Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Подруга. Наталья Махмудова
У меня есть подруга, с которой мы познакомились и сдружились в паломнических поездках от воскресной школы. Часто сидели на соседних местах в автобусах. Много беседовали о вопросах веры. Через некоторое время стали паломничать уже вдвоем. Самостоятельно выстраивая маршруты наших путешествий: сначала посещали святыни Москвы, потом были Муром, Владимир, Кострома, Екатеринбург, Святая Земля...
Мы не часто общаемся, но всегда в курсе того, какие основные события происходят в жизни друг друга. Не звоним и не встречаемся, чтобы просто поболтать, но если происходит что-либо важное, то сразу сообщаем: «У моей дочери операция» или «Я работу меняю» и так далее, и так далее. И всегда просьба: «Помолись». Или делимся радостью: «У нас первая служба в новом храме!», «Знаешь, какую святыню в Москву привезли! Поедем?»
Что нас объединило? Разница в возрасте больше десяти лет и сферы деятельности сильно отличаются. Я думаю то, что мы встретились, когда обе шли к Богу. Как у аввы Дорофея сказано: «Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
Столько вместе пережито и пройдено. Сколько обсуждений богословской литературы и бесед о вере. Это общий духовный опыт. Когда я стояла в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, мне не верилось, что Господь допустил меня до такого святого места. Переполняли чувства, которые я не в состоянии была передать словами, но только повернулась к подруге и поняла, что она знает, что со мной происходит.
Вы скажете: «Что особенного? Для этого подруги и нужны». Но общение с ней — пример для меня, как надо относиться к ближним. Мы обе очень эмоциональны. Иногда при взаимодействии с людьми мне надо прикладывать усилия, чтобы смириться и перетерпеть, не показать раздражение.
Но с подругой не так. Я спокойно отношусь к ее, порой, бурным эмоциям. Когда я это заметила, начала как бы наблюдать за собой и поняла, что меня самые разные проявления ее характера абсолютно не напрягают. Помолчу, подожду. Она повернется и скажет: «Как ты меня терпишь?». Посмеемся и всё.
Как я желала бы всегда чувствовать себя так и с посторонними людьми. Выслушать, не возмущаться, не раздражаться. Я стараюсь, слежу за собой, но пока не всегда получается. А с подругой — с Божией помощью. Да и она на мои возражения часто спокойно отвечает: «Давай так, как ты настаиваешь и сделаем». И я уже не знаю, а надо ли так, как я хочу?
Мне кажется, что именно совместная молитва, пост, обсуждение духовных вопросов нашей жизни приводят к тому, что мы не можем допустить между собой разлада. Мы вместе шли и идем к Богу. А на пути к Богу всё наполнено любовью. Ведь, как сказал Спаситель, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
На нуле. Яна Юревич
Однажды мы с мужем решили съездить на пару дней в Санкт-Петербург. Поехали на машине из Москвы. Чтобы сэкономить время, решили воспользоваться платной дорогой.
Большая часть пути прошла замечательно. Трасса была сухая, свободная. Мы спокойно ехали, разговаривали. Ничто не предвещало никаких проблем. Конечно, перед выездом муж залил полный бак бензина. Но мы ехали уже достаточно долго. И в какой-то момент супруг сказал, что хорошо бы машину заправить. Стрелка датчика топлива показывала меньше половины.
Зная, что, как правило, заправки на трассах встречаются достаточно часто, мы не придали значения, что пропустили ближайшую заправку — подумали, что можно заправиться чуть позже. Как выяснилось дальше, это решение стало ошибкой — до следующей автозаправки нужно было ехать ещё девяносто километров. Мы не учли того, что на этой трассе мало заправок и между ними приличное расстояние.
Тем временем, датчик уровня топлива стремился к нулю. Что делать? Конечно, мы обратились к Богу с просьбой о помощи. И решили ехать столько, сколько получится, а дальше — действовать по ситуации.
Было тревожно, что машина может остановиться прямо посреди трассы. Я смотрела то на датчик топлива, то в навигатор. Стрелка датчика находилась практически на нуле, а ехать нужно было ещё долго. Когда до заправки оставалось около тридцати километров, муж сказал: «Ну всё, бензин кончился». И действительно, датчик показывал нулевой уровень бензина в баке. Но машина продолжала ехать! Мы то и дело поглядывали на датчик, в итоге муж закрыл его листочком бумаги, чтобы сосредоточиться на дороге. Так мы проехали десять километров, потом — двадцать. Вот уже до заправки осталось девятьсот метров, восемьсот, семьсот... Дальше я уже считала вслух, глядя в навигатор!
Когда подъехали к бензоколонке, открыли датчик и увидели, что стрелка ушла за ноль. Но зато сколько у каждого было восторга, удивления, изумления! Если бы внутри нас находился датчик эмоций, он бы точно зашкаливал.
После того, как муж заправил машину, и мы снова выехали на трассу, меня переполнило чувство благодарности к Богу, благодарности за Его заботу о нас. Ещё я подумала, как часто человек полагается только на свои силы. И как оказывается немощен, беспомощен в своей самонадеянности. Человек никогда не может предусмотреть всего. Даже в такой, казалось бы, простой бытовой ситуации, как наша. Но Господь милостив. И если искренне уповать на Него, то даже машина сможет проехать практически без бензина столько, сколько нужно.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Маленький Макарий. Ольга Цой
Однажды, гуляя с мужем и новорождённым сыном по окрестностям нашего района, мы набрели на небольшой деревянный храм. Я всю жизнь живу в этом районе, а храма этого никогда не видела. Прочитали, что он освящен в честь святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского. Признаться, мы не слышали о таком святом... Зашли внутрь. Церковь была очень уютная, видно, что с любовью убранная, теплая такая. Справа увидели большую красивую икону покровителя этого храма, святителя Макария. Я остановилась напротив нее, стала внимательно рассматривать. И вдруг думаю: «Какое красивое имя — Макарий! Просто замечательное! Если будет у нас второй сын — назовем его Макаром». Сразу пересказала эту мысль мужу. Он серьезно выслушал, подошел к иконе святителя и помолился.
Придя домой, мы с интересом прочитали житие святого. Он жил и служил во второй половине девятнадцатого века. Был подвижником, просвещал и катехизировал, обратил в православную веру тысячи людей. Инициировал строительство приходских храмов, школ и училищ. Во время службы на Алтае, чтобы нести Слово Божие и проповедовать, святитель Макарий в совершенстве выучил алтайский язык и его наречия. «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия» — так называли отца Макария современники.
Прошло время, и у нас родился второй сын. Назвали его Макаром. И крестили в честь святителя Макария в том самом храме.
Казалось бы, на этом чудесная история неожиданного знакомства с маленькой церковью и со святым должна была бы закончиться. Ведь мы давние прихожане другого храма. Но, по молитвам святителя Макария, Господь управил иначе. Он увидел, что у нас подрастают мальчишки, которых хотим приобщить к вере. Знал, что меня интересует тема детей в церкви и много по ней вопросов. Возможно, поэтому Господь благословил меня стать педагогом Воскресной школы этого храма. Вместе с отцом-настоятелем мы ввели в программу новый предмет — «Православное богослужение». Литургику, адаптированную для детей.
Преподавать в Воскресной школе было моей мечтой! Вот так все началось с маленького Макария, а продолжилось... большим делом. Дивен Божий Промысел! Из этой истории я хочу сделать такой вывод: как мне кажется, именно преподавание основ православного богослужения было целью нашего прихода в этот храм. И литургика для детей, по моему убеждению, необходима. Очень хочется, чтобы мои ученики от всей души полюбили богослужения. Понимали бы, что происходит в каждый момент Литургии и почему. Чувствовали себя полноправными, важными участниками общего дела — членами Церкви Христовой. А святитель Макарий помолится об успехе нашего дела!
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение