Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Журнал от 06.12.2024». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Внимание к значению слов;
— Отношение к незаметным ежедневным трудам людей, помогающих ближним;
— Чудесные события в жизни;
— Христианское отношение к природе, экологии.
Все выпуски программы Журнал
Встреча. Анастасия Битиева
Вся наша жизнь — это череда встреч. Встречи могут быть разные; мимолетные, драматические, счастливые, судьбоносные. Встреча с самим собой, с разными людьми, встреча с Богом, с Евангелием или встреча со святым...
У каждого из нас есть святые, которые особенно дороги сердцу.
Кто-то сопровождает нас с раннего детства и очень сложно вспомнить первую встречу, с кем-то мы первый раз встречаемся на страницах книг или в рассказах друзей и близких, а кто-то сам буквально врывается в нашу жизнь.
Как раз о такой встрече я и хочу рассказать.
Эта встреча произошла почти десять лет назад на острове Кипр. Мы поехали с подругой в долгожданный отпуск на море на десять дней. На Кипре мы обе были первый раз, поэтому сразу по приезде заказали несколько экскурсий.
Одна из них была в монастырь святой Феклы недалеко от Ларнаки.
По ее окончании, мы с подругой решили заглянуть в церковную лавку, чтобы купить подарки для родных и близких. У меня получилось очень быстро справиться с покупками, а вот подруга еще выбирала. Чтобы не стоять без дела, я решила еще раз обойти лавку.
Когда проходила мимо полок с иконами, одна из них упала мне под ноги. Небольшая бумажная икона. Я остановилась и подняла ее. На меня смотрел неизвестный святой с большой седой бородой и добрыми глазами. Я поставила икону на место и пошла дальше.
Сделав круг, вернулась на место. Подруга все еще выбирала подарки для своей многочисленной семьи... Я уже начала нервничать, что мы можем опоздать на автобус, и решила пойти поторопить ее. Только сделала пару шагов, как снова мне под ноги упала уже знакомая икона. Попробовала прочитать имя святого. Но не разобрала. Текст был написан на греческом и очень мелким шрифтом. Я снова вернула икону на место, получше прижав к остальной стопке.
Подруга наконец подошла к кассе со множеством своих покупок и встала в очередь. Нас торопил экскурсовод. Свободное время закончилось. Автобус отъезжал. Я пошла к подруге помочь сложить покупки по пакетам. И снова прошла мимо все тех же полок с иконами. И тут уже в третий раз икона с седовласым святым упала мне почти в руки.
Игнорировать такие совпадения уже было невозможно. Я решила купить эту икону. Протянув образ монахине у кассы, я спросила на английском, кто же тут изображен? Она широко улыбнулась и сказала, что это один из самых любимых и добрых греческих святых — Порфирий Кавсокаливит! И что она поздравляет меня с этой прекрасной встречей! Оказывается, монахиня все это время наблюдала за мной!
Я купила икону святого Порфирия и мысленно произнесла: «Святой отче Порфирий, моли Бога о нас». На душе вдруг стало очень спокойно, тепло и радостно! И мы с подругой побежали к автобусу.
Вся группа уже сидела внутри и ждала только нас. Удивительно, но никто не сказал ни слова упрека. Через пару часов, когда мы уже подъезжали к следующему монастырю, я поняла, что так и держу в руках икону святого Порфирия. Так вот с чьей помощью умягчились сердца всего автобуса! Сразу вспомнились слова монахини о доброте святого.
Когда мы вернулись в Москву из отпуска, я принесла маленькую икону святого Порфирия Кавсокаливита на работу. С тех пора, она так и стоит у меня на рабочем столе. Всем, кто замечает икону и спрашивает, кто на ней изображен, я рассказываю о нашей удивительной встрече! А еще всегда советую почитать его книгу «Цветослов советов», в которой каждый для себя может найти что-то доброе и полезное.
Автор: Анастасия Битиева
Все выпуски программы Частное мнение
6 декабря. О восхождении человека к Богу
В день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском Соборе Московского Кремля.
По завершении богослужения в своем пастырском слове Святейший Патриарх говорил о восхождении человека к Богу.
Какое значение для нас имеет это событие восхождения Богоматери чудесным образом в Храм Господень? Очень большое. Ведь каждый из нас по ступеням восходит. Только это ступени не из гранита, не из какого-то другого камня. Это препятствие в жизни нашей на пути к Богу. И эти препятствия бывают не меньше, чем те, которые преодолевать надо было, восходя в Иерусалимский храм, а, может быть, даже и больше. Сколько всего того существует на нашем жизненном пути, что нас как бы отвлекает от этого восхождения, что переключает наше сознание, что создает некие приоритеты в жизни, которые как бы вообще затмевали это движение к Богу. И мы знаем, что огромное число людей все эти испытания не выдерживают и в храм не подымаются. Одним тяжело, даже крещеным людям, иногда тяжело утром воскресенья встать и в храм пойти, помолиться. Тяжело сделать добрые дела, к которым нас Господь призывает. Тяжело не осуждать других. Ох, как тяжело! Не злословить еще тяжелее. Как тяжело жить по Божьим заповедям! Ну уж очень тяжело! А если мы не живем по Божьим заповедям, осознаваем, что делаем что-то плохое, ведь не всегда хватает сил остановиться, переосмыслить свою жизнь и сказать, ну хватит. Ну еще в молодости дурака валял. Молодость прошла. Ну в зрелые годы тоже всякое было в моей жизни. Но сейчас пора за ум-то взяться! Пора начать восходить по ступеням к Богу. Пора наполнять свою жизнь добрыми делами, не откладывая это на потом. И не относя это к делам второстепенным, осознавая, что вера без дел мертва есть, и по добрым делам будет определяться наша участь после смерти.
Все выпуски программы Актуальная тема