
Сейчас многие задаются вопросом: «Как полюбить себя?». Кажется, что все проблемы в жизни именно от этого — от нехватки любви к себе.
Мало зарабатываешь? Значит, не ценишь себя, недостаточно любишь.
Ушел муж? Все понятно, не любила себя, не ухаживала за собой, вот он и другую нашел.
Дети не слушаются? Как же они будут тебя слушать, если ты себя не любишь, не уважаешь, вот они тобой и помыкают?
Господь сказал: «Возлюби ближнего, как самого себя». Получается любить себя нужно. Но как «любить себя» правильно и тот ли смысл мы вкладываем в это понятие?
Ответ я начала искать не там. Читала модные книги о любви к себе, слушала лекции, ходила на сомнительные семинары. В итоге приняла за истину то, что мне понравилось больше всего, а именно, что любовь к себе складывается из того, что нужно себя беречь, не общаться с людьми, которые тебя не устраивают, вкладываться в себя и жить в свое удовольствие.
Я стала часто себе готовить вкусности, баловать себя, лежать подолгу в кровати, что развило во мне чувство лени и прибавило пару лишних килограммов. Постоянно себя радовала, но чем больше это делала, тем меньше радости приходило от «радостей». Они давали мгновенное удовлетворение, которое сменялось тут же следующим неутомимым желанием чего-нибудь еще. А если по каким-то причинам не получалось это исполнить, то настроение мое портилось бесповоротно. Я стала очень капризной.
Когда мне не нравилось, как кто-то со мной поступил, я, отстаивая чувство собственного достоинства, вычеркивала близких людей из жизни. В погоне за любовью к себе я полностью себя потеряла.
Опустошенная пришла как-то на воскресную службу. И на проповеди услышала слова священника о том, что любить себя — это значит жить правильной жизнью. Очищаться свою душу молитвой, покаянием и добрыми делами. И тут мой ум прояснился: «Занесло меня, Господи, прости и помоги».
Я поняла, что не в том любовь, чтобы подолгу лежать в кровати, а в том, чтобы встать пораньше сделать зарядку, выйти на пробежку. Да, это сложно, но сколько пользы это дает: волю тренирует, тело становится подтянутым, заряд бодрости и энергии, здоровье, красота. Если постоянно себя баловать и есть «вкусненькое», то вместе с лишними килограммами появятся проблемы со здоровьем. Любовь к себе здесь проявляется в умеренности.
То же самое происходит, когда мы встаем пораньше, чтобы помолиться. Можно опять себя пожалеть и неправильно «полюбить», сократив молитву или не читать ее вовсе, так как есть накопленная усталость, большая загруженность по работе или семейными делами. Но, опять же, проявив усилие и встав на молитву, мы проявляем подлинную любовь к себе. Сердечная беседа с Богом настраивает на нужный лад, позволяет с миром в душе перенести все события в течении дня и наполняет жизнь самым важным. Ведь не только тело нуждается в уходе, но и сердце нужно омывать, изменять и одухотворять.
Сейчас целая индустрия учит людей любить себя — тренинги, семинары, лекции, эксперты, СМИ. На самом деле все намного проще. Нужно полюбить больше всего в жизни Бога, прилепиться к нему всем сердцем, тогда и любовь к себе и ближнему будет здоровая и адекватная. Каждый человек ищет понимания, любви и доброты в свой адрес. Вот это мы и должны с готовностью отдавать другим людям. Но не за то, что кто-то нам приносит пользу, а потому что каждый человек — Творение Божие.
Если сделать главной задачей исправление своего сердца, больше молиться, причащаться, то и не встанет даже этот самый вопрос: «Как полюбить себя?», потому что в правильной жизни и заключается истинная любовь к себе. И имея это, мы будем ставить перед собой другие задачи: «Как полюбить Бога? Как полюбить людей вокруг?». Это не значит, что нужно пренебрегать собой. Нет. Нужно ценить себя, заботиться о себе, поддерживать себя. Но любовь к себе —это не самолюбование и эгоизм, это чувство внутренней гармонии, источником которой является Христос. Это путь христианства — полюбить все хорошее в себе, отказавшись от дурного и победив его.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 42. На струнах Псалтири
Молитва о защите
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня.
2 Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
28 апреля. О смысле первого чуда Христа

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
О смысле первого чуда Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Иоанн Богослов, следя внимательно за каждым словом и действием Божественного Учителя, указывает нам, когда Христос начал совершать чудеса. А так как чудо — признак Божественного посланничества, то через это Евангелист дает нам понять, что именно с этого момента для окружающих начало открываться Божественное достоинство Иисуса из Назарета. Именно чудеса становились для окружающих бесспорным доказательством слов Спасителя. А Он открывал знания о Своем Небесном Отце, о Себе, как Сыне Божьем, и о Святом Духе, уверяя всех, что говорит не о трех Богах, а о едином истинном Боге. Так как учение было новым и неудобопонятным для слушающих, то в подтверждении Своих слов Христос совершал чудеса, как Он Сам и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Через эти дела, чудеса Господа, не только ученики, но и мы с вами верим, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, надеемся получить жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема