
Я очень люблю преддверие зимних праздников. Когда до Рождества остаются считанные дни. Для меня это такая удивительная пора — ожидание чудес, волшебства, подарков. Радостная память детства. Настроение становится приподнятым, появляется какой-то кураж, задор!
И вот, однажды, в последних числах декабря, я пошла в банк — нужно было снять аванс зарплаты. Пока ждала своей очереди, разговорилась со старушкой. Она рассказала, что у нее есть дочь и внуки. Отношения с дочерью, к сожалению, непростые, из-за этого она не может навещать любимых внуков так часто, как ей хотелось бы...
За беседой подошла моя очередь, я получила деньги и готова была идти домой, но услышала в соседнем окошке диалог на повышенных тонах. Моя старушка-собеседница пришла за пенсией. А пенсию еще не начислили. «Подождите, — строго объясняла ей сотрудник банка, — тридцатого начислят. Тридцать первого тоже рабочий день». Но бабушка была очень расстроена! Она плакала, что у нее нет денег, а сегодня придет мастер что-то чинить, ей нечем ему заплатить, она очень рассчитывала на пенсию... «Ничем не могу помочь», — сухо ответила женщина в окне и попросила не задерживать очередь.
Бабушка в слезах села на диванчик в зале ожидания. А я, конечно, сразу поняла, что мне сейчас нужно сделать. Но проблема была в том — и это я тоже понимала — что, если я предложу несчастной бабушке половину своего аванса, она может не согласиться его взять, обидеться, или почувствовать себя обязанной...
Но нужно было действовать, потому что старушка горько плакала. Я сделала глубокий вдох и помолилась такими словами: «Господи, помоги мне помочь этой бабушке!»
Подсела к пожилой женщине, открыла сумочку и протянула ей деньги со словами:
— Возьмите, пожалуйста!
Бабушка отшатнулась и замахала рукой:
— Нет! Вы что? Я не неимущая!
Я увидела, что она обиделась. «Господи, помоги!» — снова молилась я. И тут выпалила внезапно пришедшие в голову слова:
— А вы сладости любите? Лимонные дольки?
Старушка с удивлением посмотрела на меня, а я продолжила скороговоркой:
— Лимонные дольки. Были раньше такие в жестяной банке, и сейчас есть. Ну, мармеладки, обсыпанные сахаром. Я очень люблю, а Вы?
Бабушка подобрела:
— Я тоже их люблю.
— Вот — подхватила я, — уверена, что и внуки Ваши их очень любят! А ведь скоро Новый год! Им обязательно нужно купить подарки, правда? Берите деньги, прямо сейчас идите в магазин и накупите, пожалуйста, им сладостей всяких — но непременно лимонные дольки купите, обязательно, это моя личная просьба! Пусть это будет и мой им подарок.
То ли пламенная речь была убедительной, то ли старушка просто вспомнила о любимых внуках, но она, уже со слезами благодарности, взяла, Слава Богу, эти деньги.
Домой я летела абсолютно счастливая — рождественское чудо произошло! И первым делом поблагодарила Бога. Господи! Спасибо Тебе, что сподобил меня помочь человеку и найти нужные слова, чтобы сделать это.
Мое мнение на эту тему такое: если в наших силах помочь человеку словом или делом, поддержать его, утешить, ободрить — это обязательно нужно делать, попросив помощи Божией.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 141. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если посещать все уставные богослужения Великого поста, то мы будем проводить в храмовой молитве не менее восьми часов в день. А если к этим часам прибавить ещё и домашние молитвы, то время беседы с Богом превысит и время сна, и время трудовой деятельности. Нет, Церковь не призывает нас отводить молитве столько времени, она лишь указывает на то, что молитва должна быть центром жизни христианина. С одной стороны, мы это и сами прекрасно понимаем. С другой же стороны нельзя не заметить, что абсолютное большинство наших молитв остаётся без ответа: мы произносим молитвенные воззвания, но мало что меняется, и мы, к примеру, годами не можем избавиться от своих страстей. Почему так? Почему Бог медлит в исполнении наших молитвенных просьб? Один из возможных ответов предлагает нам звучащий сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах 141-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 141.
Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере.
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился;
2 излил пред Ним моление моё; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище моё и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Только что прозвучавший псалом начался с очень любопытных слов, на которые стоит обратить внимание: «Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился» (Пс. 141:1). Казалось бы: для чего вообще нужна эта фраза, ведь ясно же, что голос — это инструмент молитвы? Мы становимся перед иконами, или же каким-то иным образом поставляем себе перед Господом, и начинаем молиться, произнося те или иные слова. По какой же причине псалмопевец счёл необходимым начать псалом именно так?
Довольно любопытный и, как кажется, очень верный ответ на этот вопрос дал блаженный Августин, который заметил, что «многие взывают к Господу не своим голосом, но голосом своего тела». И в самом деле: мы зачастую произносим молитвенные слова лишь голосом нашего тела, тогда как нас самих в этом голосе нет, бывает, что мы и вовсе витаем во время молитвы где-то очень далеко, соответственно, наш истинный голос витает вместе с нами. По мысли блаженного Августина, в псалме под словом «голос» понимается нечто значительно более глубокое и важное, чем способность речёвого аппарата человека генерировать акустические волны. Сам блаженный Августин продолжил свою мысль так: «Внутренний человек, в котором верою начал вселяться Христос, не шумом уст своих, но умилением сердца своего, взывает к Господу. Бог не слышит там, где слышит человек: если ты не возопиешь голосом лёгких, рёбер и языка, человек не услышит тебя: мысли твои — это твой крик к Господу».
Получается, что истинный наш голос — это голос внутренних устремлений. Обратиться этим голосом к Богу мы становимся способны тогда, когда мысль не рассеяна, когда она без остатка устремлена к Богу. Такое случается, увы, нечасто. Как правило, к такой молитве мы становимся способны лишь в минуты крайнего отчаяния, того отчаяния, которым наполнен услышанный нами сегодня псалом. Однако стоит помнить, что Бог потому и попускает нам переживать непростые моменты, что они мало-помалу учат нас истинной молитве, которая должна стать нашим постоянным спутником.
Псалом 141. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 141. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 141. На струнах Псалтири
Учение Давида.
Молитва его, когда он был в пещере
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился.
2 Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог. Избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Помоги неверию моему. Клим Палеха

Мой родной дядя как-то спросил, зачем нужны догматы, почему церковь за них так держится? Честно сказать, я не был готов дать развёрнутый и исчерпывающий ответ, но в голову пришла аналогия, которая меня самого заставила задуматься о важном.
Дядя работает авиадиспетчером, и я попытался объяснить на понятных ему образах.
— Представь, если бы ты вёл на посадку самолёт, но действовал не по инструкции, а как сам считаешь правильным...
— Ну ты даёшь! — возмутился он. — Это уголовная ответственность!
— Вот, и в нашей православной вере также. Церковь — это такой же Корабль Спасения, который помогает человеку добраться из нашего греховного мира в Царство Небесное. А догматы — это такие же инструкции, которые, как и в авиации, являются незыблемыми. Если человек их не принимает, то он не может стать частью команды этого Корабля Спасения.
— То есть, догматы, это, своего рода, огни взлётно-посадочной полосы, — продолжил развивать аналогию уже не я, а мой дядя. — За них нельзя выезжать, и в тоже время они указывают цель...
Мне понравилось его рассуждение, но я постарался привести пример с конкретным догматом о том, что в Спасителе соединились две природы — Божественная и Человеческая.
— Это положение принято на Четвёртом Вселенском соборе ещё в пятом веке. Но с тех пор и сегодня те, кто не принимают его, оказываются чужды православной вере.
— Почему это так? — уточнил дядя.
— На этот вопрос кратко не ответишь, но одну из причин я понимаю так: если Спаситель — просто человек, просто учитель нравственности, то значит и смерть не побеждена и никакой небесный Иерусалим нас не ожидает. Тогда нет цели и нет надежды...
Я заметил, что скепсис моего дяди отступил. Он задумался. Мы договорились вернуться к этой теме после того, как он почитает историю Вселенских соборов. Интересно, какие аналогии придумает авиадиспетчер...
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение