
Наступила зима. На улице — снег и мороз. А я завариваю чай с земляникой, которая хранилась в морозилке с лета. Собирала сама. Каждый год, как только начинают созревать ягоды, я приезжаю на дачу, достаю свою любимую плетеную корзинку, по размеру идеально подходящую для ягод, и, проснувшись пораньше, отправляюсь в поле. Птицы щебечут, уже в полную силу цветут ромашки, лютики, зверобой.
Нахожу первую полянку, усыпанную ягодами, и начинается длительный процесс сбора. Сначала это — одно удовольствие. Даже просто любоваться веточками с наливными красными ягодками. Но через некоторое время солнце начинает припекать даже через панамку. А в поле укрыться от палящих лучей негде.
Еще кусают комары и мошкара. Им не важно, что перед выходом я нанесла крем от укусов насекомых. Возможности спрятаться от них нет. Но креплюсь. Наконец, набираю полную корзину и с чувством выполненной задачи, возвращаюсь домой. Часть ягод — на стол домашним, а часть отправляется в морозильник.
И вот, сейчас, зимой, я достаю пакет с ягодами и завариваю чай, добавив травяной сбор и липовый мёд. Как ароматно! Стоило потрудиться летом, чтобы зимой наслаждаться плодами во всех смыслах слова. А ведь можно было полениться и провести время иначе, не в компании комаров уж точно. Например, читать книгу на летней веранде, куда комары не залетают.
Так же и в духовной жизни. Идет Рождественский пост. Время потрудиться на благо своей души, чтобы потом иметь возможность радоваться каждой маленькой победе, как я радовалась каждой маленькой ягодке в корзине. Время стараться избавиться от грехов, которые обременяют, отдаляют от Царствия Небесного. Если каждый день я буду делать всё возможное, чтобы стать лучше, чище, светлее, Господь увидит старания и ослабит страсти, уврачует.
А потом как приятно будет встречать Рождество Христово с ощущением легкости! Ведь это и есть главная цель поста — очистить сердце, разум, изменить себя в лучшую сторону, стать ближе к Богу.
Вспоминаются слова святителя Николая Сербского:
«Помоги мне, Господи, радостно поститься и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, грядущий ко мне с улыбкой солнечной».
Помоги и мне, Господи, достойно поститься, утверди, направь на путь истинный, и я буду трудиться.
Я снова посмотрела на пар от еще не остывшего чая и улыбнулась. Физически я потрудилась, результат мне нравится, теперь пришел черед духовного труда. С Богом!
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема