
Лет до пяти все семеро наших детей на вопрос: «Кого мама любит больше всех?» быстро, не задумываясь, отвечали: «Меня». А вот с возрастом вера в то, что ты — самый любимый куда-то девалась. Уж какие только варианты я не слышала в ответ.
Так вот однажды произошла ситуация, в которой я сама стала искать ответ на похожий вопрос. Это была последняя пятница месяца. Мы тогда, как говорится, «не дотянули» до зарплаты. Она приходит мне на карту в первых числах нового месяца. Но в этот раз дата перечисления денег выпадала на выходной. Я знала, что при такой ситуации обычно деньги переводят заранее, но прежде случалось, что деньги переводили и после выходных.
Я сходила в магазин и на последние сбережения купила самое необходимое из еды. Сумочка с продуктами получилась полупустая. Мне стало тревожно, хватит ли нашей большой семье еды на выходные. Я начала молиться. И молитва эта была больше похожа на шантаж и попрошайничество. «Господи, Господи, ну если ты меня любишь, пожалуйста, помоги» — шептала я .
И вот, в течение часа заветная зарплата оказалась у меня на счету! Слава Богу! — воскликнула я! Вот это да! Это же надо, как меня любит Господь! — подумала я.
Но вдруг в дверь позвонили. Я открыла и увидела нашего одинокого соседа со второго этажа. Оказалось, он тоже «не дотянул» до зарплаты, и просил небольшую сумму денег в долг. Этот вопрос мы быстро решили, а когда за ним закрылась дверь, я подумала: «Интересно, кого из нас Господь любит больше? Ведь если бы он пришёл чуть раньше, я бы не смогла ему помочь...»
Я, так же, как и наши дети, обдумывала, кого из своих детей больше любит Отец Небесный. Долго сопоставляла факты, высчитывала минуты. Этот вопрос не давал мне покоя, до тех пор, пока мы не собрались за столом все вместе. Я посмотрела на детей и поняла, что если мне удаётся заботится обо всех своих чадах одновременно с одинаковой любовью, то не ужели Господь — самая совершенная любовь во вселенной не позаботится о всех своих детях. И улыбнулась наивности своего вопроса.
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Людям, как известно, свойственно сложные вещи упрощать. Так устроено наше сознание, и нам так просто легче жить. Но есть области бытия, где упрощение может довести до печальных последствий. И одна из таких областей — жизнь духовная. О недопустимости упрощения отношений человека и Бога рассуждает апостол Павел в отрывке из 8-й главы своего послания к Римлянам, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Лейтмотивом прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к Римлянам является противостояние плоти и духа. На первый взгляд, понять суть проблемы, которую поднимает апостол, довольно трудно. Для этого нам понадобится немного погрузиться в исторический контекст. Римская община христиан первоначально состояла из евреев, поверивших во Христа и принявших крещение. Затем к ним присоединились бывшие язычники. До определённого времени церковная община Рима жила в мире. Но затем последовал указ императора Клавдия, согласно которому евреи (и иудеи, и христиане) изгонялись из всех крупных городов из-за подозрений в сепаратизме. В результате, Римская община лишилась своего ядра. Что привело к кризису — помочь его преодолеть поспешил апостол Павел, направивший столичным христианам послание. В этом тексте содержится много важных мыслей и ценных советов. Один из них мы только что слышали.
Апостол Павел напоминает своим читателям, а вместе с ними и нам, что спасение в христианском понимании невозможно получить самостоятельно — без Бога. Спасение является даром Божиим. И поддаются досадной иллюзии те, кто полагают, что с Творцом можно играть в какие-то религиозные игры. А именно — с помощью исполнения тех или иных традиций, обрядов фактически принудить Бога к тому, чтобы Он даровал человеку те или иные блага. Апостол называет подобный ошибочный подход к духовной жизни — плотским. Потому что данное видение не может возвыситься над горизонтом земных вещей. Такое отношение к религии имело место и в язычестве, и в позднем иудаизме. И там, и там люди полагали, что через совершение каких-то ритуалов они гарантированно получают необходимый результат — помощь свыше. При этом какого-либо внутреннего изменения к лучшему в общем-то и не требуется.
Апостолу Павлу такой меркантильный подход совершенно не нравился. В первую очередь, по причине его фактической лживости. Вот почему Павел призывает своих читателей жить не плотской, а духовной жизнью. Что означает на практике следующее. Вера не может существовать без внешнего проявления. Но внешние поступки определяются тем, какое конкретное содержание вкладывает человек в них. И Павел призывает нас не играть в меркантильные игры, не упрощать отношения с Богом до уровня «ты мне — я тебе», а опираться на искреннюю веру и на надежду, что наши скромные приношения будут Богом приняты и освящены. И ответом со стороны Творца станет дар Духа Святого, без помощи Которого никакого спасения стяжать нельзя. Потому что спасение не есть какой-то бесконечный комфорт, что существует помимо Бога, но жизнь вечная во Христе и со Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о нищих духом и плачущих». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Китайские мученики». Священник Алексей Юсупов

У нас в гостях был секретарь китайского Патриаршего подворья в Москве священник Алексей Юсупов.
Мы говорили о православии в Китае, об истории распространения христианства в этой стране, а также об известный китайских христианских мучениках.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер