Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Помочь Полине из Барнаула другим детям обрести слух
Фонд «Страна — детям» — помогает малышам и подросткам с тяжёлыми заболеваниями — оплачивает лечение, операции и реабилитации. В рамках программы «Слушать и слышать» фонд поддерживает детей с нарушениями слуха. Помогает им открыть удивительный мир звуков — впервые услышать голоса папы, мамы и свой собственный, познакомиться с музыкой, узнать, как звучат дождь, деревья, машины и всё то, что их окружает.
Четырёхлетняя Полина Некрасова из Барнаула — одна из подопечных фонда. С рождения девочка ничего не слышит. Недавно ей провели операцию по установке кохлеарных имплантов. Это специальные приборы, которые вживляют в ухо. С ними у Полины появилась возможность обрести слух. Только не всё так просто. После операции тысячи звуков заполнилняют голову ребёнка. Но как воспринимать и реагировать на них он не понимает. Поэтому необходима реабилитация в специализированном центре.
Занятия по восстановлению слуха и речи проходят в несколько этапов. Стоят они дорого, и не каждый может их оплатить. Вот и у семьи Полины из Алтайского края такой возможности нет. В надежде на помощь родители девочки обратились в фонд «Страна — детям».
На сегодня таких подопечных, как Полина, здесь больше 50-ти. Все они ждут слухоречевую реабилитацию. С поддержкой фонда и отзывчивых людей, они смогут обрести гармонию в мире звуков.
Если вы хотите стать частью большого доброго дела — помочь Полине и другим детям научиться слышать, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Как появился Символ веры». Николай Антонов
У нас в гостях старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел об истории формирования Символа веры, почему возникла необходимость в появлении этого текста и как формулировались включенные в него основы православного вероучения.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Социальные проекты, помощь ближним». Мария Большакова
У нас в студии была медиа-менеджер, специалист по социальному проектированию, председатель экспертного совета конкурса грантов Мэра Москвы Мария Большакова.
Разговор шел о том, как люди, объединяясь, создают социальные проекты и как организовать такую деятельность так, чтобы она действительно приносила пользу.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер