
Есть люди, которые настолько привыкли произносить грубости, что искренне удивляются, если на них обижаются. Ведь я по-простому, без этих всяких реверансов — часто говорят они. Но подобная, так сказать, простота не всем по нраву.
Никто не любит, когда ему грубят. Но давайте разберемся, что значит «грубый». Один из синонимов этого прилагательного — слово «необработанный»: грубая ткань, грубая кожа. То есть можно сказать, что грубость в общении проявляется тогда, когда человек не обработан воспитанием, культурой. Поэтому ещё один синоним прилагательного «грубый» — это слово «некультурный». Причём, можно иметь высшее образование, но всё же быть неприятным, резким в разговоре.
Что же делать, если вам приходится общаться с человеком, позволяющим себе грубые высказывания. Это может быть неделикатная оценка вашей работы или неуместные слова в адрес внешности, поведения. Есть несколько советов. Не воспринимайте грубияна как недруга. Прежде чем отвечать, представьте, как переживает этот человек, как ему тревожно, что он не может себя сдержать. И тогда у вас, возможно, получится ответить ему вежливо и с пониманием. Зачастую добрые слова сразу меняют тон общения. Также иногда в ответ на грубость можно предложить собеседнику выбрать другую формулировку, например: «Знаете, я чутко реагирую на резкие слова, могли бы вы выразить свою мысль более мягко».
Есть ещё одна причина грубости — это стресс, неумение справиться с ситуацией. В подобном случае лучше сказать что-то успокаивающее и поддерживающее, например: «Я понимаю: ты волнуешься и переживаешь. Давай вместе подумаем, как решить проблему».
Зачастую нам самим стоит быть более деликатными и не провоцировать так называемую «эпидемию грубости». Иногда лучше просто промолчать.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
17 мая. О подвиге Священномученика Альвиана Анейского

Сегодня 17 мая. День памяти Священномученика Альвиана Анейского, пострадавшего за Христа в 304 году.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святой священномученик Альвиан был епископом в небольшом городе к югу от Эфеса. Жил он в IV веке. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане языческие жрецы любыми средствами стремились заставить христиан города Анеи употребить в пищу идоложертвенное. Они схватили епископа Альвиана, чтобы заставить святителя нарушить заповедь и своим примером вовлечь других христиан в грех идолопоклонства. Но святитель наотрез отказался принести жертву языческим богам. Тогда его подвергли жестоким пыткам, но и при этом он не издал ни единого звука. Опасаясь, что примеру стойкости в вере епископа последуют другие христиане города Анеи, и желая добиться смертного приговора для святого, жрецы сообщили правителю провинции, что Альвиан оскорблял императора, идолов, а также призывал народ к мятежу. По ложному обвинению Альвиана безжалостно истязали, а после издевательств развели большой костер на окраине города, на который святой взошел сам, славя Христа. После казни христиане города Анеи собрали святые мощи священномученика Альвиана и захоронили недалеко от места мучений. Пример жизни святого священномученика Альвиана, епископа Анейского, показывает, насколько важна верность Христу, стойкость в исповедании своего упования на Бога. И это пример благочестивой жизни не только для самого христианина, но и для тех, кто его окружает.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 мая. О свободе от греха

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха».
О свободе от греха — игумен Лука Степанов.
Человеку свойственно искать свободу, как самое главное сокровище. Лишенный свободы лишается заживо самой жизни. А вот Господь дает в этих словах подлинные ориентиры для того, чтобы душа не рабствовала. А это освобождение от власти грехов, которое дарует душе сам Христос. Тому дает, кто приходит к Нему с мольбой об этом. Бог всемогущ, и это всемогущество признает обращающийся ко Господу с покаянной молитвой: «Господи, прости, очисти мое согрешение! Верую, яко можешь сие сотворити». И вот таким образом обещает Господь свободу от рабства страстям, от того жалкого состояния, в котором оказалось человечество после грехопадения. Потому для каждого из нас есть рекомендация Священного Писания Нового Завета и от уст самого Господа, и от апостольских поучений: искать лучшее для души своей на поприще освобождения от страстей покаянием пред Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 мая. О трудах Сергея Соловьёва

Сегодня 17 мая. В этот день в 1820 году родился историк Сергей Соловьёв.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын протоиерея, законоучителя, к 12 годам уже несколько раз прочитал Николая Михайловича Карамзина и определился в своём призвании как историк, получив блестящее образование. Знаток древних языков, выпускник историко-филологического факультета, Сергей Михайлович, конечно же, знаком был со школой западноевропейских историков и, занимаясь древностью, изучением истории Вольного Града — Великого Новгорода, изучая наследственное право князей Рюриковичей, соединял глубину исторического ведения, свойственного православному учёному, со многими западными воззрениями на всемирно-исторический процесс. Его знаменитая «История» остаётся одним из самых объёмных трудов по этому предмету. Интересно, что он преподавал историю будущему государю-миротворцу Александру III. Вместе с тем историки начала XX столетия в России уже выходили из-под влияния западноевропейского концепта, отдавая дань персоналистической религиозной философии, вне которой невозможно постигать историю мысли о ней абстрактно, как внеличностном процессе с его закономерностями. Тем не менее, сегодня ни один историк не обходит стороной фундаментальные труды Сергея Михайловича Соловьёва, человека обширнейших интеллектуальных горизонтов, входящего в энциклопедии патриота России, и мы обретаем источник вдохновения для представителей научно-исторической мысли в трудах Сергея Михайловича Соловьёва.
Все выпуски программы Актуальная тема