
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 70 зач., II, 7-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как упорядочить свою жизнь? Как избавиться от хаоса в делах и отношениях? Как всё расставить по своим местам? Ответ на эти вопросы мы слышим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
Только что прозвучавший отрывок содержит в себе два утверждения, которые на первый взгляд входят друг с другом в противоречие. Сначала апостол Иоанн говорит о том, что необходимо любить брата своего. Да причём говорит об этом дольно категорично: «кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме». Однако во второй части сегодняшнего отрывка утверждается обратное: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей».
На самом деле здесь нет противоречия. Ведь под словом «мир» апостол подразумевает всё то, что представляет для нас ценность, имеет большое значение. Это не обязательно материальные блага. Это наши привязанности, наши отношения, и многие другие части жизни, которые мы выделяем как значимые. Так вот, если мы не подпускаем к ним Бога, они становятся мирскими. То есть пресными, бесцветными, а зачастую ядовитыми и смертоносными.
Так, например, знание без Бога делает человека надменным, власть без Бога делает человека насильником, правда — критиканом, богатство — скупердяем, справедливость оборачивается жестокостью, забота о семье — созависимостью. Можно продолжать до бесконечности.
Напротив, присутствие Бога в жизни всё преображает. Вместо хаоса мы оказываемся в прекрасном космосе. Сильнее всего это ощущается в отношениях с людьми. Ведь это самая проблемная область нашей жизни. Здесь больше всего боли и страдания. А потому, когда разрушенные отношения восстанавливаются, и там, где вчера была вражда, поселяется любовь — это ощущается как явное чудо. Это явный признак присутствия Творца.
Поэтому, противопоставляя любовь к людям и любовь к миру, апостол говорит сегодня: не стоит все силы тратить на приобретение того, чем наполнена эта жизнь. Всё наше внимание должно быть сконцентрировано на Боге, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей, главная из которых — жертвенная любовь и служение тем, кто нас окружает. Лишь такой уклад жизни даст нам внутренне удовлетворение и всё расставит по своим местам. Как говорится в известной поговорке: если Бог будет на первом месте, всё остальное окажется на своём.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и дело». Владимир Миков

Гостем рубрики «Вера и дело» был предприниматель, эксперт по корпоративной культуре, обучению и развитию персонала Владимир Миков.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и как это отразилось на его работе, о том, насколько возможно строить отношения в организации, основываясь на христианских ценностях, а также об участии нашего гостя возрождении традиции строительства обыденных храмов, то есть построенных за один день.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело
Свято-Елисаветинский женский монастырь на Калининградской земле
В программе рассказывается о монастыре, который находится на самых западных рубежах России. Эта обитель была построена неподалёку от города Черняховска с нуля, трудами и молитвами настоятельницы обители Игумении Елисаветы (Кольцовой), сестер и их единомышленников. В монастыре построено 3 храма, в которых созданы уникальные интерьеры, например, здесь созданы иконы из янтаря и иконостасы из карельской берёзы. Есть в обители и свой чудотворный образ Божией Матери Приезерная «Яко мы с Тобою». В монастыре есть прекрасный музей, посвящённый покровительнице обители Святой Преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне и Царственным Страстотерпцам, а также, художественная галерея, где выставлены картины Матушки Игумении Елисаветы, настоятельницы монастыря, и её книги. Есть в обители и святые источники, и необыкновенный парк птиц.


Свято-Елисаветинский женский монастырь

женского монастыря








с сестрами монастыря

Игуменья Елисавета Кольцова

Игуменьи Елисаветы Кольцовой



Фотографии предоставлены Свято-Елисаветинским женским монастырём.
Все выпуски программы Места и люди
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!