Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
9 декабря. Об отношении к оскорблениям
В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба».
Об отношении к оскорблениям — священник Захарий Савельев.
Самый главный посыл в этих словах апостола Павла — не воздавать злом за зло, а верить в то, что всемогущий Господь может и тебя сохранить, и о тебе промышлять, и этого человека, либо восставить от греха, либо же учинить ему то, что он заслужил, воздать каждому по делам его. Но самое главное воздаяние, безусловно, будет в день страшного суда, а до тех пор, пока человек жив, Господь каждого старается спасти и каждого поставить на правильный путь.
В этих словах апостола Павла усматривается твердая вера в промысел Божий. Господь, человека, который нас обидел, по нашим молитвам и по своему милосердию, может привести ко спасению и к осознанию своей греховности.
Есть пример из патерика преподобного Авы Дорофея, когда один монах был хуже всех в своих грехах, был хуже всей своей братии, но стал настолько усердно молиться, настолько усердствовать в послушаниях, что потом дьявол, который искушал этого брата, явился старцу и сказал, что если он был моим другом и всегда шел на поводу у моих искушений, то сейчас он стал самым усердным из братии. А почему? Потому что за него молились, и Господь через те или иные обстоятельства в его жизни привел его к осознанию своей греховности.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 декабря. О плаче Христа
В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе, пришедшем в Иерусалим: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем».
О плаче Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Подчеркивается любовь и правда Божья по отношению к людям. Христос плакал об Иерусалиме, потому что его жители оказались слепыми и пропустили самое главное в своей жизни — встречу с Богом. Произошло это от лжи и злобы, которая поселилась в сердцах людей. «О, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!», обращается к городу Христос. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!»
Вместе с тем, описывая плач Христа, апостол Лука подтверждает, что Сын Божий действительно не призрачно является Сыном Человеческим. И эта человеческая природа во Христе чувствовала жажду, страдания, холод и другие человеческие несовершенства, как называют их богословы, непорочные страсти. Это свидетельство евангелиста дает сильные аргументы против тех, кто считал, что Сын Божий лишь призрачно пребывал в человеческом теле.
Будем помнить, что Господь любит нас, но и справедлив с нами.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 декабря. О святых воинах
Сегодня 9 декабря. День Героев Отечества.
О святых воинах — священник Роман Федотов.
Сегодня день памяти героев нашего могучего Отечества, почитаемых и неизвестных, офицеров и рядовых, чья жизнь, подвиги, военная доблесть, прижизненные и посмертные чудеса являются для нас добрым примером беззаветного служения Богу, нашей стране и ее людям.
Святитель Филарет, митрополит Московский, говорил, «Война — священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, — в защиту правды, веры, Отечества. Подвизающийся в сей брани оружием совершает подвиг веры и правды, который христианские мученики совершали исповедованием веры и правды, страданием и смертью за сие исповедание; и, приемляя раны, и полагая живот свой всей брани, он идет в след мучеников к нетленному венцу».
Сегодня в те дни, когда враги нашего Отечества ополчились на Святую Русь, мы во всех наших храмах, на каждой божественной литургии призываем наших героев Отечества, русских святых воинов, защитить нас от всякого зла, даровать крепость Духа, сохранить от смерти, ран и пленения.
Все выпуски программы Актуальная тема