Как вы думаете, если бы Бог обратился напрямую к человечеству — о чём бы Он в первую очередь стал говорить?
Давайте послушаем текст 49-го псалма, который звучит сегодня в храмах во время богослужения, — и сравним с нашими ожиданиями.
49 Псалом Асафа.
1 Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.
2 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,
3 грядёт Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.
4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:
5 «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».
6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.
7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.
8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;
9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,
10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,
11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и всё, что наполняет её.
13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?
14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,
15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».
16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берёшь завет Мой в уста твои,
17 а сам ненавидишь наставление Моё и слова Мои бросаешь за себя?
18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;
19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;
20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;
21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои.
22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.
23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путём своим, тому явлю Я спасение Божие».
Интересна сама структура прозвучавшего сейчас псалма — который представляет собой пророческий глас от лица Самого Господа Бога. Сначала перед нами разворачивается грандиозная, космическая картина масштаба Божественной власти и силы: огонь, буря, светила — всё это создаёт очень мощный фон для последующих слов. Бог здесь выступает как Хозяин и Властитель всего бытия — не только соразмерного человеческому сообществу — как зачастую воспринимали богов язычники — как «своих», местных, «племенных божков», что-то похожее на народное представление о «домовых». Напротив, здесь Бог — непостижимо огромен: Он — несоизмерим ни с чем из опыта человеческого. Более того: Он призывает в свидетели Своего Суда над народом «небо и землю» — то есть весь космос, всё мироздание как бы сфокусировано вглядывается, что же именно там натворили эти мелкие, едва различимые человеки?..
Далее мы слышим прямую речь Самого Бога — и эта речь — обличительная. Нет, Бог не унижает людей Своим величием: напротив, Он соглашается принимать те виды почитания Его, которые используют люди, — а именно жертвоприношения. Но тут же Бог с юмором, как бы походя, замечает: вообще-то мне все эти сгоревшие туши и пролитая кровь жертвенных животных не нужны — это же и так всё — Моё! Неужели вы настолько наивны, что думаете, будто бы Бог питается всем этим — а ведь именно так и думали многие соседние (соседние по отношению к кому?) языческие народы! Не сама материальная субстанция жертвы важна Богу — а то, с каким сердечным расположением и мыслями жертва приносится! Важно, не «что» именно приносится — а — «как»!
Вторая тема обличения — лицемерие людей: с одной стороны, они показывают себя послушными Богу, принося жертвы — но с другой, тут же совершают преступления, воруют, изменяют, лгут — как бы не замечая, что одно совершенно несовместимо с другим. Более того: такую двойственность они проецируют и на представление о Боге — будто бы Он подобен им, грешникам, в своем двоедушии!
И затем следует самое главное, о чём хочет сказать автор 49-го псалма: я бы дерзнул сжать этот смысл до русской поговорки — «Бог долго терпит, да больно бьёт». Другими словами, как бы ни казалось откровенным грешникам, что им всё сойдёт с рук, «пронесёт» мимо, не будет никакого наказания или хотя бы вразумления — всё равно правда Божия восторжествует, и грех будет остановлен!
Чтение этого псалма очень хорошо помогает в ситуации, когда разные помыслы — кажущиеся вполне благовидными — начинают расшатывать наши принципы и моральные установки. Поэтому будем читать его снова и снова — и тогда сможем снова стать стойкими перед лицом любого соблазна!
Псалом 49. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 49. (Церковно-славянский перевод)
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема