Когда я начала учиться петь в народном хоре при нашем храме, даже не предполагала, что получу и уроки духовной жизни.
Я прежде думала, что те, кто поют на клиросе, очень хорошо не только знают, но и понимают богослужения. За этим и направилась на занятия: решила, что выучим песнопения, переводы с церковнославянского будем разбирать, толкования. Понятно, что я могла это делать и без участия в хоре, но все не получалось себя организовать. Даже тропари воскресные и праздничные очень трудно запоминались.
Оказалась, что работа в хоре заключается прежде всего в правильной постановке голоса и изучении мелодий восьми богослужебных гласов. Конечно и песнопения надо учить, понимать их, но все это самостоятельная деятельность, такая домашняя работа. Я не расстроилась. Мне было очень интересно.
В хоре собрались почти все без специального музыкального образования. Регент проявляла с самого начала чудеса педагогики, работая с нами. Я как-то сразу решила, что у меня неплохо получается. Очень старалась. Настроение было каждый раз приподнятое. Когда регент объясняла одно и то же по нескольку раз, я считала, что меня это не касается. Начинала даже досадовать на других: почему нельзя послушать внимательно, сделать как надо.
Настал момент, когда я поняла, что всё не так хорошо, как казалось. На одном занятии нас было мало. И я услышала своё пение как бы со стороны. У меня получалось очень плохо. Фразу допеть не могу, потому что дыхания не хватает, звук голоса слабый. Оказывается, когда нас было много, я себя не слышала, не могла дать объективную оценку. Конечно, регент меня не критиковала. Она объясняла, что я делаю неправильно и показывала, как это можно исправить.
Но я расстроилась и, когда пришла домой, стала задумываться, стоит ли мне ходить на занятия. Всё искала причину: как я могла вообразить, что у меня получится начать петь так легко? Для меня характерна неуверенность, сомнения в себе. Даже есть нехорошая черта: не берусь за интересное дело, думая, что не справлюсь, потом жалею. А тут как-то очень быстро приняла свой якобы успех.
Я решила поговорить со священником. Он заговорил о гордости. Я, конечно, знала про этот грех, но не обращала внимания на некоторые тонкости в его описании. Например, обидчивость, не принятие критики. И тут поняла, что состояние печали по поводу неудачи — это проявление греха. Ведь ничего нет страшного в том, что у меня сразу не получилось петь. Хорошо, что это обнаружилось, что я теперь знаю, в каком направлении работать. А я чуть руки не опустила.
Благодаря этому случаю я принялась изучать наставления святых отцов о борьбе с гордостью. Стала подмечать за собой её проявления. Выяснилось: мысли о том, что я что-то делаю лучше других, появляются у меня не только на хоровых занятиях. Это неприятно осознавать. Но зато теперь я стараюсь распознавать симптомы этой духовной болезни — гордыни. С помощью Божией, с молитвой борюсь с ней.
Казалось бы, что такого, если ты себя похвалишь, когда у тебя что-то действительно хорошо получиться? Но здесь такая тонкая грань — порадоваться действительно хорошему результату или уйти в любование собой.
Вот так занятия в народном хоре на примере одного греха показали мне еще раз, что духовная работа над собой должна происходить везде и всегда. Я решила внимательнее читать труды святых отцов и очень тщательно готовиться к таинству исповеди, не приукрашивая и не оправдывая себя.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 61 зач., IV, 1-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Не раз уже было замечено, что в век изобретения обезболивающих, люди практически совершенно разучились терпеть. Причём уже не только боль, но и скуку, и самые разные неудобства. Но возможно ли говорить о положительной роли страданий? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 4.
1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Для большинства людей вполне естественно избегать боли и страданий. Причём, так или иначе научившись побеждать боль физическую, люди пошли дальше и занялись болью душевной, начав борьбу с любыми проявлениями психологического дискомфорта. И действительно, если есть возможность обезболить, почему бы этого не сделать. Но существуют ли разумные границы у таких рассуждений? Ведь в итоге можно назвать болью любое неудобство и начать с ним бороться. Само по себе стремление к удобству неплохо, но если все и во всём будут делать только то, что им удобно и так, как им удобно, мир попросту рухнет. И он всё ещё стоит именно потому, что для большинства из нас есть вещи, которые важнее наших желаний. Собственно, только научившись терпеть и верно выбирать приоритеты, мы учимся достигать сложных, но по-настоящему важных целей.
Для христиан древности было совершенно очевидно, что постоянное стремление к удовольствию и комфорту создаёт вокруг человека иллюзорный мир, в котором разные желания начинают буквально разрывать человека на части. И, напротив, претерпевание страданий ради более высоких целей позволяет выстроить верную иерархию. Мы помним, что в Гефсиманском саду Христос молится о том, чтобы избежать грядущих страданий, но вместе с тем, Он также знает, что Ему необходимо войти в опыт человеческой смерти, чтобы изнутри разрушить её владычество. Однако как же нам сегодняшним воспринять совет апостола, если зачастую нас не гонят физически, а с телесной болью мы перестали мириться и употребляем обезболивающие? Неужели отказываться от них? Думаю, нет. Во-первых, потому, что далеко не все, испытывая боль, становятся лучше. Есть немало тех, для кого она становится универсальным оправдательным средством, которое, как будто бы позволяет вести себя, как угодно. Во-вторых, не менее, а часто и более плодотворными оказываются страдания нравственные. И уж в этой сфере важно не употреблять никаких обезболивающих средств, но разбираться с причинами и стараться их устранить. Кажется, смысл апостольского совета именно в этом. Он говорит: «Довольно, уже вы избегали всякого страдания и жили по своим похотям.... Господь ради Вас потерпел, потерпите теперь и вы ради того, чтобы Его замысел воплотился в мире. Прежде всего любите друг друга и одно это уже покроет множество грехов. Ищите не того, чтобы вам послужили, но, напротив, посильно служите друг другу каждый тем даром, который получили от Бога».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы дети не разлучались с родителями
5-летней Вале нравятся мандарины — они ароматные и сладкие, но главное их можно разделить на дольки и угостить всех, кого она любит. Ещё недавно у девочки не было такой возможности. Валя, её братья и сёстры находились вдалеке от дома и друг от друга — в разных социальных учреждениях. Маму лишили родительских прав, а папы на тот момент рядом не оказалось, поэтому пятерых детей отправили в приюты.
Чтобы вернуть ребят домой, их родному отцу было необходимо создать хорошие условия для проживания большой семьи. Поэтому он устроился на вторую работу, снял просторную квартиру в Тверской области и своими силами на последние сбережения начал в ней ремонт. Но он бы не решил все проблемы буквально за месяц, если бы на выручку ему не пришёл фонд «Ясное дело» и слушатели Радио ВЕРА. Общими усилиями удалось помочь многодетному отцу оперативно доделать ремонт, приобрести детскую мебель и вещи. Папа забрал ребят домой, и этот Новый год они встречали вместе — с ёлкой, подарками и мандаринами, которые маленькая Валя с радостью делила на всех.
Чтобы помощь, тем кто попал в беду, приходила вовремя, и дети не разлучались с родителями, фонд «Ясное дело» запустил проект «На стороне семьи». И сейчас в рамках него поддерживает семью из 4 человек. Сергей, Ирина, 9-летний Платон и 2-летняя Маша живут на съёмной квартире в Тверской области. Пока папа находится на работе, мальчик заботится о младшей сестрёнке и тяжелобольной маме. Она недавно перенесла инсульт и теперь с трудом встаёт с кровати. Семье необходима помощь в оплате аренды квартиры, реабилитации для Ирины и услуг сиделки. Со всеми этими расходами Сергею не справиться в одиночку.
Узнать полную историю семьи и помочь можно на сайте фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Молодежное служение в Церкви». Священник Сергий Старокадомский, иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, каким может быть молодежное служение в Церкви, каким оно было в 90-е годы прошлого века и как молодые люди могут найти себя в Церкви сегодня.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер