Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Здравствуйте, дорогая Маргарита Константиновна! Как вы добрались из Москвы?
— Добралась замечательно, Никита, спасибо! И как чудесно встретиться с тобой здесь, в Эрмитаже. Сразу приобщиться к прекрасному, а заодно и о жизни поговорить...
— Да, ваши рассказы о картинах каждый раз производят на меня неизгладимое впечатление. Кстати, я пока вас ждал, бродил здесь, по залам западноевропейской живописи и обнаружил интересную картину. Она недалеко, сейчас покажу вам. Пойдёмте!
— Любопытно, что за полотно на этот раз тебя заинтересовало...
— Вот, смотрите!
— Это работа итальянского художника Лоренцо Венециано, «Чудо святого Николая на море». Написана в 14-м веке. И в самом деле картина замечательная!
— На ней изображён небольшой корабль, терпящий бедствие. Находясь во власти волн, он стоит чуть ли не вертикально относительно линии горизонта. На палубе — несколько моряков. Они сбрасывают в воду бочки и ящики, чтобы уменьшить вес судна. А на корме, вознося молитвы к Богу, возвышается святой Николай.
— Да, именно возвышается. Интересно, что художник изобразил его таким большим по отношению к другим людям на корабле. На этой картине изображён момент посмертного чуда, совершённого святителем Николаем Мирликийским.
— А что значит «посмертного»?
— Это означает, что святой Николай совершил чудо уже после окончания своего земного пути. Согласно церковному преданию, несколько благочестивых мужей отправились морем на поклонение мощам святителя Николая в город Миры Ликийские. В пути их застала буря, но по молитвам святого Николая, море утихло, и паломники благополучно добрались до своей цели.
— Мне так понравились краски на этой картине. Несмотря на то, что сюжет пугающий, художник изобразил историю красочно, светло! Море — такое прозрачное, изумрудное, завитки волн светлые. Смотрю на детали и понимаю, что никакого страха нет! Этим ребятам на корабле нечего бояться!
— Правильно, Никита! Ведь с ними святой Николай, а значит, и сам Господь.
— А посмотрите-ка в правую часть картины, художник изобразил, как мелкие бесята в страхе покидают корабль. Похоже, они-то и устроили эту бурю, чтобы погубить людей.
— Да, и ты правильно подметил — они мелкие. Таким образом Лоренцо Венециано подчёркивает, насколько велик Господь, и как ничтожно то, что пытается Ему противиться.
— А знаете, Маргарита Константиновна, почему ещё мне понравилась эта картина? Потому что моряки не паникуют, не бегают в страхе по палубе, а дружно вычерпывают воду. Они пытаются спастись и спасти корабль! Они действуют!
— Моряки похожи на тебя, Никитушка. Ведь ты с детства смело встречал трудности, старался не сдаваться и не унывать. Поэтому я не удивляюсь, что картина итальянского художника 14-го века Лоренцо Венециано так приглянулась тебе. Это не просто ценный экспонат Эрмитажа. В этой работе — жизнь, во всём круговороте событий. Яркая, полная, настоящая. В ней труд и радость молитвы. В ней любовь. В ней — надежда на Бога.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица