Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Народный хор и гордыня. Наталья Махмудова
Когда я начала учиться петь в народном хоре при нашем храме, даже не предполагала, что получу и уроки духовной жизни.
Я прежде думала, что те, кто поют на клиросе, очень хорошо не только знают, но и понимают богослужения. За этим и направилась на занятия: решила, что выучим песнопения, переводы с церковнославянского будем разбирать, толкования. Понятно, что я могла это делать и без участия в хоре, но все не получалось себя организовать. Даже тропари воскресные и праздничные очень трудно запоминались.
Оказалась, что работа в хоре заключается прежде всего в правильной постановке голоса и изучении мелодий восьми богослужебных гласов. Конечно и песнопения надо учить, понимать их, но все это самостоятельная деятельность, такая домашняя работа. Я не расстроилась. Мне было очень интересно.
В хоре собрались почти все без специального музыкального образования. Регент проявляла с самого начала чудеса педагогики, работая с нами. Я как-то сразу решила, что у меня неплохо получается. Очень старалась. Настроение было каждый раз приподнятое. Когда регент объясняла одно и то же по нескольку раз, я считала, что меня это не касается. Начинала даже досадовать на других: почему нельзя послушать внимательно, сделать как надо.
Настал момент, когда я поняла, что всё не так хорошо, как казалось. На одном занятии нас было мало. И я услышала своё пение как бы со стороны. У меня получалось очень плохо. Фразу допеть не могу, потому что дыхания не хватает, звук голоса слабый. Оказывается, когда нас было много, я себя не слышала, не могла дать объективную оценку. Конечно, регент меня не критиковала. Она объясняла, что я делаю неправильно и показывала, как это можно исправить.
Но я расстроилась и, когда пришла домой, стала задумываться, стоит ли мне ходить на занятия. Всё искала причину: как я могла вообразить, что у меня получится начать петь так легко? Для меня характерна неуверенность, сомнения в себе. Даже есть нехорошая черта: не берусь за интересное дело, думая, что не справлюсь, потом жалею. А тут как-то очень быстро приняла свой якобы успех.
Я решила поговорить со священником. Он заговорил о гордости. Я, конечно, знала про этот грех, но не обращала внимания на некоторые тонкости в его описании. Например, обидчивость, не принятие критики. И тут поняла, что состояние печали по поводу неудачи — это проявление греха. Ведь ничего нет страшного в том, что у меня сразу не получилось петь. Хорошо, что это обнаружилось, что я теперь знаю, в каком направлении работать. А я чуть руки не опустила.
Благодаря этому случаю я принялась изучать наставления святых отцов о борьбе с гордостью. Стала подмечать за собой её проявления. Выяснилось: мысли о том, что я что-то делаю лучше других, появляются у меня не только на хоровых занятиях. Это неприятно осознавать. Но зато теперь я стараюсь распознавать симптомы этой духовной болезни — гордыни. С помощью Божией, с молитвой борюсь с ней.
Казалось бы, что такого, если ты себя похвалишь, когда у тебя что-то действительно хорошо получиться? Но здесь такая тонкая грань — порадоваться действительно хорошему результату или уйти в любование собой.
Вот так занятия в народном хоре на примере одного греха показали мне еще раз, что духовная работа над собой должна происходить везде и всегда. Я решила внимательнее читать труды святых отцов и очень тщательно готовиться к таинству исповеди, не приукрашивая и не оправдывая себя.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
9 декабря. Об отношении к оскорблениям
В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба».
Об отношении к оскорблениям — священник Захарий Савельев.
Самый главный посыл в этих словах апостола Павла — не воздавать злом за зло, а верить в то, что всемогущий Господь может и тебя сохранить, и о тебе промышлять, и этого человека, либо восставить от греха, либо же учинить ему то, что он заслужил, воздать каждому по делам его. Но самое главное воздаяние, безусловно, будет в день страшного суда, а до тех пор, пока человек жив, Господь каждого старается спасти и каждого поставить на правильный путь.
В этих словах апостола Павла усматривается твердая вера в промысел Божий. Господь, человека, который нас обидел, по нашим молитвам и по своему милосердию, может привести ко спасению и к осознанию своей греховности.
Есть пример из патерика преподобного Авы Дорофея, когда один монах был хуже всех в своих грехах, был хуже всей своей братии, но стал настолько усердно молиться, настолько усердствовать в послушаниях, что потом дьявол, который искушал этого брата, явился старцу и сказал, что если он был моим другом и всегда шел на поводу у моих искушений, то сейчас он стал самым усердным из братии. А почему? Потому что за него молились, и Господь через те или иные обстоятельства в его жизни привел его к осознанию своей греховности.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 декабря. О плаче Христа
В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе, пришедшем в Иерусалим: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем».
О плаче Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Подчеркивается любовь и правда Божья по отношению к людям. Христос плакал об Иерусалиме, потому что его жители оказались слепыми и пропустили самое главное в своей жизни — встречу с Богом. Произошло это от лжи и злобы, которая поселилась в сердцах людей. «О, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!», обращается к городу Христос. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!»
Вместе с тем, описывая плач Христа, апостол Лука подтверждает, что Сын Божий действительно не призрачно является Сыном Человеческим. И эта человеческая природа во Христе чувствовала жажду, страдания, холод и другие человеческие несовершенства, как называют их богословы, непорочные страсти. Это свидетельство евангелиста дает сильные аргументы против тех, кто считал, что Сын Божий лишь призрачно пребывал в человеческом теле.
Будем помнить, что Господь любит нас, но и справедлив с нами.
Все выпуски программы Актуальная тема