В Северном Ледовитом океане, в архипелаге Северная Земля, есть остров Старокадомского. Он назван в честь своего первооткрывателя — флотского врача Леонида Старокадомского, который лечил людей и на море, и на суше. Вместе с научными экспедициями доктор бороздил полярные просторы. А ещё занимался полярными исследованиями и даже совершил важные географические открытия.
Леонид Старокадомский родился в 1875-м году в Саратове, в семье железнодорожного инженера. Вскоре после его появления на свет Старокадомские перебрались в Санкт-Петербург. Жили скромно — когда Леонид подрос и пошёл в гимназию, он стал помогать родителям, давал платные уроки отстающим ученикам. Самого же Старокадомского увлекали естественные науки — химия, биология. Поэтому после окончания гимназии Леонид поступил в Петербургскую Императорскую Военно-медицинскую академию и через 4 года выпустился, получив квалификацию военного лекаря. Практические навыки Старокадомский наработал сначала в Седьмом Ревельском пехотном полку, затем — в Брест-литовском госпитале. В 1903-м его перевели в морской госпиталь Кронштадта. Там с молодым доктором случилось трагическое происшествие. Во время вскрытия через мелкую царапину на руке в организм Леонида Михайловича проникла инфекция. Положение оказалось настолько опасным, что потребовалась срочная операция. Левую руку по локоть пришлось ампутировать. Казалось — о карьере врача можно забыть. Но Старокадомский не сдался. Он разработал специальную методику, которая позволяла успешно проводить операции, в том числе и сложные, одной рукой. Начальство разрешило Леониду Михайловичу остаться на службе.
В 1905-м завершилась Русско-Японская война. Старокадомского в составе специальной комиссии откомандировали в Страну Восходящего Солнца для медицинского сопровождения военнопленных, которые возвращались на родину, в Россию. Впервые в жизни Леонид Михайлович совершил путешествие на корабле. Море его покорило. Он стал размышлять о работе на флоте. Вернувшись, узнал, что Морское министерство готовит полярную экспедицию на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». Старокадомский отправил заявку на участие корабельным врачом. Его зачислили в команду «Таймыра». В экспедиции с Леонидом Михайловичем произошло неожиданное событие. Однажды ночью ему не спалось, и он коротал время на палубе. Вдруг в предрассветной мгле ясно различил вдали очертания берега. Однако, судя по карте, до ближайшей земли было несколько недель ходу. Что же это тогда? В волнении Старокадомский разбудил начальника экспедиции. Через несколько часов команда «Таймыра» вышла на обнаруженный берег. В снегу установили российский флаг. Так благодаря Леониду Михайловичу был открыт архипелаг Северная Земля. Во время дальнейшего плавания Старокадомский обнаружил ещё один остров, которому впоследствии присвоили его имя.
Экспедиция продолжалась вплоть до конца 1915-го года. А вскоре прогремела Октябрьская революция. Леонид Михайлович полагал, что окажется нужным своей стране независимо от власти. Работал в санитарном управлении Красного флота. Однако большевики видели в докторе «опасное наследие царского режима». В 1931-м его арестовали и отправили на Колыму. Но даже в условиях лагеря Старокадомский оставался врачом, преданным своему призванию. Он добился организации госпитального пункта, где сам лечил заключённых на правах заведующего. В шестистах километрах от основного лагеря находился лагерный пункт Амбарчик. Оттуда стали приходить тревожные вести: люди из-за цинги умирали едва ли не каждый день. Была снежная зима; никакой транспорт в Амбарчик в это время года не ходил. Но Леонид Михайлович решил любой ценой спасти погибающих. Взяв с собой лекарства и 32 килограмма сушёной смородины, доктор на собачьей упряжке в сопровождении офицера охраны восемь дней добирался до лагерного пункта. За два месяца он поставил на ноги оставшихся в живых. Чтобы поднять дух больных, Старокадомский рассказывал им истории о своих полярных путешествиях. Затем ему удалось добиться эвакуации заключённых из Амбарчика на большую землю. Это был настоящий подвиг. Вскоре после упомянутых событий доктору разрешили вернуться в Москву. До конца жизни он служил в Наркомате здравоохранения СССР, занимался научной работой, писал книги. Просто служить Родине — вот всё, что, по словам Леонида Михайловича Старокадомского, ему было нужно в жизни.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Чтобы можно было взять. Алёна Боголюбова
В моём далёком «советском» детстве, в учебнике чтения был рассказ «Синие листья».
История про девочку, которая на уроке рисования раскрасила листья у деревьев синим карандашом.
Учитель спросил, почему она выбрала синий? Оказалось, что у девочки не было зелёного карандаша, а когда она попросила у подруги, то та поставила столько условий, что всякое желание брать у неё пропало.
Я помню финальную фразу этого рассказа, произнесённую учителем: «Надо так давать, чтобы можно было взять!».
Вспомнив это, я призадумалась — а мы, взрослые, усвоили тот урок? Вот я, считаю себя христианкой. Как я отношусь к тем, кто нуждается в моей помощи? А ещё важнее — как отношусь к тем, кому хочу помочь?
И, неожиданно для себя, поняла, что в ходе доброделания, у меня появляется какое-то внутренне чувство покровительства. Начинаешь смотреть на человека «с высока», как на подопечного.
Вот, попросила у меня подруга денег на покупку стиральной машины. Так я уже составила представление, какая именно машина ей нужна. И начинаю давать советы относительно выбора модели. Продавливаю свое мнение. А когда чувствую, что она не слушает, внутри даже оскорбляюсь.
Выходит, возвышаюсь над человеком, которому благодетельствую, как будто получаю над ним власть. А возвышаясь, соответственно, принижаю его. Я пытаюсь управлять ситуацией, ожидая, что меня будут слушать. А если точнее сказать, слушаться.
История со стиральной машиной — лишь единичный пример. Сколько бывает более значимых ситуаций, когда помогаешь человеку: устроиться на работу, найти врача или даже обрести свою половинку. И дальше уже стремишься направлять или управлять.
Видимо и по этой причине сам Господь заповедал нам не помнить о своих благодеяниях, говоря — «..Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая ....» Давать взаймы и не ждать возврата. Не ждать и бонусов. Чтобы мы не впадали в любоначалие, в иллюзию власти над другим. А если бы Господь напомнил нам о всех его благодеяниях в наш адрес?
И, если задуматься, сколько же мы должны нашим родителям, если вдруг посчитаться, кто в кого сколько вложил. Даже страшно становится от неподъемности такого «груза».
Все Господь предусмотрел. Обо всем нас предупредил. Важно делать добро ближнему, как Самому Христу. Одному из малых сил ради Христа, как Ему самому. И так отдавать, чтобы тот мог взять. Без всяких условий.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Что для вас самооправдание? Алёна Боголюбова
Когда вы слышите выражение «грех самооправдания», каким смыслом его наполняете? Мне раньше казалось, что тут все просто. Съела скоромного в постный день и объяснила это тем, что была уставшей, что нужны силы, что ничего другого в холодильнике не нашлось — вот и оправдала себя.
Я старалась отслеживать эти, так скажем, «бытовые проявления самооправдания». И приходила с ними на исповедь. А недавно на работе произошла ситуация, в которой я, далеко не сразу, смогла разобраться и понять в чем же мой грех.
Коллеги в рабочей переписке указали мне на мои, по их мнению, недостатки в работе. Но я совершенно не считала это недостатками. Наоборот, бала уверена, что это проявление творчества, на которое способен человек, хорошо владеющий профессией. Просто коллеги не смогли это оценить по достоинству. Я была просто возмущена! И этим возмущением делилась со всеми знакомыми, кто оказывался в те дни рядом.
Я не один десяток лет в профессии! Просто мне достался коллектив слабо знающей свое дело. Им надо еще набраться опыта, чтобы вообще понять, как я выстраиваю свою работу — рассуждала я, будучи уверенной в своей правоте.
Только вот на душе было неспокойно, сердце билось как птица в клетке. Чувство тревоги, приближения серьезных проблем не давали покоя.
Помогла молитва: «Господи, наставь меня на путь истинный, не дай испортить ситуацию на работе моим гневом!»
Постепенно пожар от возмущения в моей душе стал утихать. Появилась возможность увидеть происходящее с другой стороны. И вот, что мне открылось! Я довольно резко доказывала коллегам свою правоту и совершенно упустила, что документы сдавала не в срок, тратя время на дополнительный креатив, чтобы блеснуть своими знаниями. В деловой переписке, зачастую, отвечала не по́лно и с раздражением. Аргументы оппонентов никак не воспринимала.
И всего этого я просто не замечала. Думала лишь о профессиональной самореализации. Для меня был важнее результат. И вот он, грех самооправдания, который тонкой, незримой ниточной вплелся в мою жизнь. Его так трудно было заметить, потому что мне более важным казалось совершенно другое. А самооправдание тем временем, как кривое зеркало, искажало мое восприятие происходящего и представление не только о людях, но и о самой себе. В итоге гордыня заполыхала пожаром, едва не лишив меня любимой работы.
И вот какой вывод я сделала: когда тебе кажется, что ты абсолютно прав, загляни внутрь себя, есть ли в душе мир? А если нет, то ищи промах в себе. Не совершил ли грех? Не преступил ли заповедь? Только с этой стороны можно распутать любую ситуацию.
Работа, профессионализм — это все про земную жизнь. А вот, казалось бы, «маленькие грешки», в которых мы себя оправдываем, двигаясь к земным целям, могут разрушить все и в этой жизни, и, что страшнее — в будущей.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение