
Сейчас многие задаются вопросом: «Как полюбить себя?». Кажется, что все проблемы в жизни именно от этого — от нехватки любви к себе.
Мало зарабатываешь? Значит, не ценишь себя, недостаточно любишь.
Ушел муж? Все понятно, не любила себя, не ухаживала за собой, вот он и другую нашел.
Дети не слушаются? Как же они будут тебя слушать, если ты себя не любишь, не уважаешь, вот они тобой и помыкают?
Господь сказал: «Возлюби ближнего, как самого себя». Получается любить себя нужно. Но как «любить себя» правильно и тот ли смысл мы вкладываем в это понятие?
Ответ я начала искать не там. Читала модные книги о любви к себе, слушала лекции, ходила на сомнительные семинары. В итоге приняла за истину то, что мне понравилось больше всего, а именно, что любовь к себе складывается из того, что нужно себя беречь, не общаться с людьми, которые тебя не устраивают, вкладываться в себя и жить в свое удовольствие.
Я стала часто себе готовить вкусности, баловать себя, лежать подолгу в кровати, что развило во мне чувство лени и прибавило пару лишних килограммов. Постоянно себя радовала, но чем больше это делала, тем меньше радости приходило от «радостей». Они давали мгновенное удовлетворение, которое сменялось тут же следующим неутомимым желанием чего-нибудь еще. А если по каким-то причинам не получалось это исполнить, то настроение мое портилось бесповоротно. Я стала очень капризной.
Когда мне не нравилось, как кто-то со мной поступил, я, отстаивая чувство собственного достоинства, вычеркивала близких людей из жизни. В погоне за любовью к себе я полностью себя потеряла.
Опустошенная пришла как-то на воскресную службу. И на проповеди услышала слова священника о том, что любить себя — это значит жить правильной жизнью. Очищаться свою душу молитвой, покаянием и добрыми делами. И тут мой ум прояснился: «Занесло меня, Господи, прости и помоги».
Я поняла, что не в том любовь, чтобы подолгу лежать в кровати, а в том, чтобы встать пораньше сделать зарядку, выйти на пробежку. Да, это сложно, но сколько пользы это дает: волю тренирует, тело становится подтянутым, заряд бодрости и энергии, здоровье, красота. Если постоянно себя баловать и есть «вкусненькое», то вместе с лишними килограммами появятся проблемы со здоровьем. Любовь к себе здесь проявляется в умеренности.
То же самое происходит, когда мы встаем пораньше, чтобы помолиться. Можно опять себя пожалеть и неправильно «полюбить», сократив молитву или не читать ее вовсе, так как есть накопленная усталость, большая загруженность по работе или семейными делами. Но, опять же, проявив усилие и встав на молитву, мы проявляем подлинную любовь к себе. Сердечная беседа с Богом настраивает на нужный лад, позволяет с миром в душе перенести все события в течении дня и наполняет жизнь самым важным. Ведь не только тело нуждается в уходе, но и сердце нужно омывать, изменять и одухотворять.
Сейчас целая индустрия учит людей любить себя — тренинги, семинары, лекции, эксперты, СМИ. На самом деле все намного проще. Нужно полюбить больше всего в жизни Бога, прилепиться к нему всем сердцем, тогда и любовь к себе и ближнему будет здоровая и адекватная. Каждый человек ищет понимания, любви и доброты в свой адрес. Вот это мы и должны с готовностью отдавать другим людям. Но не за то, что кто-то нам приносит пользу, а потому что каждый человек — Творение Божие.
Если сделать главной задачей исправление своего сердца, больше молиться, причащаться, то и не встанет даже этот самый вопрос: «Как полюбить себя?», потому что в правильной жизни и заключается истинная любовь к себе. И имея это, мы будем ставить перед собой другие задачи: «Как полюбить Бога? Как полюбить людей вокруг?». Это не значит, что нужно пренебрегать собой. Нет. Нужно ценить себя, заботиться о себе, поддерживать себя. Но любовь к себе —это не самолюбование и эгоизм, это чувство внутренней гармонии, источником которой является Христос. Это путь христианства — полюбить все хорошее в себе, отказавшись от дурного и победив его.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
«Дела милосердия». Протоиерей Петр Влащенко
Гостем программы «Делатели» был настоятель Вознесенского храма города Кинешмы, основатель и духовник сестричества города Кинешмы протоиерей Пётр Влащенко.
Наш гость рассказал о своем пути в социальном служении, о том, как и почему начал заниматься противоабортной деятельностью, как стал помогать местным библиотекам и распространять христианскую литературу, а также как в его городе появилось сестричество и каковы основные направления деятельности сестер милосердия.
Сила окружения. Елизавета Берназ

Я верю в Бога с детства. Мои родители были не воцерковленные, но бабушка — очень верующая. Она и воспитывала во мне веру своим примером. Бабушка много молилась, даже во время работы. Одно из ярких воспоминаний моего детства — как мы собираем яблоки и поем тропарь преображения Господня: «Преобразился еси на горе Христе Боже...»
Потом в моей жизни случилась воскресная школа, место, где я получила свои первые знания о церкви, потом начала петь в детском церковном хоре и часто посещать богослужения, а затем последовал подростковый период.
От знакомых в храме я не раз слышала такое выражение — «кризис веры». Это — момент, когда человек по какой-то причине отходит от Бога, начинает сомневаться в вере, или совсем перестаем вести религиозный образ жизни. И когда я обсуждала с моими знакомыми этот самый кризис, большинство сказали, что он пришелся именно на подростковый период. Именно в это время происходили какие-то потрясения, как-то менялось мировоззрение и вера становилась холоднее.
А у меня кризиса не было. Я пережила подростковый возраст, не сомневаясь, не переставая верить в Бога. Интересно, почему так — вертелось в моей голове. Я начала анализировать свой образ жизни, и поняла, что предотвратило мой кризис Веры — православное окружение.
Я училась в православный гимназии и ходила в воскресную школу при храме. Именно эти два учебных заведения сформировали мой круг общения. Знаете, как прекрасно, когда вокруг православные друзья? Никто тебя не осудит за веру, никто не будет удивляться тому, что в воскресенье ты в храме. Все твои друзья — в храме. И это — норма. Все постятся великим постом.
Я помню, что первый раз решила осознанно поститься в великую четыредесятницу именно потому, что все друзья постились. Если день рождения выпадал на великий пост, мы переносили празднование. А если ходили в гости — то ели варёную картошку с зеленым луком.
Конечно, вне поста, мы проводили время, как все подростки! Гуляли, ходили в кино, отдыхали. Но всегда чувствовали грань, за которую нельзя заходить. Это осознание было в каждом из нас.
Оглядываясь назад, я вновь и вновь благодарю Бога за то, что в такой непростой подростковый период послал мне православное окружение, православных друзей, которые помогли мне не только не потерять, но еще и укрепить свою веру.
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
«Мягкая пища»

Фото: Elena Leya / Unsplash
Однажды ночью у меня сильно разболелся зуб, который давно следовало удалить, да я всё тянула, не шла к врачу. А тут встала перед фактом: надо. И поехала в поликлинику с самого утра. Стоматолог после осмотра просто ахнул: оказалось, что удалять нужно целых пять зубов! «Ну что — за один раз сделаем? Решитесь? Потом на мягкой пище поживёте, на детском питании, а через месяц придёте — начнём готовить протез...» Я решилась: надо — значит, надо.
Ехала от врача домой и улыбалась, не чувствуя замороженной наркозом челюсти. Вот, значит, как — на мягкой пище... А ведь буквально вчера муж мне говорил: «Ты уж сколько лет в церкви, а всё на мягкой пище: что детям читаешь — то и сама. Пора бы посерьёзнее книги с полки брать, святых отцов, например, а Великим Постом Ветхий Завет почитать непременно — не в пересказе для детей, а оригинал и с комментариями... Или опять скажешь, что некогда?»
Нет, теперь уж не скажу. Совсем мне не хочется так долго на мягкой пище жить... Кашку детскую я месяц, конечно, поем — куда деваться. А книги духовные буду читать — взрослые. Вот мне и задание на Великий Пост, что скоро-скоро начнётся... Веру свою надо знать, глубоко и прочно. Спасибо, Господи, за утренний урок.
Текст Анны Покровской читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе