
Есть такая поговорка — «В Оптину за опытом». Сложилась она неспроста. В древний монастырь Оптину Пустынь, расположенный в Калужской области неподалёку от города Козельска, со всех концов России съезжался народ за духовным советом старцев-подвижников. Немало побывало там известных писателей и поэтов. На протяжении многих лет оптинские старцы утешали, вразумляли, вдохновляли русских литераторов. Молились и благословляли на то, чтобы слово их для народа было спасительным и обращало ко Христу. О том, что искали в Оптиной творческие люди, рассказала Людмила Ильюнина в своей книге «Оптина Пустынь — обитель вдохновения».
Гостем Оптиной был Николай Васильевич Гоголь. Автор «Мёртвых душ» трижды приезжал туда, и встречался со старцем Макарием (Ивановым). Именно старец Макарий стал одним из первых критиков гоголевского публицистического сборника назидательного характера «Выбранные места из переписки с друзьями» В своём опубликованном отклике на произведение старец подчёркивал его сильные духовные стороны, однако определял и недостатки, советуя писателю глубже вчитываться в произведения святых отцов Церкви.
В июне 1878 года Оптину Пустынь посетил Фёдор Михайлович Достоевский. Он приехал в обитель с тяжёлым грузом на душе — незадолго до этого скончался его маленький сын Алексей. Три дня провёл писатель в монастыре. Достоевский получил тогда утешение от преподобного Амвросия Оптинского. Они подолгу беседовали о духовной жизни, и старец так охарактеризовал Достоевского: «этот — из кающихся». Впоследствии, как известно, многие черты преподобного Амвросия Оптинского Фёдор Михайлович придал герою своего романа «Братья Карамазовы», старцу Зосиме.
Отдельная глава в книге Людмилы Ильюниной «Оптина Пустынь — обитель вдохновения» посвящена поэтессе середины ХХ века Надежде Павлович. В поэзии Надежда Александровна была последовательницей Блока, а в духовной жизни — чадом преподобного Нектария Оптинского. Павлович спасла старца от расстрела большевиками, а после закрытия монастыря в 1918-м году добилась, чтобы там открыли музей, и тем самым уберегла обитель от разрушения. Надежда Павлович — автор вдохновенной поэмы «Оптина», которая целиком цитируется в книге наряду с другими стихами поэтессы, посвящёнными монастырю.
В третьей части книги нас ждёт знакомство с творческим наследием одного из самих оптинских старцев — преподобного Варсонофия (Плиханкова). Стихи он писал ещё до прихода в обитель. Став монахом уже в зрелом возрасте, старец Варсонофий сохранил любовь к поэтическому творчеству. И стал слагать стихи о молитве, евангельском пути спасения, о радостях и трудностях жизни в монастыре. На страницах сборника, составленного Людмилой Ильюниной, мы прочтём некоторые из его творений. И поймём, почему Оптина Пустынь — обитель вдохновения.
Все выпуски программы Литературный навигатор
- «Учитесь сохранять семью. Старцы Псково-Печерского монастыря о семейной жизни»
- «Рождественская книга ангелов»
- Протоиерей Павел Карташёв. «Что нам в жизни светит…»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема