям тарелку горячего супа, а вместе с ней и надежду — просто. Для этого переходите на сайт православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка» и оставьте любой денежный перевод.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«28-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Кол.1:12-18) и Евангельского (Лк.17:12-19) чтений в двадцать восьмое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мучеников 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших, Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», святителя Иоасафа Белгородского, преподобного Даниила Столпника, святителя Спиридона Тримифунтского.
Все выпуски программы Седмица











