Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Здравствуйте, дорогая Маргарита Константиновна! Как вы добрались из Москвы?
— Добралась замечательно, Никита, спасибо! И как чудесно встретиться с тобой здесь, в Эрмитаже. Сразу приобщиться к прекрасному, а заодно и о жизни поговорить...
— Да, ваши рассказы о картинах каждый раз производят на меня неизгладимое впечатление. Кстати, я пока вас ждал, бродил здесь, по залам западноевропейской живописи и обнаружил интересную картину. Она недалеко, сейчас покажу вам. Пойдёмте!
— Любопытно, что за полотно на этот раз тебя заинтересовало...
— Вот, смотрите!
— Это работа итальянского художника Лоренцо Венециано, «Чудо святого Николая на море». Написана в 14-м веке. И в самом деле картина замечательная!
— На ней изображён небольшой корабль, терпящий бедствие. Находясь во власти волн, он стоит чуть ли не вертикально относительно линии горизонта. На палубе — несколько моряков. Они сбрасывают в воду бочки и ящики, чтобы уменьшить вес судна. А на корме, вознося молитвы к Богу, возвышается святой Николай.
— Да, именно возвышается. Интересно, что художник изобразил его таким большим по отношению к другим людям на корабле. На этой картине изображён момент посмертного чуда, совершённого святителем Николаем Мирликийским.
— А что значит «посмертного»?
— Это означает, что святой Николай совершил чудо уже после окончания своего земного пути. Согласно церковному преданию, несколько благочестивых мужей отправились морем на поклонение мощам святителя Николая в город Миры Ликийские. В пути их застала буря, но по молитвам святого Николая, море утихло, и паломники благополучно добрались до своей цели.
— Мне так понравились краски на этой картине. Несмотря на то, что сюжет пугающий, художник изобразил историю красочно, светло! Море — такое прозрачное, изумрудное, завитки волн светлые. Смотрю на детали и понимаю, что никакого страха нет! Этим ребятам на корабле нечего бояться!
— Правильно, Никита! Ведь с ними святой Николай, а значит, и сам Господь.
— А посмотрите-ка в правую часть картины, художник изобразил, как мелкие бесята в страхе покидают корабль. Похоже, они-то и устроили эту бурю, чтобы погубить людей.
— Да, и ты правильно подметил — они мелкие. Таким образом Лоренцо Венециано подчёркивает, насколько велик Господь, и как ничтожно то, что пытается Ему противиться.
— А знаете, Маргарита Константиновна, почему ещё мне понравилась эта картина? Потому что моряки не паникуют, не бегают в страхе по палубе, а дружно вычерпывают воду. Они пытаются спастись и спасти корабль! Они действуют!
— Моряки похожи на тебя, Никитушка. Ведь ты с детства смело встречал трудности, старался не сдаваться и не унывать. Поэтому я не удивляюсь, что картина итальянского художника 14-го века Лоренцо Венециано так приглянулась тебе. Это не просто ценный экспонат Эрмитажа. В этой работе — жизнь, во всём круговороте событий. Яркая, полная, настоящая. В ней труд и радость молитвы. В ней любовь. В ней — надежда на Бога.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема