В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Наблюдайте за собою».
О внутренней работе и добродетели трезвения — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Человек, в отличие от всего остального животного мира, был сотворен Богом особым творческим актом. Сотворенные по образу и подобию Божьему люди имеют такие качества, которые разительно выделяют их из всего окружающего. Это творческое и абстрактное мышление, анализ и синтез, отслеживание сложных причинно-следственных связей и осознанность. Осознанность — это словно взгляд на себя со стороны. Мы можем смотреть на себя не только как на субъект отношений, который выступает с разными инициативами, но и как на объект. Собственно, этой осознанностью, взглядом на себя со стороны и пользуется нравственное чувство в человеке. Мы сравниваем существующий идеал со своим выбором и поступками. Именно об этой важной внутренней работе и напоминает нам Христос, говоря: «Наблюдайте за собою». Как дом, оставленный без присмотра беспечным хозяином будет обкраден ворами, так и беспечный в нравственном законе человек обрекает себя на фиаско в духовной жизни. Ибо по слову апостола Петра, дьявол ходит как лев, ища кого поглотить. Апостол и призывает нас вслед за Христом: «Трезвитесь, бодрствуйте». Будем же следить за собой, своим поведением, чтобы не согрешить.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 59 зач., II, 21 - III, 9.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Очень многие вещи, которые в древности отличали христиан от язычников, сегодня являются общепринятыми и воспринимаются как общечеловеческие. Внешне христиане от других людей обычно тоже не отличаются. Конечно, есть определённая религиозная одежда, но, во-первых, её носят далеко не все, а, во-вторых, она не всегда помогает увидеть в её носителе христианина. Так один мой друг принёс в химчистку подрясник и сотрудница, долго думая, как записать непонятную для неё одежду, просто написала: «спецхалат». Кто-нибудь скажет, что это недоразумение, но похожие вещи встречаются всё чаще и чаще. Если же речь идёт не просто о нравственности и тем более не о внешнем виде, то о чём же? Прямой и очень ясный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
Глава 3.
1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4 но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.
6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.
8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;
9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
Отвечая на поставленный в начале передачи вопрос, апостол Пётр указывает на Спасителя. Первым и важнейшим отличием христиан от любых других верующих людей оказывается наша связь со Христом. Люди могут жить по-разному, порядочно или непорядочно, милосердно или жестоко, но какие у них для этого будут основания? Зачастую просто привычка к культуре, в которой они родились. Однако для христиан нравственная деятельность должна быть результатом следования за Христом. В центре нашего христианского мировоззрения должны быть не просто общечеловеческие ценности, не внешняя субкультура, выраженная в словах и одежде, но Сам Спаситель и Его подвиг. Причём, Господь не является для нас только примером и не исцеляет нашу природу неким автоматическим образом, без нас самих. Воплотившись, Бог Слово прожил нашу жизнь, показав, что возможно быть послушным Отцу во всём даже до крестной смерти. После воскресения Он даёт нам возможность соединившись с Ним, пройти тем же путём, которым прошёл Сам. Важно понимать, что этот путь поначалу совсем не внешний, ведь вера рождается внутри и постепенно приводит нас к личной встрече с Богом. Если человек не был крещён в детстве, для него эта встреча заканчивается крещением, если был крещён и не был воцерковлён — искренним покаянием и обновлением жизни... Но даже человек, который жил в Церкви с детства, в какой-то момент переживает именно личное обращение, когда вера становится его собственным выбором, а не просто некоторой культурной парадигмой, в который ты рос с детства. Благодаря крещению, в котором умирает всё прежнее и греховное, в нас рождается новый человек, которого апостол именует «сокровенным человеком сердца». И хотя он упоминает об этом, призывая женщин-христианок не делать акцент на внешней красоте, его призыв можно распространить на любые попытки отличаться внешним и временным. Апостол говорит о частных моментах христианской жизни, которую, даже соблюдая одни и те же заповеди, мы всё равно проживаем по-разному, ведь все мы — отдельные личности. Но это разнообразие в отличие от внешней красоты, ведёт нас не к зависти или превозношению, но к взаимному обогащению и духовному возрастанию во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА уже звучит в 333 колониях, работа по запуску вещания продолжается
Уже 5 лет самарский фонд просвещения «Вера» при поддержке многих людей организует вещание Радио ВЕРА в колониях России. На сегодня позывные радиостанции звучат в 333 исправительных учреждениях. Осуждённые могут слышать Евангелие, духовные наставления святых, добрые рассказы, истории и не только.
«Мы видим, что сердечный отклик на эфир Радио ВЕРА у людей — есть», — рассказывает сотрудник фонда Константин Бобылев.
«Однажды я был свидетелем того, как осуждённая из колонии в Кемеровской области, разговаривая с близкими по телефону, делилась тем, что услышала интересную передачу по радио ВЕРА. Она сильно её тронула, и женщина обратилась к сотрудникам колонии с необычной просьбой — найти текст этой программы. В итоге ей пошли на встречу и помогли, чему осуждённая искренне радовалась.
А Дмитрий из колонии в городе Тольятти, упорно не веривший в Бога, в результате сам к нему пришёл. Услышав однажды программу „Жития святых“, он захотел больше узнать о тех, кто самоотверженно посвятил свою жизнь Христу и даже пострадал за Него. Стал изучать духовную литературу. И впоследствии обрёл веру.
Слава Богу, друзья, что наши совместные усилия приносят добрые плоды», — делится Константин Бобылев.
Самарский фонд просвещения «Вера» продолжает работать над тем, чтобы эфир Светлой радиостанции охватил как можно больше колоний России. И если вы хотите присоединиться к этому важному делу, переходите на сайт фонда просвещения «Вера», в раздел проекта по тюремному служению «Апрель» и сделайте любой благотворительный взнос.
Также подержать проект можно, отправив СМС на номер 3434 со словом «Апрель» и любой суммой, например, «Апрель 300».
Собранные средства будут направлены на приобретение техники для организации вещания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Николай Гоголь как христианин». Екатерина Федорчук
Гостьей программы «Исторический час» была кандидат философских наук Екатерина Федорчук.
Разговор шел о творчестве и судьбе Николая Васильевича Гоголя и о том, как на его жизнь повлияла православная вера.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Николай Гоголь как христианин». Екатерина Федорчук
- «Философ Иван Александрович Ильин». Юрий Закунов
- «Как крестилась Русь?» Глеб Елисеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов