
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Совсем скоро начнётся Великий пост, и Церковь продолжает нас к нему готовить. Несмотря на то, что смысл Великого поста состоит вовсе не в том, чтобы как можно меньше и реже вкушать пищу, в ближайшие недели именно о еде мы будем слышать из самых разных источников, в этом потоке информации непременно найдут своё место и размышления о воздержании от еды как о пути приближения к Богу. Однако такое воззрение глубоко ошибочно, на его ошибочность указывают звучащие сегодня во время литургии в православных храмах слова апостола Павла. Они взяты из отрывка 8-й и 9-й глав Первого послания к Коринфянам. Давайте послушаем эти слова святого апостола.
Глава 8.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
Начало только что прозвучавшего отрывка из Первого послания апостола Павла к Коринфянам заслуживает повторения: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Конечно же, апостол Павел ничего не выдумывал, его слова по своему наполнению совпадают со словами Самого Христа, зафиксированными Евангелием от Марка: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7:15).
Но почему же мы тогда постимся? Почему Церковь как будто бы игнорирует эти слова?
Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос в услышанном нами отрывке Первого послания к Коринфянам.
С одной стороны, размышления апостола Павла начались с заявления о том, что пища не способна кого-либо ни приблизить к Богу, ни удалить от Него. С другой же стороны, закончил апостол очень яркими словами: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8:13). Получается, что, говоря о пище в начале, апостол Павел подразумевал пищу саму по себе, то есть без ее социальных и всех прочих сторон. В этом смысле первое упоминание пищи можно сравнить с упоминанием, скажем, дерева, которое само по себе нейтрально, однако может быть использовано человеком очень по-разному, и не все употребления дерева в равной степени безопасны для души человека. По мысли апостола Павла, дело не в том, что и когда ест человек, а в том, как свобода человека соотносится с другими людьми. В годы жизни святого апостола ещё не было привычных нам многодневных постов, но была идоложертвенная пища, и, как следствие, возникал вопрос об отношении к ней: могут ли христиане ее вкушать? Не станет ли это изменой Христу? Сам апостол полагал, что нет, не станет, и, следовательно, можно. Но не все были с ним согласны, и апостол готов был отказаться вообще от любого мяса, чтобы случайно не вкусить чего-то идоложертвенного, памятуя о том, что вопрос пищи глубоко вторичен, а потому не должен становится угрозой христианского единства.
В наши дни необходимо руководствоваться той же самой логикой, и смотреть на пост лишь как на некий инструмент, который может быть использован диаметрально противоположными способами. Он может спасти, а может и привести к тому, что из сердца начнёт исходить то, что оскверняет его.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 марта. О делах Божьих

В 14-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ради пищи не разрушай дела Божия».
О делах Божьих — священник Родион Петриков.
В римской христианской церкви существовало различие во взглядах по вопросу о том, дозволительно ли для христианина вкушать мясо и пить вино. Некоторые христиане считали необходимым воздерживаться от того и другого, и считали нужным освящать некоторые дни особым постом. В то же время другие считали бесполезными все такие ограничения христианской свободы. Апостол Павел, взирая со стороны, учит не осуждать и не превозноситься первых над вторыми. Пусть сильные пожалеют слабых и помнят о том, что те также искуплены Господом дорогою ценой, и что все христиане составляют собой Единое Царство Христово. И каждый христианин обязан поддерживать его, жертвуя своими личными желаниями и интересами.
Человек — есть дело Божие. И еще дело Божие состоит в том, чтобы дать ему новую жизнь здесь и вечную жизнь в Царствии Божием. Пища тоже дело Божие. Однако не человек для пищи, но пища для человека. И в этом большая разница.
1 марта. О значении перенесения митрополичьей кафедры из Владимира в столицу в 1325 году

Сегодня 1 марта. В этот день в 1325 году Митрополит Пётр перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
О значении события — протоиерей Михаил Самохин.
Ко времени, о котором мы вспоминаем, к XIV веку образовалось до 15 разных, зачастую враждовавших между собою русских княжеств. Только одна сила объединяла всю нашу страну — Русская Православная Церковь. Только одна сила могла примирить враждующих князей, только одна сила могла объединить русский народ против внешних врагов — это была Русская Церковь. Только единство молитвы создавало единство Руси. И вот, когда митрополит Пётр столкнулся с тем, что угроза Орды становилась всё чаще, всё жёстче, и Гордынская становилась всё суровее, он принимает решение из Владимира, который находился под ударом монгольский орд, перенести столицу вглубь, в леса, туда, где её легче было защитить. И выбор стоял между Тверью и Москвой. И вот святитель Пётр совершил тот выбор, который повлиял на всю историю нашей страны. Он определил место будущей столицы. Он своим решением перенёс митрополитчую кафедру именно туда. Оставаясь киевским митрополитом формально, оставаясь митрополитом всея Руси, столицей митрополитчей кафедры, он сделал Москву. Так Москва и стала столицей Руси. Отрадно отметить, что именно с духовной столицы началась столица нашей Родины. Отрадно отметить, что место это выбрано именно святителем по воле и промыслу Божию. Дай Бог, чтобы наша столица и впредь оставалась прежде всего духовной столицей нашей Родины.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 марта. О подвиге святых

Сегодня 1 марта. Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.
О подвиге святых — Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
У некоторых людей может быть такое устойчивое впечатление, что святые — это очень особенные люди с особенными судьбами, но и вообще нужно переступить порог монастыря, от всего отказаться, только тогда ты достигнешь неба. Нет. Для того, чтобы достигнуть неба, нужно переступить через порог покаяния собственного и через собственную гордость и самонадеянность. Преподобные отцы об этом и говорили, совершенно простые люди. И преподобные жены, люди совершенно простых семей, с каким-то даже иногда детским восприятием веры. Не оставившие после себя многие из них глубоких трактатов, и посланий, и писем, но оставившие после себя очень светлую о себе память, оставившие после себя учеников, которые просто шли следом за ними и достигли Царства Божия. Это были простые люди, совершенно простые люди. Ну и, собственно говоря, это те, которые не ставили для себя задачу «я вот хочу стать святым», они ставили для себя задачу «я хочу оставаться настоящим человеком». И это делали вместе с теми, кто их окружал.
Все выпуски программы Актуальная тема