1 Пет., 59 зач., II, 21 - III, 9.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Очень многие вещи, которые в древности отличали христиан от язычников, сегодня являются общепринятыми и воспринимаются как общечеловеческие. Внешне христиане от других людей обычно тоже не отличаются. Конечно, есть определённая религиозная одежда, но, во-первых, её носят далеко не все, а, во-вторых, она не всегда помогает увидеть в её носителе христианина. Так один мой друг принёс в химчистку подрясник и сотрудница, долго думая, как записать непонятную для неё одежду, просто написала: «спецхалат». Кто-нибудь скажет, что это недоразумение, но похожие вещи встречаются всё чаще и чаще. Если же речь идёт не просто о нравственности и тем более не о внешнем виде, то о чём же? Прямой и очень ясный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
Глава 3.
1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4 но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.
6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.
8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;
9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
Отвечая на поставленный в начале передачи вопрос, апостол Пётр указывает на Спасителя. Первым и важнейшим отличием христиан от любых других верующих людей оказывается наша связь со Христом. Люди могут жить по-разному, порядочно или непорядочно, милосердно или жестоко, но какие у них для этого будут основания? Зачастую просто привычка к культуре, в которой они родились. Однако для христиан нравственная деятельность должна быть результатом следования за Христом. В центре нашего христианского мировоззрения должны быть не просто общечеловеческие ценности, не внешняя субкультура, выраженная в словах и одежде, но Сам Спаситель и Его подвиг. Причём, Господь не является для нас только примером и не исцеляет нашу природу неким автоматическим образом, без нас самих. Воплотившись, Бог Слово прожил нашу жизнь, показав, что возможно быть послушным Отцу во всём даже до крестной смерти. После воскресения Он даёт нам возможность соединившись с Ним, пройти тем же путём, которым прошёл Сам. Важно понимать, что этот путь поначалу совсем не внешний, ведь вера рождается внутри и постепенно приводит нас к личной встрече с Богом. Если человек не был крещён в детстве, для него эта встреча заканчивается крещением, если был крещён и не был воцерковлён — искренним покаянием и обновлением жизни... Но даже человек, который жил в Церкви с детства, в какой-то момент переживает именно личное обращение, когда вера становится его собственным выбором, а не просто некоторой культурной парадигмой, в который ты рос с детства. Благодаря крещению, в котором умирает всё прежнее и греховное, в нас рождается новый человек, которого апостол именует «сокровенным человеком сердца». И хотя он упоминает об этом, призывая женщин-христианок не делать акцент на внешней красоте, его призыв можно распространить на любые попытки отличаться внешним и временным. Апостол говорит о частных моментах христианской жизни, которую, даже соблюдая одни и те же заповеди, мы всё равно проживаем по-разному, ведь все мы — отдельные личности. Но это разнообразие в отличие от внешней красоты, ведёт нас не к зависти или превозношению, но к взаимному обогащению и духовному возрастанию во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Священник Косьма Раина
Во второй половине ХХ века настоятелем Пятницкой церкви в белорусском селе Хойно был протоиерей Косьма Раина. Он происходил из семьи потомственного духовенства. Его отец был флотским священником. Служил на военных кораблях, исповедовал умирающих в самой гуще боя, и скончался от ран, полученных в битве при Порт-Артуре в Русско-Японскую войну 1904-го года. Героический пример родителя всегда был перед мысленным взором отца Косьмы. Особенно — в годы Великой Отечественной, когда батюшка самоотверженно помогал народу, на плечи которого легло тяжёлое и грозное бремя войны.
В первые же её дни Белоруссия была оккупирована немцами. Фашисты сразу же начали устанавливать в республике свои порядки. Затронули они и Церковь. Оккупанты разослали по всем приходам требование молиться «о победоносном германском воинстве». Получил такой приказ и отец Косьма Раина. Однако выполнять его не стал. Он категорически отказался изменять текст Богослужения, и продолжал возносить молитвы «о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». Предать Отечество батюшка не мог. Как не мог и оставаться в стороне от людской беды. Отец Косьма устраивал сборы средств для раненых, вдов и детей. А сколько раз тайком, с риском для жизни, он пробирался на базу партизан — в глухую деревеньку Семиховичи! Там в маленькой деревянной церквушке священник причащал больных и раненых, крестил детей, отпевал погибших. Связь с партизанами батюшка поддерживал постоянно — передавал им важную информацию о передвижениях врага, организовывал доставку продовольствия. В партизанский отряд вступили два его старших сына.
Подошла Пасха 1943-го года. На праздничное Богослужение в Пятницкой церкви села Хойно собрался народ из окрестных деревень. Храм был полон. В завершение Литургии отец Косьма обратился к народу с проповедью. «...Воля Божия не в приказах оккупантов, а в заповеди Господа нашего Иисуса Христа любить друг друга и помнить всегда, что «нет больше той любви, кто душу положит за друга своя», — говорил батюшка. Он призывал всех, чем только возможно, помогать защитникам Отечества — русским солдатам. Об этих речах священника узнали фашистские захватчики.
Ранним утром 9-го октября 1943 года немцы вошли в село Хойно. Отец Косьма был в церкви — облачался к Литургии. Фашисты приказали ему снять облачение и следовать за ними. Отец Косьма понял — пришёл его последний час. Он упал на колени и стал горячо молиться. А когда поднялся на ноги, то увидел, что рядом никого нет. Это было настоящее чудо! Отец Косьма перекрестился, и бегом бросился в лес — к партизанам. Так батюшка вступил в отряд имени Кирова. Он жил в землянке, ходил в разведку, налаживал контакты со связными в деревнях и сёлах. И, конечно, продолжал совершать пастырское служение. Партизаны уважали и ценили отца Косьму. Командир отряда написал батюшке такую характеристику: «Священник Косьма Раина помогал партизанам, действовавшим в тылу врага, и призывал население оказывать им содействие. Доставлял в партизанские отряды разведданные и проявил себя как подлинный патриот своей Родины». За храбрость и самоотверженность отец Косьма был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1-й степени. Те, кто воевал в те годы плечом к плечу с героическим священником, навсегда запомнили его слова: «Братья! Все мы — сыны одной великой Родины. И да поможет нам Бог всегда защищать православную веру и Отечество!»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Что такое дар рассказчика и можно ли этому научиться?
Что мешает нам излагать захватывающие истории так, чтобы окружающие слушали нас с интересом и затаив дыхание? Можно ли преодолеть возможные преграды и стать хорошим рассказчиком?
В прежние времена сказители очень ценились в народе. Например, у поморов, жителей севера, была такая традиция: уходя на рыбный промысел, который мог длиться несколько месяцев, моряки брали с собой сказителя. Он получал паёк за то, что вечерами после тяжёлых будней развлекал рыбаков интересным повествованием. Хороший рассказчик ценился так же, как и хороший работник.
Чтобы научиться этому искусству, стоит овладеть некоторыми навыками, например, мастерством пересказа. Да, передать своими словами чужую историю, не упустив сюжетную нить и ключевые смыслы — важная способность. Тренировать данный навык поможет обсуждение с друзьями увлекательных книг или фильмов.
Второе качество — наблюдательность. Умение видеть вокруг занятные сюжеты, которые можно оформить в короткий рассказ.
Третье качество — богатство словарного запаса и способность использовать нетипичные обороты речи. Например, вместо «пришёл» сказать «примчался стремглав», «прилетел на всех парах». А глагол «увидел» заменить на выражение «бросилось в глаза», «заприметил». Подбирайте синонимы, используйте крылатые выражения, поговорки, цитаты из фильмов, стихов, любимых книг и песен — всё это украсит вашу речь, поможет увлечь собеседника.
И четвёртое. Необходимо знать драматургические приёмы, они позволяют создать интригу рассказа. Слушатель ценит, когда его заинтересовывают, озадачивают. Можно начать рассказ с конца или середины: «Я однажды беседовал с дельфином. А дело было так...» Ещё один способ зацепить внимание — начать повествование с вопроса. Например, с такого: «Знаешь, откуда взялось слово шапокляк?»
Кстати, хочу заметить, что данная и многие другие программы «Сила слова» начинаются именно с вопроса. И если вы меня всё ещё слушаете, значит, я показала себя неплохим рассказчиком.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Поддержим бесплатную развивающую площадку для детей с инвалидностью в Ярославле
С 2019 года в фонде «Дети Ярославии» действует проект «Изумрудный город», созданный для ребят с инвалидностью из города Ярославля. Это пространство для творчества и развития, где подопечные фонда могут проявить свои таланты и способности, научиться новому и найти друзей. Здесь они рисуют красками и песком, посещают уроки по лего-конструированию и театральному искусству, а также участвуют в танцевальных и спортивных занятиях. Комплексная работа с педагогами приносит добрые плоды. Многие особенные дети заметно меняются: начинают осознанно выполнять упражнения и удерживать внимание, также улучшаются их память и речь, ребята становятся общительнее и на занятия идут с радостью.
Саше Куфтырёву 11 лет, у него есть проблемы с поведением и восприятием окружающего мира. Занятия в «Изумрудном городе» он посещает несколько лет. Поначалу Саша не мог усидеть на одном месте и сконцентрировать на чём-то внимание, он раскидывал материалы для творчества, лежавшие на столе, и часто кричал. Но сейчас мальчик ведёт себя иначе. Самостоятельно выполняет разные задания, с увлечением слушает преподавателя, пытается повторять его действия и слова, взаимодействует с другими детьми. А совсем недавно Саша смог выучить и рассказать стихотворение — с выражением и без запинки. Для него это колоссальные достижения!
Проект «Изумрудный город» дарит особенным детям заботу, положительные эмоции, возможность реализовать себя и обучиться новому.
Поддержать развивающую площадку для ребят с инвалидностью в городе Ярославле, можно на сайте фонда «Дети Ярославии».
Либо через СМС, отправив на номер 3434 слово «Ярфонд» и любую сумму через пробел, например, «Ярфонд 100».
Собранные средства пойдут на оплату труда педагогов и на покупку материалов для творческих занятий.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов