Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
2 Сол., 274 зач. (от полу́), I, 10 - II, 2.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У знаменитого западного средневекового богослова Фомы Аквинского есть фраза, которая знакома и многим православным: «Молись так, как будто всё зависит от Бога, но действуй так, как будто всё зависит только от тебя». С течением времени мысль Фомы получила развитие, и у его фразы появились новые выражения, к примеру, такое: «Молись так, как будто умрёшь сегодня, но работай так, как будто будешь жить вечно». Впрочем, подобную мысль мы можем найти и у исламских богословов, и это неудивительно, ведь любая авраамическая религия утверждает, что человек должен, с одной стороны, источником своей жизни видеть лишь Бога, а с другой — трудиться над исполнением заповедей нашего Творца. В Новом Завете мы также видим такие призывы, и звучат они на фоне веры во Второе Христово Пришествие. О вере, о молитве и о труде говорит и звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й и 2-й глав Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам.
Глава 1.
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе,
12 да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
Только что прозвучавший отрывок Второго послания к Фессалоникийцам продолжает начатую ранее тему: христиане Фессалоник на фоне гонений и под воздействием лжеучителей начали верить, что Второе Христово Пришествие наступит чрезвычайно скоро, а потому можно оставить все земные труды и просто ждать. Целью апостола Павла было, во-первых, убедить, что ожидание Христова Пришествия отнюдь не должно сопровождаться бездействием, во-вторых, напомнить, что о точном времени Дня Господня никто из людей знать не может, и в-третьих, поддержать христиан Фессалоник в мужественном перенесении выпавших на их долю испытаний.
Особый, и, судя по всему, никогда не теряющий актуальности, интерес представляют финальные слова этого отрывка апостольского послания, в которых апостол Павел призвал своих адресатов «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания [...] будто уже наступает день Христов» (2Фес. 2:2).
Как мы знаем, во все времена находились проповедники, которые утверждали, что кончина мира наступит со дня на день. Зачастую назывались и конкретные даты. Такие проповедники всегда опирались на сопоставление слов Священного Писания и событий современности, при умелом подходе, подкреплённом талантом и харизмой, из такого сопоставления можно вывести что угодно, в том числе и утверждение о скором Христовом Пришествии.
Когда мы сталкиваемся с подобными речами, то нам стоит помнить, что Священное Писание, говоря о кончине мира, использует образный язык, который невозможно перевести на язык конкретных дат. Кроме того, не стоит забывать, что наша планета очень большая, в истории человечества не было того времени, когда везде и у всех всё было благополучно, всегда где-то тлели, а то и полыхали, вооружённые конфликты, всегда одни люди угнетали других, но человек устроен так, что обращать внимание он склонен лишь на то, что касается его лично, и близкие нам трагедии воспринимаются как имеющие вселенский масштаб, как то, что может стать предвестником конца мировой истории.
Апостол Павел писал, что христиане должны думать не о конкретных сроках кончины мира, а о том, чтобы в то время, в которое нам довелось жить, оставаться верными Христу, и если получится сохранять Ему верность, то нас с Ним не сможет разлучить ни настоящая земная жизнь, ни грядущая вечность, ну а все выпадающие на долю человека испытания мы сможем преодолеть силой Христовой и содействием Духа Святого.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помочь Полине из Барнаула другим детям обрести слух
Фонд «Страна — детям» — помогает малышам и подросткам с тяжёлыми заболеваниями — оплачивает лечение, операции и реабилитации. В рамках программы «Слушать и слышать» фонд поддерживает детей с нарушениями слуха. Помогает им открыть удивительный мир звуков — впервые услышать голоса папы, мамы и свой собственный, познакомиться с музыкой, узнать, как звучат дождь, деревья, машины и всё то, что их окружает.
Четырёхлетняя Полина Некрасова из Барнаула — одна из подопечных фонда. С рождения девочка ничего не слышит. Недавно ей провели операцию по установке кохлеарных имплантов. Это специальные приборы, которые вживляют в ухо. С ними у Полины появилась возможность обрести слух. Только не всё так просто. После операции тысячи звуков заполнилняют голову ребёнка. Но как воспринимать и реагировать на них он не понимает. Поэтому необходима реабилитация в специализированном центре.
Занятия по восстановлению слуха и речи проходят в несколько этапов. Стоят они дорого, и не каждый может их оплатить. Вот и у семьи Полины из Алтайского края такой возможности нет. В надежде на помощь родители девочки обратились в фонд «Страна — детям».
На сегодня таких подопечных, как Полина, здесь больше 50-ти. Все они ждут слухоречевую реабилитацию. С поддержкой фонда и отзывчивых людей, они смогут обрести гармонию в мире звуков.
Если вы хотите стать частью большого доброго дела — помочь Полине и другим детям научиться слышать, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Как появился Символ веры». Николай Антонов
У нас в гостях старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел об истории формирования Символа веры, почему возникла необходимость в появлении этого текста и как формулировались включенные в него основы православного вероучения.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер