
1 Сол., 273 зач., V, 14-23.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Обещанное Христом второе пришествие должно состояться при кончине мира. Но когда именно они (и пришествие, и конец мира) произойдут, нам неизвестно. Господь пожелал утаить сроки жизни привычной нам реальности. Однако неоднократно люди пытались вычислить, когда же снова придёт Христос. А потом впадали в панику из-за собственных фантазий. О чём-то подобном пишет апостол Павел в первом послании к христианам Фессалоник. Отрывок из 5-й главы этого произведения звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 5.
14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
16 Всегда радуйтесь.
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
20 Пророчества не уничижайте.
21 Все испытывайте, хорошего держитесь.
22 Удерживайтесь от всякого рода зла.
23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Апостол Павел прибыл в древний город Фессалоники, расположенный на севере Греции, в 51 году. Здесь он оказался, по правде говоря, не по собственной воле. Павла за его горячую проповедь выгнали из соседнего полиса — города Филиппы — ставшего первым европейским поселением, где прозвучало слово о Христе. Апостол и в Филиппах, и в Фессалониках сначала пытался проповедовать местной иудейской диаспоре. Но безрезультатно. Зато с большой радостью весть о Спасителе приняли язычники. Они стали массово принимать крещение. В результате, и в Филиппах, и в Фессалониках появились большие христианские общины.
У каждой из основанной Павлом церквей впоследствии появлялись какие-то трудности. Что в общем-то для нашего несовершенного мира нормально. Но с одними вещами ещё как-то можно мириться, а вот другие — лучше пресекать. В случае с Фессалониками проблемой, потребовавшей вмешательства и создания обширного послания, стала самая настоящая истерия вокруг темы Второго пришествия. Христиане-фессалоникийцы неправильно поняли слова апостола Павла о кончине мира, Страшном суде. Почему-то им стало казаться, что эти события должны состояться со дня на день.
Некоторые из местных христиан, ожидая скорого завершения истории мира, бросили работать, оставили семьи, полностью отказались от исполнения возложенных на них обязанностей. Находясь в паническом состоянии, эти люди считали, что если Второе пришествие состоится уже вот-вот, то обычная жизнь не имеет уже никакого смысла.
Апостол Павел поспешил привести экзальтированных фессалоникийцев в чувство, призвав их вернуться и в семьи, и на работу. Святой обоснованно утверждал, что о дне и часе Второго пришествия известно лишь одному Богу. О Страшном суде, конечно, забывать не стоит, но и панике поддаваться не нужно. Да и вообще — какой смысл изводить себя мыслями о глобальном конце света, если ты собственной смерти избежать всё равно не сможешь? Личный конец света для тебя всё равно наступит.
Апостол подчёркивает ещё одну важную мысль. Второе пришествие Христа и следующий за ним Страшный суд — грандиозные события, но христиане призваны ждать их не в состоянии уныния или страха, но в спокойствии, молитве и радости. Ведь тот, кто живёт в согласии с Богом и собственной совестью, может конца света не бояться. Встреча с пришедшим вновь Христом будет величайшим счастьем, а не осуждением или пыткой. Аргументы апостола Павла вразумили христиан Фессалоник, да и нам могут принести пользу.
В наши дни тоже много и с каким-то нездоровым упорством говорят о конце света. Но мы не должны поддаваться экзальтированной религиозности, бросать всё, поддавшись влиянию ложных проповедников. Настоящий ученик Христа умеет помнить о жизни будущего века, но не пренебрегать любовью к людям. Ведь именно те, кто сумел явить милосердие и милость к иному человеку, и окажется, по слову Спасителя, достойным войти в Царство Божие, тогда, когда состоится Второе пришествие. О том и стоит, прежде всего, помнить, не отвлекаясь на сомнительные знаки и ложные пророчества.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
28 августа. О Поместном Соборе 1917 года

Сегодня 28 августа. В этот день в 1917 году в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор Русской Церкви.
О его решениях — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 августа. О Псково-Печерском монастыре

Сегодня 28 августа. В этот день в 1473 году был основан Псково-Печерский монастырь.
Об истории монастыря — священник Августин Соколовски.
Память об основании монастыря, совершаемая в праздник Успения Пресвятой Богородицы, — «это благодать на благодать», как пишет евангелист Иоанн. Малое празднование основания монастыря в великий праздник Успения подобно чудотворной книге, написанной Творцом и Спасителем в мировой истории, в Церкви и в душах людей, посвятивших себя Господу Иисусу в подвижничестве.
За всю свою историю монастырь никогда не закрывался. Силы зла всегда находили способы противостоять монастырям, каждый раз под разными предлогами. Так, в Византии это были иконоборцы, в Европе нового времени — идеология Просвещения, а в новейшее время — секуляризация.
Поэтому сохранение монастыря — великий благодатный дар. Во второй половине XX века монастырь стал подлинным местом проявления святости, пророческого служения старцев.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 августа. О духовном смысле праздника

Сегодня 28 августа. Успение Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — протоиерей Максим Горожанкин.
В проповеди на Успение Божией Матери митрополит Московский Макарий Булгаков пишет так: «Торжествует и весь мир, горний и дольний. Горний встречает Ту, которой доселе только издали дивился, которая соделалась честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим, а отныне соделается Царицей неба и земли. Дольний провожает Её с радостнейшим упованием, что „во успении“ Своём Она не оставит „мира“ земного, напротив, вознесшись на небеса, получит ещё большую возможность видеть наши нужды, слышать наши молитвы, и большее дерзновение и силу ходатайствовать пред Своим Сыном и Богом о всех земнородных».
В этом и состоит духовный смысл праздника Успения Божией Матери. Пресвятая Богородица восходит от земли на небо, и мы, верующие люди, каждый раз восклицая «Пресвятая Богородица, спаси нас», знаем и верим, что Преблагословенная Владычица услышит, поможет и ответит на наши молитвы и на наши упования.
Все выпуски программы Актуальная тема