Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
6 декабря. О восхождении человека к Богу
В день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском Соборе Московского Кремля.
По завершении богослужения в своем пастырском слове Святейший Патриарх говорил о восхождении человека к Богу.
Какое значение для нас имеет это событие восхождения Богоматери чудесным образом в Храм Господень? Очень большое. Ведь каждый из нас по ступеням восходит. Только это ступени не из гранита, не из какого-то другого камня. Это препятствие в жизни нашей на пути к Богу. И эти препятствия бывают не меньше, чем те, которые преодолевать надо было, восходя в Иерусалимский храм, а, может быть, даже и больше. Сколько всего того существует на нашем жизненном пути, что нас как бы отвлекает от этого восхождения, что переключает наше сознание, что создает некие приоритеты в жизни, которые как бы вообще затмевали это движение к Богу. И мы знаем, что огромное число людей все эти испытания не выдерживают и в храм не подымаются. Одним тяжело, даже крещеным людям, иногда тяжело утром воскресенья встать и в храм пойти, помолиться. Тяжело сделать добрые дела, к которым нас Господь призывает. Тяжело не осуждать других. Ох, как тяжело! Не злословить еще тяжелее. Как тяжело жить по Божьим заповедям! Ну уж очень тяжело! А если мы не живем по Божьим заповедям, осознаваем, что делаем что-то плохое, ведь не всегда хватает сил остановиться, переосмыслить свою жизнь и сказать, ну хватит. Ну еще в молодости дурака валял. Молодость прошла. Ну в зрелые годы тоже всякое было в моей жизни. Но сейчас пора за ум-то взяться! Пора начать восходить по ступеням к Богу. Пора наполнять свою жизнь добрыми делами, не откладывая это на потом. И не относя это к делам второстепенным, осознавая, что вера без дел мертва есть, и по добрым делам будет определяться наша участь после смерти.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об имеющих таланты
В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».
Об имеющих таланты — священник Захарий Савельев.
В этих евангельских строках мы с вами можем увидеть, как Господь своим промыслом подчеркивает высоту тех даров, высоту того достоинства человека, которое изначально Господь вложил в каждого из нас. Все мы разные. Кому-то в детстве нравится больше играть в машинки, кому-то в солдатиков, кому-то больше нравятся читать книги, кому-то нравятся одни жанры, кому-то нравятся другие. Когда мы вырастаем, эти детские забавы, детские игры вырастают вместе с нами и становятся теми талантами, которые мы либо развиваем, либо нет.
И вот Господь здесь говорит о каждом из нас. С той точки зрения, что когда человек обладает талантом, он должен его реализовать, он должен его постоянно созидать. И вот через это созидание таланта он может и проявлять любовь к ближнему, и заботу о каждом, кто его окружает. Самое главное — приближаться к Богу. Когда человек расточает свой талант, действительно, вот сбываются слова Спасителя: «Если то, что я тебе дал, ты не можешь развить, то тогда и это отнимется. А тому, у которого все приумножается, еще дано будет больше».
И вот эти слова должны вдохновить на работу каждого на своем месте. И тогда это станет оплотом для Церкви, для Отечества и самое главное — для каждого из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об отношении к священству
В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе».
Об отношении к священству — иеромонах Назарий (Рыпин).
Уважения достоин любой человек в силу того, что мы есть образ Божий. Но, тем не менее, даже в канонах Церкви и еще в Ветхом Завете, что нельзя было злословить священников и первосвященников, об этом мы знаем даже из Евангелия. И это необходимые условия, потому что условия нашей духовной жизни. Потому что тот, кто не умеет уважать чужой труд, уважать духовный труд, не имеет благодарного сердца, никогда не сможет быть благородным. Это одно из необходимых качеств, свойств души настоящего христианина — иметь благодарность и иметь через это благородство. К сожалению, встречается в наше время некое умоление священства, но это причина в том, что священство почти на сто лет или чуть меньше фактически исчезло из социальной жизни. И для постсоветского пространства появление священников было неким новым явлением, и совершенно непонятно было, как к духовенству появившимся вновь в нашем социуме относиться. И тем более те клише советские, пренебрежительного отношения к духовенству, этой пропаганды советской, конечно, дали свои негативные плоды. Но тот, кто по-настоящему церковен, тот, кто знаком хотя бы немного с жизнью пастырей, понимает как много обязанностей, забот, всевозможных хлопот лежит на плечах нашего духовенства. И, безусловно, мы должны иметь благодарность к тому служению, которое они исполняют каждодневно.
Все выпуски программы Актуальная тема