— У нас с тобой, Андрей, появилась двойная традиция. Махнуть в выходные в Волгоград на рыбалку, и непременно зайти в местный художественный музей.
— Признаюсь, Саша, мне эта традиция очень нравится!
— И я доволен, хотя в живописи не очень разбираюсь. Но по возвращении дочке рассказываю, что видел, что понравилось — и так увлекательно мы беседуем! Она у меня во второй московской художественной школе учится.
— Вторая — это в районе Хорошёво-Мнёвники?
— Да, так и есть.
— Она носит имя художника Владимира Стожарова.
— Правда? Я и не слышал о таком!
— Замечательный московский живописец поколения шестидесятников, мастер пейзажа. Кстати, здесь есть его картина. Пойдём, покажу!
— Ну-ка, ну-ка, очень интересно!
— Вот, пожалуйста, смотри. Называется «На краю села Важгорт».
— Мощная работа! Ранняя весна. Высокий земляной холм, чуть покрытый первой травой. На переднем плане длинная лодка с узким высоким носом. Позади неё дощатые дома с двускатными крышами. Изображение настолько объёмное, почти осязаемое, как будто художник использовал 3D эффект. В каком же году он создал это произведение?
— В 1965-ом. Художник опередил своё время!
— А где находится село Важгорт? Название необычное.
— В республике Коми, на реке Вашка. Село старинное, со своей историей. В девятнадцатом веке там ежегодно проходила зимняя ярмарка, которая гремела на всю Россию. Купцы съезжались в Важгорт не только со всего Русского Севера, но и из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода. Торговали пушниной, рыбой, дичью. Многие сделали на этом состояние!
— То-то, я смотрю, дома какие добротные, двухэтажные.
— Что ни дом, то терем! Под одной крышей несколько срубов. Купцы жили на вторых этажах, а внизу держали лавки. Правда, ярмарку закрыли после революции 1917 года. В советское время, когда Стожаров приезжал в Важгорт, дома уже переоборудовали в многоквартирные.
— А зачем художник туда ездил?
— На этюды. Творческие экспедиции были важной частью жизни Владимира Стожарова. По окончании Суриковского художественного института он каждую весну отправлялся в дальний путь. Объездил Сибирь, писал пейзажи на озере Байкал и на Иссык-Куле. И за границей побывал — в Италии, во Франции. Но более всего любил окрестности Архангельска, Вологды, Сыктывкара.
— А что его там привлекало, природа?
— И природа, и народная жизнь с её укладом. Древние сёла с крепкими рублеными домами стали главным содержанием работ Владимира Стожарова. Можно сказать, его творчество — это живописный рассказ о любви к русскому северу.
— Которую ты невольно разделяешь! Смотришь на картину «На краю села Важгорт», и в душе рождаются тёплые чувства. Почему простой пейзаж вызывает такой отклик?
— Может быть, благодаря особому стилю письма? Уверенные, плотные мазки создают эффект осязаемости изображения, или, как ты выразился, 3D. А отсутствие излишней детализации оставляет пространство для воображения. Ты мысленно переносишься в заповедный уголок, жадно всматриваешься, желая рассмотреть подробности, и погружаешься в уникальную атмосферу северного края.
— Даже съездить туда захотелось. Предложу дочке. Она обрадуется!
— Я, пожалуй, с вами поеду. Побродим по любимым местам Владимира Стожарова, порыбачим. Там чудо что за рыба, на севере!
Картину Владимира Стожарова «На краю села Важгорт» можно увидеть в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Ильи Машкова.
Все выпуски программы: Краски России
Поможем Даше Пресняковой и другим подопечным фонда «Мои друзья»
Этой осенью больше пятисот человек — жителей города Белгорода и приграничных районов получили необходимую помощь от фонда «Мои друзья». Продукты, постельное бельё, бытовые вещи и не только. Всё это фонд приобрёл с поддержкой слушателей Радио ВЕРА.
Проект «Мои друзья» регулярно поддерживает Марфо-Мариинское сестричество милосердия в Белгороде. Ежедневно сюда обращаются десятки людей, попавших в беду. Сёстры милосердия ни одну просьбу о помощи не оставляют без ответа. «Нам важно, чтобы те, кто к нам приходит, обязательно находили утешение. И когда видишь, что люди уходят от нас в добром настроении — хочется помогать ещё больше», — делится старшая сестра милосердия Елена Химченко.
«Люди у нас удивительные, сильные. В результате боевых действий многие были вынуждены покинуть родные сёла и деревни, но они не отчаиваются, верят и ждут возвращения домой. Один мужчина сказал, что готов спать под открытым небом, главное на родной земле. И всё же им важно ощущать поддержку. Когда мы передаём еду, вещи, лекарства, подопечные благодарят нас буквально со слезами на глазах. А мы благодарим всех вас — фонд „Мои друзья“, слушателей радио ВЕРА и многих других. Спасибо, что продолжаете помогать и даёте нам возможность принимать всех нуждающихся», — говорит Елена.
Марфо-Мариинское сестричество милосердия в Белгороде — один из многих проектов, которые поддерживает фонд «Мои друзья». Кроме того, на сайте фонда регулярно открываются сборы на помощь конкретным людям. Присоединяйтесь к добрым делам фонда. И пусть хороших новостей будет больше.
Прямо сейчас в поддержке нуждается молодая мама Дарья Преснякова, которая восстанавливается после тяжёлой болезни. Узнать её историю и помочь можно на сайте фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Чудотворец». Священник Александр Сатомский
У нас в гостях был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
В день памяти святителя Николая Чудотворца мы говорили о том, что известно об этом святом и почему он для многих ассоциируется с милосердием и помощью ближним.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Казань. Казанская икона Божией Матери
В июле 1579 года в Казани случился страшный пожар. А через несколько дней после бедствия девятилетней жительнице города Матрёне Онучиной явилась во сне Богородица. Царица Небесная велела извлечь из земли Её образ и указала место на пепелище, где следует его искать. Девочка рассказала о явлении взрослым. Ей поверили не сразу, и всё-таки предприняли раскопки. На участке, указанном Матрёной, под слоем земли и пепла обнаружили свёрток из сукна вишнёвого цвета. Под ветхой тканью люди увидели образ Богородицы. Краски древней иконы были яркими, словно её только что написали. Весть о чуде мгновенно облетела город. К месту обретения святыни прибыл архиепископ Иеремия с духовенством. Икону крестным ходом перенесли в Благовещенский собор. Во время молитвенного шествия произошло исцеление двух слепцов — Иосифа и Никиты. Так началась летопись всенародно любимой в России Казанской иконы Божией Матери.
Радио ВЕРА в Казани можно слушать на частоте 95,5 FM