Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Понимаем ли мы наши пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки — постоянные спутники нашей жизни. На разные случаи у нас есть меткие народные высказывания. Многие из них прошли испытание временем и не исчезли, хотя и сохранили устаревшую лексику. Давайте разберемся, как мы понимаем наши пословицы, все ли слова в них нам знакомы?
Вот, например, известное выражение: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж». Что же такое гуж? У данного слова есть два значения, и оба очень даже подходящие. В одной местности «гуж» — это петля в упряжи лошади. Второе значение слова «гуж» — выпечка, большой калач. Таким образом, выражение «взялся за гуж» означает: и начал запрягать лошадь и — принялся есть большой кусок. А слово «дюж» является краткой формой слова «дюжий», то есть сильный, крепкий.
Интересно, что в большинстве случаев мы понимаем смысл всей фразы, даже не зная значения конкретных слов. Вот, например, поговорка: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Это выражение означает неожиданное улучшение, прибавление чего-то. Грош в былые времена — самая мелкая монета, полкопейки. А алтын — около 3 копеек. Даже не зная значений этих слов, мы восстанавливаем смысл поговорки из контекста.
Много раз слышали мы: «От горшка два вершка», «косая сажень в плечах». А вершок и сажень — это сколько? Мы уже не употребляем данные слова в повседневной речи, но понимаем смысл всей фразы.
Правда, некоторые слова мы всё же используем, но уже в другом значении, и тогда возникает немного комический эффект. Многие помнят пословицу: «Назвался груздем — полезай в кузов». Большинство современных детей и даже взрослых представят себе грибы, лежащие в кузове грузовика. А ведь «кузов» в прошлом — это корзинка.
Конечно, многие слова в пословицах и поговорках устарели, но мы всё равно используем их. В этом заключается чудо народной мудрости: она сохранилась в памяти поколений и по сей день остаётся меткой и образной.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Приём САМ ТАКОЙ и другие манипуляции
У многих из нас, я думаю, бывает так, что собеседник говорит что-то обыденное, и его речь, на первый взгляд, не вызывает подозрений, а мы почему-то испытываем смутное ощущение ловушки. Если да, то, возможно, перед нами манипуляция.
Давайте порассуждаем, что означает это слово. Оно произошло при слиянии двух латинских слов — «манус», рука, и «пелере» — толкать, приводить в движение. Иными словами, управлять. Но главное в том, что манипуляция — это не простое воздействие, а скрытое. Не зря в словаре синонимов парой данному слову является существительное «обработка». Манипулятор управляет собеседником, используя тайные приемы.
Можно ли понять, когда вами манипулируют? Да, если вы чувствуете, что вас исподволь заставляют делать или ощущать не то, что вы хотите.
Психолингвисты выявили около 100 манипулятивных способов. Например, ультиматум, неправильная трактовка слов собеседника, давление на чувства жалости и вины. Возможно, вы слышали такие фразы: «Мне так тяжело, а ты меня совсем не жалеешь» или: «Если бы ты меня любил, ты бы так не сделал».
Один из скрытых приемов — это приём «сам такой». Например, приятель опоздал на встречу, а на ваше резонное недовольство он парирует: «Ой, ну ты что, сам никогда не опаздывал?» Разновидность подобной манипуляции — когда вам пытаются доказать, что так делают все или, наоборот, никто. К примеру, вы захотели воплотить мечту — научиться играть на барабанах. А вам говорят: «Взрослые люди такими вещами не занимаются».
Если возникло ощущение, что за словами собеседника скрывается желание управлять вами, скажите, например, так: «Мне не нравится, когда мной манипулируют, я не хочу продолжать разговор в таком ключе». А иногда стоит и вовсе резко прервать общение. Ведь манипуляция — это давление на волю человека и неуважение к его чувствам. Давайте очистим наше общение от таких вот «приёмчиков», чтобы оно было открытым и доверительным.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Ты не один». Прот. Константин Харитонов
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Марина Борисова, а также наш гость — настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов — поделились светлыми историями о том, как Бог помог преодолеть тяжелое чувство одиночества.
Все выпуски программы Светлые истории