У нас в гостях была актриса и певица Светлана Копылова.
Светлана рассказала, как пришла к Богу, как сложился её путь от актерской профессии к сочинению и исполнению песен. Мы говорили о поэзии и музыке, о творчестве и вере, а также послушали песни нашей гостьи в живом исполнении.
Ведущие: Владимир Емельянов, Лиза Горская
В. Емельянов
— На радио «Вера» программа «Светлый вечер». Здравствуйте! В студии Владимир Емельянов и Лиза Горская.
Л. Горская
— Здравствуйте!
В. Емельянов
— У нас сегодня в гостях поэтесса, певица и актриса Светлана Копылова, и не одна. Здравствуйте, Светлана!
С. Копылова
— Здравствуйте, Владимир! Здравствуйте, Елизавета!
Наше досье
— Светлана Копылова. Родилась в Иркутске. По профессии — актриса. Окончила Щукинское театральное училище. В качестве автора песен работала с такими исполнителями, как Кристина Орбакайте, Вячеслав Малежик, Валентина Толкунова. С 2006 года выпускает сольные альбомы авторской песни и выступает с концертами в России и за рубежом. Имеет награды Русской Православной Церкви: орден святой преподобной Анастасии Киевской и орден святой великомученицы Варвары. Считается основателем жанра песни-притчи.
В. Емельянов
— Представьте, пожалуйста, вашего спутника!
С. Копылова
— Мой спутник сегодня Михаил Оленченко — мой гитарист.
М. Оленченко
— Здравствуйте!
В. Емельянов
— И мы, я так понимаю, сегодня будем говорить об авторской песне — вы работаете в этом жанре, — ну, и о многом другом. Вот вы в одном интервью сказали, что вам не нравится, когда ваши песни называют православными, духовными. Но зачем тогда писать вот эти песни-притчи, если вот такой христианский месседж выражен прямо и откровенно? Кстати, может быть, даже вот с чего начать: а чем песня-притча отличается от песни-басни, например?
С. Копылова
— На самом деле, мало чем отличается, потому что и там со смыслом, и там со смыслом. Не люблю ярлык «православный», потому что это такую оскомину набило и уже отталкивает нормальных людей. Но «нормальных» я имею в виду нормальных.
В. Емельянов
— А что это значит — нормальный человек?
Л. Горская
— Всё-таки поясните, пожалуйста!
В. Емельянов
— Я, в общем, себя тоже до поры, до времени считал, ну, так — условно нормальным.
Л. Горская
— Мы сейчас уточним тогда!
В. Емельянов
— Да, мне самому интересно!
С. Копылова
— Ой, как я всегда говорю, если меня напишут в какой-то афише, допустим: «православные песни» или «православный автор-исполнитель», — зачем уточнять? Я считаю, что вера — это что-то сокровенное, это что-то такое, о чём не надо кричать, на афишах тем более. И никогда не увидим мы афиши, где написано: «пианист-кришнаит к нам приехал» или «католик-поэт». Зачем? Почему надо обязательно «православный» писать? Тем более что у меня песни, хоть они и со смыслом, и со смыслом, действительно, таким духовным, но отнюдь я бы не стала их называть православными, потому что они понятны людьми любой конфессии, они близки и людям далёким вообще от Церкви, от веры. Я считаю так. Тем более что, особенно в наше время, «православный» уже набило оскомину, а я хочу привлекать людей новых, привлекать молодёжь. А это слово сейчас почему-то играет негативную роль.
В. Емельянов
— Как вы думаете, почему?
С. Копылова
— Я думаю потому, что очень много атак на Православие, на самом деле, очень много пишется в прессе об этом, и пишут люди, так скажем, купленные или ненавидящие Православие.
В. Емельянов
— Ну, такие люди были всегда, и всегда писали.
Л. Горская
— Мне кажется, есть ещё одна причина. Она в том, что очень часто православием многие прикрывают свой непрофессионализм, и «православный» — значит, сделанный на коленке.
С. Копылова
— Ой, правильно! Совершенно верно! Я считаю, что есть песня хорошая и есть плохая. Зачем называть её православной? От того, что мы её так назвали, она лучше не станет!
Л. Горская
— Но это не только музыки касается, на самом деле. Это и в близкой мне сфере печатных СМИ, и в прочих происходит то же самое, но не будем о грустном! Но всё же, приходят люди к вам на концерт, они слушают ваши песни. Они уже по смыслу этих песен всё равно, наверное, определённым образом их атрибутируют, как творчество православного содержания?
С. Копылова
— Неправда!
Л. Горская
— Неправда?
С. Копылова
— Неправда! Очень много случайных людей, которые потом могут задуматься о вере вообще. Я не хочу как-то, знаете, назидательно направлять, я вот этого не хочу. Почему у меня выбран такой жанр песен-притчей именно? Потому что я не люблю впрямую назидать никого. И люди приходят совершенно иногда левые, случайные. И когда они остаются и не уходят — вот это для меня самое ценное.
В. Емельянов
— «Люди левые и случайные» — формулировка не безынтересная! Светлана, а скажите, пожалуйста, а вот такой незначительный интерес к духовной песне в широких массах у нас, как вы думаете, почему случается, происходит? Почему он вообще есть, этот не глубокий интерес?
С. Копылова
— Потому что душа наша — христианка. И ей нужна тоже пища.
В. Емельянов
— Это понятно, но широкие массы как-то не особо ведутся, мне кажется, на концерты вот такие подобные. Поэтому я и спрашиваю: почему?
С. Копылова
— Дорогой Владимир!
В. Емельянов
— Спасибо!
С. Копылова
— Очень мало людей знает мои песни, из широких масс. Я думаю, что если бы мне дали возможность на Первом канале спеть хотя бы одну песню, хотя бы одну! Я думаю, что количество интересующихся увеличилось бы намного.
В. Емельянов
— А ваши, например, старые связи с эстрадным миром? Например, такие господа, как Игорь Суруханов, Кристина Орбакайте, по-моему, одну из ваших песен поёт, Вячеслав Малежик? Они ни коим образом не помогали вам попасть на это телевидение?
С. Копылова
— Я думаю, что не они решают, во-первых.
В. Емельянов
— Ну, это конечно! Но словечко же можно замолвить? Хотя их и самих там сейчас не очень-то показывают!
С. Копылова
— Да как-то мне просить...
В. Емельянов
— Сами придут, всё дадут?
С. Копылова
— Нет, не то, чтобы сами придут, всё дадут. Потому что, когда я начинала и когда у меня песни появились, я думала: куда их, как мне их показать? Начала через фестивали. Через фестивали у меня появилась какая-то небольшая публика, небольшие концерты. Вот в Москве первым залом у меня был Славянский центр на сто мест. То есть всё постепенно. Но что касается таких широких... Но вот на FM я, пожалуй, впервые.
Л. Горская
— О, у нас сегодня премьера!
С. Копылова
— Да, я вам благодарна. До этого я несколько раз выступала на «Народном радио», но это всё-таки AM. По телевидению тоже канал «Союз» — это всё-таки не Первый канал, не Второй.
В. Емельянов
— По аудитории.
Л. Горская
— Даже не третий, к сожалению.
С. Копылова
— Да. Поэтому я и повторяю, что люди, которые случайно вдруг узнают, мне очень радостно, что они отзываются всем сердцем и очень часто остаются в числе моих слушателей.
В. Емельянов
— А может быть, эта музыка как раз не для широких масс?
С. Копылова
— Может быть, но слава Богу, что у неё есть свои слушатели.
В. Емельянов
— Это правда. Вот теперь действительно я предлагаю познакомиться с одной из ваших песен. Что мы сейчас послушаем, и что вы сейчас исполните?
С. Копылова
— Поскольку я первый раз на FM, и, возможно, многие услышат меня сейчас впервые, я хочу предложить старую, добрую притчу, одну из самых первых своих: «Подруги».
В. Емельянов
— А я нашим слушателям скажу, что Светлана и Михаил поют и играют вживую, прямо сейчас в нашей студии, а вы это можете слышать у себя дома.
С. Копылова
— Да, я так хотела, чтобы всё-таки с диска — всё-таки на диске всё чисто, вылизано...
В. Емельянов
— Поэтому и не интересно часто бывает!
С. Копылова
— А сейчас, извиняйте — уж как будет, так будет!
Звучит песня Светланы Копыловой «Подруги».
В. Емельянов
— Спасибо большое! Как называлась эта песня?
С. Копылова
— «Подруги»!
В. Емельянов
— Напоминаем, что Светлана Копылова сегодня у нас в гостях — поэтесса, певица, актриса. Вы слушаете программу «Светлый вечер» на радио «Вера», в студии Владимир Емельянов и Лиза Горская. Скажите, пожалуйста, а кто для вас ориентиры, маяки в мире авторской песни?
С. Копылова
— Высоцкий был, конечно, для меня маяком.
Л. Горская
— Почему был?
В. Емельянов
— И до сих пор остаётся?
С. Копылова
— Ну, до сих пор остаётся, но я уже так его не слушаю, как в молодости слушала, конечно. Уже все песни фактически наизусть знаю.
В. Емельянов
— Вы под его влиянием запели?
С. Копылова
— Возможно, какое-то влияние он оказал, какое-то оказал, наверное. Ну, Олег Митяев мне нравился тоже в молодости.
В. Емельянов
— Вы свою карьеру начали с того, что решили поступать в театральный вуз?
С. Копылова
— Артистическую — да. Хотя у меня ещё за плечами Авиационный техникум иркутский.
В. Емельянов
— Вот так вот! А кто вы в дипломе?
С. Копылова
— Техник-механик по самолётостроению.
В. Емельянов
— Да, вот иногда дорога такая — вроде предопределено всё, казалось бы: сначала техникум, потом институт по этому направлению и так далее. А потом что-то происходит...
С. Копылова
— Не всё так просто!
В. Емельянов
— Конечно, жизнь вообще не простая!
С. Копылова
— Как у меня в одной песне: «Не всё так просто, ангел мой». Потому что именно в техникуме я познакомилась с Лёшей Соколовым, который обучил меня игре на гитаре. Так что я туда не зря пошла!
В. Емельянов
— А вы думаете, что в другом месте не выучились бы?
С. Копылова
— Ну, не знаю.
В. Емельянов
— И также неожиданно вы закончили актёрскую карьеру — вы же сейчас не снимаетесь нигде, не играете в театре?
С. Копылова
— Сейчас не снимаюсь, да. Потому что не предлагают достойного.
В. Емельянов
— А что предлагают? Вот многие приходят и говорят, или разговариваешь, общаешься с людьми, интервью какие-то читаешь: «Нету хорошего материала!»
С. Копылова
— Сейчас уже ничего не предлагают, потому что мои фотографии, по-моему, там похоронены уже. Я не обновляла очень давно свою базу и ни с какими агентами уже давно не сотрудничаю. Когда у меня стало своё вот это дело — авторская песня — мне это было не нужно. Бывает, конечно, такая тоска ещё по профессии, потому что профессию актрисы люблю и думаю, что если бы что-то такое сногсшибательное предложили бы мне — то, что можно поставить на параллельную чашу весов тому, что я делаю сейчас на сцене, — то, возможно, я бы и выкроила бы какое-то время, чтобы сыграть что-нибудь эдакое.
В. Емельянов
— А в каком театре гипотетически?
С. Копылова
— Нет, не в театре, а в кино. Всё-таки я в театре, по большому счёту, не играла никогда. У меня было несколько работ в кино. Были и серьёзные работы такие, как в фильме «Меня зовут Арлекино», давний такой, нашумевший, хитовый, можно сказать, фильм в конце 80-х. Был фильм «Время танцора» Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе, где тоже у меня такая серьёзная роль. Ну, было много проходящих фильмов.
В. Емельянов
— Я побывал на вашем сайте и посмотрел ваш гастрольный график. Я должен сказать, что я был удивлён, честно говоря, потому что не каждый, мне кажется, и популярный артист имеет такой график. Вы то в Ростов, то в Липецк, то во Франкфурт-на-Майне, то в какой-то ещё город в Германии, то Москва, то ещё что-то. У вас, действительно, так много гастролей?
С. Копылова
— В этом сезоне около ста концертов.
В. Емельянов
— Это несмотря на кризис, вроде как?
С. Копылова
— Ну, да.
В. Емельянов
— А в Москве вы тоже так часто выступаете?
С. Копылова
— В этом сезоне выступали четыре раза.
В. Емельянов
— Но это большие концерты, это не клубные концерты?
С. Копылова
— Один был в клубе «Гнездо глухаря». И мы раз в году даём там концерты.
В. Емельянов
— Но это известное «гнездо» авторской песни.
С. Копылова
— Да. И такие, знаете, концерты получаются очень тёплыми, такими семейными. И большие концерты — это концертный зал «Меридиан», «Королёвский». И в этом году мне удалось впервые выступить в храме Христа Спасителя, в зале Церковных Соборов сольный концерт был. Вот четыре концерта в Москве было.
В. Емельянов
— И как ощущения от выступления в храме Христа Спасителя?
С. Копылова
— Очень хороший звук. Но немножко непривычно мне было, что там нет такой камерности, потому что нет закрытого пространства, вот эти холлы и там хождения работников — немножко мне было как-то...
В. Емельянов
— Дискомфортно?
С. Копылова
— Да. И зал такой, знаете, квадратный, то есть сбоку зрители. Я привыкла, что у меня спереди зрители, я со всеми общаюсь. А тут мне приходится разворачиваться ко всем.
В. Емельянов
— Вот в связи с гастролями, часто встречаете слушателей в неформальной обстановке? Я уверен, кто-то приходит за сцену поблагодарить, что-то ещё.
С. Копылова
— Обязательно, конечно.
В. Емельянов
— Или просто какие-то пресс-конференции, встречи. Вот скажите, пожалуйста, чего мы не знаем о наших людях, особенно в глубинке? Мы их вроде представляем, вечный этот антагонизм — городские жители, сельские жители. Одни других не любят за чванство, за снобизм, за что-то ещё. Городские вроде деревенских не любят — типа, от сохи, малограмотные, ничего не читают...
Л. Горская
— Иногда за хитрость.
В. Емельянов
— ...За хитрость, за лукавство, за остальные пороки, которые тоже и городским присуще, кстати. Вот чего мы не знаем о наших людях?
С. Копылова
— Я могу сказать, что люди, по большому счёту, из одной глины вылеплены. По большому счёту, одинаковы. Когда меня спрашивают: «Какой зритель в нашем городе?» — да такой же, как и везде. Такой же! Даже часто мы с Михаилом выступаем в колониях — да такие же! Не знаю, мне этот вопрос не даётся. Я не вижу большой разницы. Ну, в Прибалтике, может быть, более сдержанные по началу, в конце всё равно они раскрепощаются, также подпевают и также аплодируют. Но, по большому счёту, одинаковые. Те же самые проблемы у всех, те же самые грехи. Ну, я не знаю, одинаковые люди-то!
Л. Горская
— А в колониях вы часто выступаете? И что вас, в общем, подвигло к такого рода деятельности?
С. Копылова
— Как-то вот получилось так, что раз-два-три пригласили, а теперь это и стало делом моей жизни. В колониях стараюсь никогда не отказываться, если есть маленькое окошечко между гастролями. Обычно на выезде выступаем. И считаю своим долгом, потому что, когда я отыграю концерт в колонии, я с таким чувством оттуда выхожу, что у меня не просто день прожит не зря, а что вообще родилась не зря.
В. Емельянов
— Не страшно вам — всё-таки колония, вы — хрупкая женщина?
С. Копылова
— Нет, не страшно, потому что люди везде одинаковые. И везде, как правило, хорошие. И очень часто люди, которые попадают в колонии, они рады, что они туда попали, потому что именно там они обретают Бога. Очень со многими я разговаривала, как правило, мы в мужские колонии попадаем, и говорят: «Если бы я сюда не попал, я бы уже сгинул, меня бы не было на свете. А теперь у меня Бог в душе!» И даже мы с Михаилом в прошлом году объездили десять колоний в Екатеринбургской области, и были даже у смертников...
В. Емельянов
— У пожизненников!
С. Копылова
— …У пожизненников, да! 25 и 27 лет — Илья и Игорь, вот как сейчас их помню, ребят.
М. Оленченко
— Да, мы были в колонии, где людям отменили смертный приговор, потому что они попали туда в 90-е годы. Я не помню, как это связано.
С. Копылова
— И им заменили на пожизненное, да?
М. Оленченко
— Нет, им даже на 25 лет, по-моему, заменили.
С. Копылова
— Да, и вот эти Игорь и Илья, они залезли на нары, потому что у них там окошечко только сверху — тут оно закрыто и только сверху, — и вот они с нар могли видеть дорожку, по которой мы с Мишей проходили. Они очень долго ждали, чтобы увидеть, как мы пройдём. А пели мы на плацу, и им было слышно, им разрешили открыть окна и слушать. И когда нас потом к ним провели и открыли двери, мы оказались через решётку с ними, они были в таком восторге! Мы им подарили диски, книжки и просто вот пожали руки. Они, — я не знаю, сколько там у них убийств, потому что всё-таки пожизненники, — они были счастливы, что их души не погибли. И у меня был такой ещё один разговор с батюшкой из Орска — там тоже много колоний. И он мне говорит: «Есть один тоже пожизненник, который стяжал Иисусову молитву! Я, священник, я не могу сказать, что углубился в неё и как-то её приобрёл, а человек сидит и ему ничего не надо — вот он молится».
В. Емельянов
— Но вы ещё осуществляете сбор средств на строительство и реставрацию православных храмов.
С. Копылова
— Одного храма! Не будем преувеличивать!
В. Емельянов
— Одного? Тогда прошу прощения! Можете рассказать об этом храме и как всё это начиналось, и как далеко вы продвинулись? Это реставрация или строительство?
С. Копылова
— Могу, конечно! Это реставрация. Храм старинный,1769 года, во имя преподобного Сергия Радонежского. Находится он в селе Липовка, это Липецкая область, Задонский район, в имении поэта Сергея Бехтеева. Маленького Серёжу в этом храме крестили. Земли были подарены ещё Петром Первым четыре века назад. И святитель Тихон Задонский был другом Бехтеевых и руководил строительством этого храма. Храм уникальный, намоленый очень. И когда я впервые его увидела в книге Владимира Невяровича «Певец Святой Руси» — это книга о роде Бехтеевых, вторая часть стихи поэта, — и когда я её открыла, мой взор упал как раз на фотографию полуразрушенного храма. И с этой минуты я уже не могла спокойно спать. У меня только тогда начинались концерты, не было такой интенсивности, но, тем не менее, пришла мысль в голову попробовать собирать вот эти вот пожертвования на концертах. Я взяла благословение на это, и первый концерт как раз проходил в день рождения поэта, так совпало. И вот прошло уже семь, что могу сказать? Храм восстановлен.
В. Емельянов
— Полностью?
С. Копылова
— Кроме росписи. Вот сейчас мы закончили роспись в алтаре. И после престольного праздника 18 июля будем приступать к росписи купольной части. Вот сейчас конкретно я собираю милостыню на это дело. На сайте у меня есть реквизиты, и у меня есть группа в «ВКонтакте»: «Храм Сергия Радонежского в Липовке» — куда вы, дорогие мои радиослушатели, можете перечислить свою копеечку. Потому что именно благодаря вашим пожертвованиям храм восстановился из руин. Я такого опыта не знаю нигде, чтобы вот так, всем миром. И в России, и за рубежом, везде мы собираем эту милостыню. И не было у нас ни разу случая, чтобы нечего нам было платить строителям. То есть Господь и святые Тихон и Сергий как этот храм ведут. А я очень радуюсь, потому что тоже имею к этому отношение: собираю деньги, считаю их, резиночками пакую и отвожу в Липовку.
Л. Горская
— Справедливости ради надо сказать, что это далеко не единственный храм в России, который восстанавливается всем миром. И мы тоже в своём эфире часто об этом говорим.
С. Копылова
— Но у нас именно на пожертвования, который собираются на концертах, песенное такое. Вот такого второго случая я не знаю пока что!
В. Емельянов
— Я предлагаю вновь вернуться к музыке, к вашему исполнению. Мы хотим что-нибудь ещё послушать.
С. Копылова
— Давайте мы исполним песню, которая, наверное, наибольшее количество голосов имеет. Очень дети любят эту песню, несмотря на то, что она грустная. Но я всегда радуюсь детским слезам, потому что не всё ещё потеряно, значит, души живые — отзываются, сострадают. Песня про кота.
Звучит песня «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой.
В. Емельянов
— Очень грустная песня, надо заметить! Это вот песня-притча, да, так она и есть в чистом виде?
С. Копылова
— Да, песня-притча.
В. Емельянов
— То есть песня-притча — это та песня, в которой рассказывается некая история с каким-то выводом, я так понимаю, да?
С. Копылова
— Да, с каким-то иногда не предсказуемым концом.
В. Емельянов
— Итак, как эта песня называлась?
С. Копылова
— «Про кота».
В. Емельянов
— Песня «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой, ей помогает на гитаре и всячески поддерживает наш разговор, правда, по причине болезни не очень активно, Михаил Оленченко. Вы слушаете «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов и Лиза Горская, мы вернёмся буквально через несколько минут.
Часть 2.
В. Емельянов
— Мы продолжаем наш «Светлый вечер» и у нас сегодня в гостях автор-исполнитель Светлана Копылова. Как вам кажется, вы в какую болевую точку нашего народа попали, что ваши песни люди слушают и запоминают. На какие...
С. Копылова
— Мозоли.
В. Емельянов
— Педали. За какие струны дернули, и что это говорит об аудитории, об этих людях?
С. Копылова
— Наверное, все-таки сострадание, хотя я стараюсь брать те темы, которые близки всем и каждому. Есть у меня такие песни, которые люди, послушав, говорят, вы про меня спели. Знаете, всегда стараюсь и писать искренно, обнажая душу, и исполнять также, выкладываясь также целиком и полностью. И люди так же с открытой душой все это воспринимают. И принимают в себя.
Л. Горская
— А вы когда пишете, вы свой личный опыт используете или абстракциями?
С. Копылова
— В том числе, личный. И поскольку я все-таки актриса по профессии, я вхожу в роль, вживаюсь и пока сочиняю, иной раз сама наревусь, наревусь.
Л. Горская
— А что служит источником, ну не вдохновения... Как придумывается ситуация, откуда возникает та роль, в которую вы в итоге входите и пишете песню?
С. Копылова
— Самое главное в моем деле — это найти подходящий сюжет. Если найден сюжет, то вдохновение само откуда-то падает на меня. И все, дальше уже работа техническая. Стихи, музыка. Причем тоже... ну как техническая, как-то само сваливается. Это трудно объяснить. Когда спрашивают, как у вас рождается, не знаю как. Не могу сказать.
Л. Горская
— А сюжетом называется история какая-то?
С. Копылова
— История какая-то, да, фраза. Бывает, даже музыкальная фраза родится, и я начинаю туда укладывать словесную фразу, чтобы, опираясь на нее, обрасти-обрасти, чтобы получилась песня.
В. Емельянов
— Это кухня. Вы как две хозяйки сейчас: как песню сделать...
С. Копылова
— Но Лиза как-то всё время... брови в недоумении сводит немножко сводит...
В. Емельянов
— У нас Лиза просто очень музыкально одарённый человек. Она всё впитывает, а потом применяет на практике — у нас Лиза поёт.
С. Копылова
— Да?
В. Емельянов
— Да.
Л. Горская
— И танцует.
В. Емельянов
— И танцует. И вообще, у нас Лиза на все руки мастерица. Светлана, ваш духовник — известный священник отец Артемий Владимиров. Скажите, пожалуйста, а как строятся отношения творческой личности с духовником?
С. Копылова
— Начнём с того, что мой духовник сам творческая личность, выпускник филфака МГУ, поэт, член Союза писателей России. И поэтому наши отношения строятся, как духовные, так и творческие — у нас уже было два творческих вечера совместных на сцене концертного зала «Меридиан», это мой пятисотый концерт, в котором он принимал участие. По Заповедям блаженства мы представляли вдвоём мой последний на сегодняшний день, четырнадцатый альбом. Строятся отношения не просто, потому что и он всё время в разъездах — он миссионер, как известно, очень много ездит, — и я очень много езжу. Поэтому встречи наши редки, однако, связь духовная всё равно чувствуется: это и молитвенная связь, и, конечно, когда возникают какие-то сложные вопросы жизненные, слава Богу, есть телефон, есть интернет, можно всегда посоветоваться. И действительно, что мне нравится в батюшке Артемии, он никогда не навязывает, он никогда не требует какого-то безоговорочного послушания, он может только посоветовать. И он никогда не будет советовать, если ты у него не спрашиваешь об этом. Он даёт человеку волю. Собственно, как и Господь дал человеку волю, право выбора.
В. Емельянов
— Свободу. А какую роль отец Артемий в принципе сыграл в вашем песенном становлении?
С. Копылова
— Мне кажется, что именно с его приходом в мою жизнь, я стала той Светланой Копыловой, которой меня знает большинство людей. Как вы уже сказали, и я подтвердила, актёрская моя профессия, потом писала для эстрадников. И вот тот путь, на который я встала сейчас, он как раз связан с приходом отца Артемия. То есть он появился в моей жизни, и я вдруг, как-то даже в одночасье, поняла, что больше я так жить не могу, сниматься в кино не могу, писать для эстрады тоже не могу, а всё равно распирает. Распирает, потому что ясно, что талант Господь дал.
Л. Горская
— А почему не можете, почему?
С. Копылова
— Потому что идёт противоречие, идёт конфликт между мной теперешней и тем, что я делала, это несовместимо.
Л. Горская
— Удивительно, потому что многие из наших гостей, они известные, успешные артисты, при этом они ведут вполне христианский воцерковлённый образ жизни, у них противоречия этого нет.
С. Копылова
— Значит, им не приходится выбирать. А как, допустим, артист? Это профессия зависимая. Как он — соглашается на любую роль? Я не могу, например.
Л. Горская
— Нет, не на любую. Тоже как-то выбирают.
В. Емельянов
— Кстати, среди артистов тоже есть разночтения по этому поводу, потому что некоторые считают: «Нет, фу, я не буду в это сниматься, не буду затрачиваться». Предположим, если бы я был артист, я бы эти роли отсеивал по тому: лень мне запариваться на эту тему или не лень, хочется мне работать в данный момент или нет. Может, поэтому я и не артист. А другие наоборот считают: «Хорошо, предлагают вот такой материал, не очень хорошего качества, но я обладаю достаточным профессионализмом и не зря получал в своё время диплом артиста театра и кино. Что, я с такой задачей не справлюсь? Да легко!» Идут и работают, и всё у них в порядке: и семьи накормлены, и дети. И нет вот этой рефлексии — ой, я снялся тут, позор!
С. Копылова
— А если та роль, которую вы сыграли, каким-то является соблазном для кого-то? Как тогда?
В. Емельянов
— В каком смысле соблазном?
С. Копылова
— Ну, вы там закурили красиво сигарету, а мальчишка увидел, ему так понравилось, как вы это сделали, и он тоже взял и закурил сигарету. Но я сейчас примитивный пример какой-то привожу. Но тем не менее.
В. Емельянов
— Но мальчишка тот же самый смотрит телевизор, новости включает и видит, что идёт война, например.
С. Копылова
— Да, но это не через вас — горе тому, через кого приходит соблазн.
Л. Горская
— Теперь уже Владимир задумался.
С. Копылова
— Я считаю так, что всё таки какой след ты оставляешь, что ты оставляешь.
В. Емельянов
— Вот и я про то же, что многие, например не мыслят такими категориями: «Вот я сейчас поеду оставлять след в жизни, в искусстве, в частности», — а просто идут на работу, работают и всё.
С. Копылова
— Мне кажется, если жить по совести, а лучше по Заповедям, но это одно и то же, по большому счёту, то по-любому, если даже след на земле ты не оставишь, то, в любом случае, это спасительно для души.
В. Емельянов
— А может его и не надо оставлять? Живи себе нормально, не как свинья, и достаточно?
С. Копылова
— Может быть, не надо. Мы сейчас говорим немножко на другие...
В. Емельянов
— Очень много наследили вокруг.
С. Копылова
— ...Немножко говорим сейчас, так получилось, о моей личности, я поэтому персонифицирую на себя. Если бы я была человеком неизвестным, простым и просто бы жила себе в вере, в Боге, конечно, не о каких следах и не думала бы! Я бы думала о том, как я провела этот день, что я сделала доброго, хорошего, а это тоже след.
В. Емельянов
— Светлана, а как вы, вообще, познакомились с отцом Артемием Владимировым?
С. Копылова
— Я привела своего сына в лицей православный, в пятый класс. Он там был духовником. И каждую среду совершал Литургию в школе — там был такой храм домовой. И так я увидела его впервые, но я тогда не знала, какой он известный, популярный, что у него и на радио «Радонеж» своя передача есть в прямом эфире, что у него есть книжки, диски. Я ничего этого не знала, он мне просто понравился, и то, даже не сразу понравился. И событие было одно, которое повлияло на меня таким образом, что я решила, что лучшего батюшки я не найду. Я об этом рассказывала. Но, если хотите, могу кратенько.
В. Емельянов
— Ну, может быть, кто-то из наших слушателей не знает.
С. Копылова
— Да, кратенько расскажу. У моей знакомой с «Мосфильма», звукорежиссёра, умирал брат, который очень любил батюшку Артемия слушать и был его радиоприхожанином — по вторникам слушал радио «Радонеж». И последнее его предсмертное желание было — он хотел услышать голосок батюшки. И ко мне обратилась Лиля с тем, чтобы я помогла ей каким-то образом это сделать — исполнить последнюю волю. Поскольку батюшка был к нас в лицее, я позвонила директору школы, она сказала, что батюшка уехал в Йошкар-Олу, его нет в Москве, и попробует она выйти на него через его секретаря. Это было около десяти лет назад, тогда мобильные телефоны только появились. Но не только, но они были дорогими в смысле обслуживания, то есть позвонить, скажем, с мобильного телефона на городской в другой город — это очень дорого стоило. И вдруг я узнаю, что батюшка Артемий позвонил незнакомому умирающему человеку с мобильного телефона из другого города, в роуминге находясь, и что-то ему достаточно долго, но утешительно, по всей видимости, говорил, потому что лицо Виктора просветлело. И он умер через несколько часов с улыбкой на устах. И когда мне об этом рассказали, я была настолько потрясена, я подумала, что такой священник большая редкость, возможно. Хотя, может быть, много таких. Но как бы то ни было, этот случай решил мою участь — я предложила батюшке, чтобы он стал моим духовным отцом, причём я сделала это в стихотворной форме.
В. Емельянов
— Светлана Копылова в «Светлом вечере» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов и Лиза Горская. А вы некоторое время сотрудничали с Валентиной Толкуновой, не могли бы вы немного рассказать об этом периоде?
С. Копылова
— Сотрудничеством это не назовёшь. Ну, понятно, что я с детства её любила, как и многие. А она вдруг открыла для себя мои песни, которые ей дали послушать в машине, и она очень прониклась и захотела со мной познакомиться. И узнав мой телефон, найдя его, она мне позвонила. И мы потом встретились и стали общаться, встречаться. Она сказала, что дружит со мной. Я, если честно, не взяла бы на себя такой смелости. Кстати сказать, на днях умерла её мама — Евгения. Давайте помолимся о рабе Божией, новопреставленной Евгении! На девяностом году она ушла в мир иной, пять лет прожив без своей любимой дочери.
В. Емельянов
— А вот не могли бы вы немного подробнее рассказать о Валентине Толкуновой, каким она была человеком? У вас сразу взгляд светлеет и улыбка на лице — значит, неспроста!
С. Копылова
— Через год после её ухода мы даже сняли фильм, который называется «Любовь побеждает смерть». Его можно найти в интернете и посмотреть — часовой фильм, как раз воспоминания. Я там рассказываю о том, как мы с ней познакомились, более подробно. Конечно, не скажешь за пять минут всё то, что меня переполняет в отношении этого удивительного человека. Но главное, я спокойна за неё, потому что она была человеком верующим, а значит, её душа бессмертна. Бессмертна, в смысле, что она найдёт хорошее место, я больше чем уверена в этом — что Господь не оставит её Своей милостью. Потому что она всю себя отдавала и людям, и я видела, как она молилась — я случайно её застала. Мы ночевали у одних друзей, и я зашла в её комнату как-то внезапно с утра, и увидела её молящейся. Я видела, какой у неё молитвослов потёртый. Моя душа за неё спокойна. А это ведь самое главное!
В. Емельянов
— Конечно, невозможно не согласиться! У нас не так много времени осталось в сегодняшней нашей встрече, а очень хотелось бы, чтобы Лиза так не расстраивалась, и для неё прозвучала эта песня, чтобы она что-то там переосмыслила.
С. Копылова
— Если честно, я, как уже говорила, не люблю назидания в песнях, но у меня есть не только песни-притчи, но есть и просто песни. И есть песни на стихи других авторов. Кстати, я не сказала о том, что песня «Сыграй мне отходную» была на стихи йошкар-олинского поэта Мишеля Лазарева. И «Торопитесь любить», которой я хочу закончить сегодняшнее выступление, на стихи Марины Шуршаковой из Москвы. И как раз она имеет как бы повелительный, назидательный тон: торопитесь любить. Но тем не менее всё-таки такие песни, наверное, иногда могут быть, могут иметь место. Но сначала «Тонкая натура».
Звучит песня «Тонкая натура» в исполнении Светланы Копыловой.
Л. Горская
— Светлана, если не возражаете, хотела всё-таки поговорить о том, какая ваша аудитория. Потому что в начале программы мы говорили про каких-то случайных, так называемых левых людей, — но это цитата из вас, — которые пришли случайным образом на концерт и остались.
С. Копылова
— Случайных мало!
Л. Горская
— А вот ваша постоянная аудитория, это кто, кто эти люди?
С. Копылова
— Скажем так, поначалу это в основном были женщины в платочках.
Л. Горская
— И приходили они по объявлению, которое висело в храме?
С. Копылова
— Да. Сейчас, что меня очень радует, моя аудитория состоит — не знаю насколько процентов — из детей, причём от нуля. И если вы придёте ко мне на концерт, вы увидите, какие вереницы детей выносят цветы — ощущение, что мы находимся на утреннике. И дети, несмотря на то, что я для них специально никакой песни ни одной не сочинила, они настолько проникают в эти песни, настолько их чувствуют, разучивают наизусть. И, я так понимаю, растут теперь уже на них, потому что есть уже те, которые говорят: «Мы выросли на ваших песнях». Я в этом году отмечаю десятилетие своей творческой деятельности. Если ребёнок, допустим, с семи лет начал слушать, а ему сейчас семнадцать, то можно сказать, что он вырос, действительно. Приходят письма от мужчин, которые признаются в том, что они спецназовцы и прошли, видали такое...
Л. Горская
— А в любви признаются?
С. Копылова
— Ну, есть такие, да.
Л. Горская
— Скромно сказала она.
С. Копылова
— Но почему скромно? Вы спросили, я сказала. Есть всякие, да. Но я не обращаю внимания, потому что это не здорово — нельзя полюбить человека, не зная его. Если бы они поближе меня узнали или спросили у моего мужа, какая я на самом деле. Нельзя же персонифицировать с песнями человека. Я пою, действительно, может быть, и темы такие затрагиваю, а на самом деле я простая и ничем не примечательная. И аудитория моя расширилась, да. Признаются мужчины, что и слезу прошибает у них. А меня почему-то это радует.
Л. Горская
— Да мы же выяснили, что вы, вообще, радуетесь слезам!
С. Копылова
— Я не садистка. Но мне нравится, когда душа просыпается.
В. Емельянов
— Понимаем.
С. Копылова
— Вот как её торкнуть так, чтобы она, действительно, раскрылась.
Л. Горская
— Есть разные способы.
В. Емельянов
— Действительно, торкание разное бывает.
Л. Горская
— Есть такое понятие, как «вышибать слезу коленкой». Это я не знаю, как охарактеризовать в двух словах. Но, примерно, когда очень грубо играют на таких вот струнах, которые всегда живы в душе.
С. Копылова
— Я стараюсь не приписывать себе ничего, когда начинают хвалить, допустим, мои песни. Но всё-таки считаю, что когда люди говорят о том, что они «как на исповеди побывали», значит, наверное, те струны души трогают песни, которые именно близки к покаянию. И им хочется, и многие идут в храм после этого на исповедь. Потому что бывают и какие-то забытые грехи, а песня напоминает о чём-то.
Л. Горская
— Как интересно. А скажите, на семейных праздниках, торжествах вы поёте или нет? Или это для вас работа, сцена, а дома вы как-то по-другому проводите досуг?
С. Копылова
— Нет, я дома не пою.
Л. Горская
— А, вот так! А как вы время за столом проводите?
В. Емельянов
— А как вы сочиняете?
С. Копылова
— Я сочиняю у себя в келейке или где-нибудь в самолёте, или в поезде.
Л. Горская
— Подождите, но вот у вас именины, вся семья собралась, все друзья собрались, вы сидите за столом и не поёте, и не просят?
С. Копылова
— И не пою.
В. Емельянов
— И не просят?
С. Копылова
— Вы знаете, у нас не бывает таких крупных, громких компаний. Я человек достаточно замкнутый и стараюсь уединиться. Не очень люблю праздновать что-то там.
В. Емельянов
— И гостей не любите?
С. Копылова
— Понимаете, я очень редко бываю дома. И когда я наконец туда попадаю, мне хочется побыть одной.
Л. Горская
— Ещё бы — столько концертов в сезон!
С. Копылова
— Мне хочется побыть одной, закрыться у себя, побыть с родными, близкими, а они мои песни знают и так, чего им их петь?
Л. Горская
— Где наши радиослушатели могут вживую послушать вашу музыку? У вас какие-то концерты планируются летом, в ближайшее время?
С. Копылова
— Планируется концерт 22 сентября в «Гнезде глухаря» на Цветном бульваре, билеты уже в продаже.
Л. Горская
— Известная московская площадка.
С. Копылова
— И 8 ноября будет представление нового альбома «Ностальгия». Это альбом с таким белогвардейским уклоном — несколько песен о России. Да, собственно, они все о России, о тоске по Родине, на стихи и современных авторов, и поэтов-эмигрантов первой волны, три песни на мои стихи, музыка...
Л. Горская
— А в других городах: Томск, Иркутск, Екатеринбург у нас есть, Вязьма, Вятка, Тверская область.
С. Копылова
— Екатеринбург, Вятка — регулярно, ежегодно. В Иркутске, в своём родном городе, на большой сцене ни разу не выступала.
Л. Горская
— Но вы можете сейчас передать привет и попросить кого-нибудь организовать концерт!
С. Копылова
— Привет, дорогие иркутяне! Мечтаю приехать и выступить, действительно, в родном городе. Потому что, когда только-только я начинала, я там в двух приходах для бабушек в платочках спела несколько песен. А так, чтобы действительно большой концерт, как, скажем, у меня был в Тюмени — уже было три концерта — на самой лучшей площадке — в Гуляевском зале Тюменской филармонии. Это очень крутая площадка. И как-то, слава Богу, аншлаг собирался.
Л. Горская
— А «Меридиан» собирается?
С. Копылова
— «Меридиан» собирается, но в этом году мы его профукали, мы очень поздно обратились, и уже 8 ноября занято. А кроме 8 ноября у меня ничего там осенью нет свободного. Поэтому взяли «Королёвский» концертный зал.
Л. Горская
— Понятно. Тогда давайте для тех, кто ещё не был на ваших концертах и для ваших близких, которым вы дома не поёте, как мы выяснили, пока в нашем эфире исполним ещё какую-нибудь песню.
С. Копылова
— Давай тогда, Миша, сыграем «Послушник и монах»!
М. Оленченко
— Давай!
Звучит песня «Послушник и монах» в исполнении Светланы Копыловой.
В. Емельянов
— Что ж, спасибо за то, что нашли время и пришли к нам на радио «Вера» в программу «Светлый вечер». Напоминаем, что у нас в гостях сегодня была Светлана Копылова — автор и исполнитель. А в студии были Владимир Емельянов и Лиза Горская, до встречи, до свидания!
Л. Горская
— Всего доброго!
С. Копылова
— Благодарим вас за то, что пригласили! С нами был также Михаил Оленченко — мой незаменимый гитарист.
Диана Берлин. «Неформат, или Дни радио»
В нашей профессии, друзья — а я говорю сейчас, как человек, годами причастный отечественному радиоэфиру, — есть люди, в применении к которым слово «легендарный» звучит естественно и надёжно. Мы радуемся, что работали и работаем с ними в одно время, думаем о них с удивлением: «...вот надо же, мол, я помню такого-то и такую-то; а с этим (с самим!) — до сих пор сталкиваемся в одних и тех же коридорах медиахолдинга». Вот, в таком примерно духе.
Это я к тому, что однажды мне повезло получить из рук легендарной радиоведущей и журналистки Дианы Берлин (а я и впрямь работал с нею в одной из её передач) — воспоминания: «Неформат, или Дни радио»: изящный томик в сто пятьдесят страниц, изданный столичным издательством «Время» в 2014 году.
...Перечислять места службы или созданные Дианой Берлин радиостанции, её звания и награды — сейчас не стану: загляните в интернет-энциклопедию сами.
Скажу только, что она была последним главным редактором ушедшего, увы, в историю «Радио-1» — Первого Радио страны. Галерея же знаменитостей из мира культуры (эстрада, литература, музыка, кино; многие стали близкими друзьями), — с которыми работала Берлин — поверьте, невероятна.
Она пришла на радио в 1970-м. И это, несомненно, был Божий промысел.
Мечтала о радио с детства.
1970-й!.. — я тогда ещё ходил в детский садик, няни-то у нас не было.
А у Дианы — была. Когда я прочитал книгу «Неформат, или Дни радио», то сразу поделился с автором своими восторгами. Диана Иосифовна с улыбкой выслушала меня и спросила: «...а про няню мою помните? Ведь всё лучшее во мне — от неё...»
«Нас было четверо: папа, мама, я и няня. Моя любимая, незабвенная няня Ксения Тимофеевна Толстых. Ближе человека у меня не было и не будет. Она появилась у нас в первые дни после моего рождения, и первое слово моё было «няня». До тридцати пяти моих лет мы были неразлучны. Её дочь Нюра (знатная доярка, жила под Волгоградом) часто говорила: «Да-а, мама тебя больше любит, чем меня и брата». Мы с няней молчали, потому что обе знали, что так и есть на самом деле. Эта любовь и породила между нами особую связь, которую не разрушила даже её кончина...»
Из книги Дианы Берлин «Неформат, или Дни радио», читала автор.
Я записывал легенду нашей радиожурналистики посереди горячего рабочего дня — в салоне её автомобиля. Она по-прежнему в работе. Записывал и любовался ею.
...С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем окончание мемуаров Дианы Берлин, её дивного свидетельства «Неформат, или дни радио». Читает автор.
«У каждого человека должен быть свой причал. Именно он даёт силы, укрепляет дух. Только когда есть причал — внутри тебя добро побеждает зло. И только благодаря причалу возникает стержень, который не позволяет сломаться и помогает сохранить нравственные ценности, заложенные в корнях. То же самое можно сказать и о радио. Корни художественного вещания в нашей стране настолько сильны, что рано или поздно всё восстановится, и тогда наши внуки не услышат в эфире радиостанций и телеканалов: Пети́па; Бала́нчин; Кустоди́ев; закупо́рка; гостиница «Метро́поль»; отроко́вица... И, наконец, совсем уже непостижимое: Анна Ивановна Ахматова; остатки царской семьи...
К сожалению, список можно продолжать. Ведь наша эпоха Возрождения ещё не наступила... Потому я и написала эту книгу, в надежде на то, что она станет поводом для воспоминаний о Первом Радийном Причале. И люди, и события живы, пока о них помнят. И кто знает, может быть, воспоминания рождают действия? Как сказал Солженицын: «Ведь только память способна удержать и наполнить смыслом наше прошлое»...»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Более 6000 детей получили помощь фонда «Настенька», поддержите работу фонда
Это осенью Тимофею исполнилось три года, он до сих пор вспоминает свой яркий день рождения: вкусный торт с фигуркой героя из любимого мультфильма и чудесное шоу с мыльными пузырями. Это первый праздник, который Тима встретил вне больницы, в кругу близких людей — вместе с папой и мамой, братом и сестрой. Мальчик был в полном восторге, улыбка не сходила с его лица.
Два года назад у Тимофея обнаружили опухоль головного мозга и долгое время он провёл в больнице. Ему сделали сложную операцию, после неё малышу пришлось заново учиться стоять, сидеть и даже глотать пищу. Чтобы полностью восстановиться мальчику необходима длительная реабилитация, которую родители оплатить не могут. На помощь им пришёл благотворительный фонд «Настенька». Он поддерживает семью на протяжении всего лечения Тимы. Благодаря чему сегодня ребёнок может самостоятельно есть, сидеть и ходить с опорой.
«Я вижу, как Тима меняется. Конечно, нам ещё многому нужно научиться. Но то, что мы уже приобрели — бесценно!», — говорит мама мальчика.
Благотворительный фонд «Настенька» 22 года помогает тяжелобольным детям и их родным — оплачивает лекарства, лечение и реабилитацию. За всё время работы фонда помощь получили более 6000 детей. Вы можете поддержать проект и его подопечных, таких, как Тима. Для этого переходите на сайт фонда «Настенька» и нажимайте кнопку «Помочь сейчас». О том, как ещё принять участие в добрых делах, вы можете узнать, связавшись с сотрудниками фонда: nastenka.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Кючук-Кайнарджийский мирный договор»
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о том, какие события привели к заключению Кючук-Кайнарджийского мирного договора, завершившего русско-турецкую войну конца 18 века — и что это значило для нашей страны.
Ведущий: Дмитрий Володихин