Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
10 декабря. О возрождении веры в нашей стране
8 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого Освящения Храма Живоначальной Троицы в районе Чертаново города Москвы.
В своем первосвятительском слове после богослужения Святейший Патриарх говорил о возрождении веры в нашей стране.
Под покровом Пресвятой Богородицы мы прошли через страшные годы безбожия, как по милости Божией, несмотря на пытки лагеря, расстрелы, казни, лишения работы, наши родители сохранили веру православную, передали ее нам, как мы сейчас воспитываем своих детей и внуков и передаем им веру — вот так и должно быть в Церкви Божией. И в ответ на эти наши малые усилия Господь нам дает великие дары благодати и возрождение, действительно, удивительное возрождение православия в нашей стране. И организация новых приходов, и какое-то чудесное строительство новых храмов, в которые, как я говорю, большинство не верило, а ведь строим. Строим, тихо, спокойно.
Иногда меня спрашивают, а на какие деньги? А я говорю, вы знаете, я до конца не знаю. Я только знаю, что люди молятся, просят у Господа, а Господь вразумляет тех, у кого денежки есть, чтобы в это доброе и святое дело деньги-то вложили. И ведь вкладывают эти наши замечательные доброходы. А через это вложение и денег, и внимания, и усилия, сколько же из таких людей, которые вчера еще стеснялись назвать себя православными, да и в Церковь не ходили, стали активными членами новых приходских общин.
Чудесное возрождение веры православной в России, конечно, не является исключительно достижением нынешних людей, нынешнего поколения москвичей. Это во многом и во многом дар Божий в ответ на страдания, на муки, на смерти, на лишения ради Христа наших предыдущих поколений. Поэтому никогда из нашей памяти не должна уходить вот та страница, очень трагическая, но и одновременно героическая. Страница, на которой написаны имена наших предшественников, чаще всего их здоровье, жизнь полагавших за то, чтобы наступили те новые времена, которые можно назвать явлением славы Божьей на земле русской.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О причинах ненависти первосвященников ко Христу
В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Первосвященники же и книжники, и старейшины народа искали погубить Его».
О причинах ненависти первосвященников ко Христу — иеромонах Назарий Рыпин.
Когда Христос вышел на свое общественное служение и явил себя как Мессия, Он пришел не к старейшинам, не к первосвященникам и книжникам, но пришел к галилейским рыбакам и мытарям, которых Он избрал, своими ближайшими учениками. Это был уже вызов той правящей партии в еврейском народе, которая была государственной верхушкой в этом, пусть под римлянами, но в государстве находящемся.
И, безусловно, это вызвало их ненависть ко Христу, что Он предпочел их, которые надеялись, что в земном плане они воспринимали Мессию, Он придет как правитель земной и, конечно, призовет их в первые помощники, в свой, очевидно, кабинет министров, правительство, но Он предпочел совершенно других людей. Ни знатных, ни книжных, ничего не значащих.
И вторая причина — это их зависть, потому что они понимали высочайшую нравственность Христа, они ее видели, осознавали. И ощущая свое порой ничтожество, или несопоставимость с этой высотой, в них это вызывало зависть, а, будучи людьми надменными и горделивыми, это, соответственно, вызывало уже и ненависть в них, и желание истребить его, потому что Он не вписывался в их человеческие, земные представления и планы о будущем их народа, государства и мессии, которого они воспринимали только в земном плане, как к земного царя.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О святом архимандрите Крониде (Любимове)
Сегодня 10 декабря. Собор новомучеников и исповедников Радонежских.
О святом архимандрите Крониде (Любимове), входящем в сонм Радонежских новомучеников — протоиерей Константин Харитонов.
Во главе этого Собора стоит преподобный мученик Кронид, последний наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, когда она была закрыта после революции в 1920 году.
Священномученик Кронид пострадал вместе с братией на Бутовском полигоне и был расстрелян 10 декабря 1937 года. Но после того, как закрылась Лавра, он не оставлял братию, заботился о ней и всегда верил, что придет время, когда опять русский человек воспримет веру православную, когда опять наш народ вернется к Богу. И поэтому он оставил после себя антиминс, который находился в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры и заповедовал, что когда откроется Лавра, чтобы вновь совершалось богослужение на этом антиминсе. И когда в 1946 году открылась Лавра, и первое богослужение, пасхальное, совершалось в Успенском соборе, как раз на этом антиминсе, который оставил после себя преподобномученик Кронид.
Все выпуски программы Актуальная тема