Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Символ веры — история распространения». Петр Пашков
У нас в студии был старший преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о том, как в Символе вере была сформулирована основа православного вероучения, как этот текст распространялся в Византии и на Западе, как стал залогом единства Церкви и почему в западных странах Символ веры всё-таки был изменен.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Любовь к Родине». Протоиерей Марк Ермолаев, Елена Ляпичева
У нас в гостях были председатель отдела Московской митрополии по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Марк Ермолаев и режиссер Елена Ляпичева.
Мы говорили о том, как в людях из поколения в поколение передается любовь к Родине, почему уважение к предкам и родной земле важно воспитывать, в том числе через кино, а также разговор шел о служении священников в зоне военных действий.
Все выпуски программы Светлый вечер
Подруга. Наталья Махмудова
У меня есть подруга, с которой мы познакомились и сдружились в паломнических поездках от воскресной школы. Часто сидели на соседних местах в автобусах. Много беседовали о вопросах веры. Через некоторое время стали паломничать уже вдвоем. Самостоятельно выстраивая маршруты наших путешествий: сначала посещали святыни Москвы, потом были Муром, Владимир, Кострома, Екатеринбург, Святая Земля...
Мы не часто общаемся, но всегда в курсе того, какие основные события происходят в жизни друг друга. Не звоним и не встречаемся, чтобы просто поболтать, но если происходит что-либо важное, то сразу сообщаем: «У моей дочери операция» или «Я работу меняю» и так далее, и так далее. И всегда просьба: «Помолись». Или делимся радостью: «У нас первая служба в новом храме!», «Знаешь, какую святыню в Москву привезли! Поедем?»
Что нас объединило? Разница в возрасте больше десяти лет и сферы деятельности сильно отличаются. Я думаю то, что мы встретились, когда обе шли к Богу. Как у аввы Дорофея сказано: «Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
Столько вместе пережито и пройдено. Сколько обсуждений богословской литературы и бесед о вере. Это общий духовный опыт. Когда я стояла в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, мне не верилось, что Господь допустил меня до такого святого места. Переполняли чувства, которые я не в состоянии была передать словами, но только повернулась к подруге и поняла, что она знает, что со мной происходит.
Вы скажете: «Что особенного? Для этого подруги и нужны». Но общение с ней — пример для меня, как надо относиться к ближним. Мы обе очень эмоциональны. Иногда при взаимодействии с людьми мне надо прикладывать усилия, чтобы смириться и перетерпеть, не показать раздражение.
Но с подругой не так. Я спокойно отношусь к ее, порой, бурным эмоциям. Когда я это заметила, начала как бы наблюдать за собой и поняла, что меня самые разные проявления ее характера абсолютно не напрягают. Помолчу, подожду. Она повернется и скажет: «Как ты меня терпишь?». Посмеемся и всё.
Как я желала бы всегда чувствовать себя так и с посторонними людьми. Выслушать, не возмущаться, не раздражаться. Я стараюсь, слежу за собой, но пока не всегда получается. А с подругой — с Божией помощью. Да и она на мои возражения часто спокойно отвечает: «Давай так, как ты настаиваешь и сделаем». И я уже не знаю, а надо ли так, как я хочу?
Мне кажется, что именно совместная молитва, пост, обсуждение духовных вопросов нашей жизни приводят к тому, что мы не можем допустить между собой разлада. Мы вместе шли и идем к Богу. А на пути к Богу всё наполнено любовью. Ведь, как сказал Спаситель, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение