Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Зачем любить деревья? Светлана Чехова
Каждый день в летний период я рано утром выхожу на пробежку в парк. Признаюсь, что порой сложно заставить себя подняться с тёплой постели, но как оживают душа и тело от сочетания движения и ощущения близости природы.
Пока бегу по дороге слушаю в наушниках лекцию, а зайдя в зелёные аллеи, все выключаю и начинаю настраивать слух на звуки природы. Это — и щебетание птиц, и шелест листвы, и мягкий плеск воды в озере. Вдыхаю воздух. Он так свеж и чист, что не напиться им. Бегу.
Дорожки для бега идут серпантином. Окружают их и просторные равнины, и пологие холмы, и густые рощи, и гладкие озера. Но моё внимание неслучайно привлекают деревья. Совсем недавно читала заметки святого Космы Этолийского, где он пишет, что люди станут бедными, потому что не будут любить деревья. И, действительно, как бедна душа, которая погрязла в заботах о материальном и не видит красоту природы, не любит её. А Бог нам все уже дал для радости прямо сейчас. И солнце, и ветер, и деревья, и чистое небо над головой. Ведь мы сами делаем себя несчастными, больными, удаляясь от природы.
Когда я, будучи волонтёром, ухаживала за онкобольными с четвертой стадией рака, заметила, что многие на протяжении последних вообще не бывали на природе. А некоторые категорично говорили о том, что её не любят, им нравится быть только в городе. Конечно, не закономерность, но мне кажется, есть над чем задуматься... Я навсегда запомнила слова моей бабушки, что чем ближе человек к природе, тем больше в нем здоровья.
Благотворное воздействие природы на человека замечено давно. Издревле многие иноки селились в отдалённых уголках, в горах, лесах, в дикой природе. Там молились, трудились и испытывали, в том числе, духовную радость от соприкосновения с красотой сотворенного Богом мира.
Я увидела это своими глазами, когда летом приехала на остров Валаам. Глядя на отвесные скалы, хвойные деревья и зеркальную гладь Ладоги, так и хотелось повторять слова из 26-го псалма Царя Давида: «Одного просил я у Господа: созерцать красоту Господню во все дни жизни моей!».
Природа — свидетельство о Боге. Второе Евангелие. В ней все гармонично и идеально. Созерцая ее, мы приходим к понимаю величия Творца, Его мудрости во всем. Об этом написано в Евангелие от Матфея: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут, ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!».
Все для человека! Вся эта красота для нас. Она умиротворяет, побуждает в человеке благоговейное желание прославления Бога и высокие эстетические ощущения.
И вот, пробегая рядом с раскидистыми ивами, могучими дубами, кучерявыми берёзами и зелеными липами, которые стоят неподвижно уже: 20, 30, 60, 100 лет, я не мчусь мимо. Я вижу. Я люблю. Я благодарю Бога за красоту. И также понимаю, что задача человека в отношении к природе — не просто пользоваться, питаться ею и ставить себе на службу, а заботиться и хранить.
Поэтому раз в год с детьми, мы обязательно выбираемся на посадку деревьев. А также участвуем в субботниках, облагораживании территорий в городе. Сажаем растения и у себя в саду. Преподобный Амфилохий Макрис говорил: «Кто растит дерево, растит надежду, растит мир, растит любовь и получит благословение от Господа». Беречь. Любить. Охранять нашу природу. Нашу Родину. И тогда мы будем и здоровее, и счастливее и через красоту мира приблизимся к вратам Царствия Божия.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
7 декабря. О подлинной радости христианина
В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».
О подлинной радости христианина — священник Николай Дубинин.
Очевидно, что апостолам очень понравилось, что они получили власть над нечистыми духами. И эту радость Христос заметил. И Он им сделал миролюбивое, но все же замечание. Не о том радуйтесь, что вам духи повинуются. Вы не для этого апостолами стали. Вы должны радоваться о другом, о том, что вы в Царстве Божьем, что вас Господь в Царство Божье зовет. И мы с вами, христиане, тоже должны вот эту главную радость в своей жизни не забывать.
Мы не тому радуемся, что, может быть, там после исповеди вышел, и у тебя грехи простились. Или ты с батюшкой знаком. Или квартиру тебе освятили, и ты такой вот счастливый. Эта радость больше душевная. Но духовная радость подлинная, она в том, что мы для Бога родные. Что Бог нас любит. И что у нас есть возможность быть с Ним всегда. Так и нам, христианам, не какого-то внешнего эффекта от нашей веры нужно ждать и радоваться. А от главного, что мы с Богом. И мы для Бога родные.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О ревности Божьей и человеческой
В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Я ревную о вас ревностью Божиею».
О ревности Божьей и человеческой — протоиерей Максим Горожанкин.
Что такое ревность Божия и ревность человеческая? Господь любит нас и ревнует в хорошем смысле слова о нашем спасении. То есть его ревность — это забота и усердие о том, чтобы мы спаслись. Спаслись в свободе и любви.
Когда же ревнует человек, то его ревность может застилать все другие чувства. Именно ревность делает этот шаг от любви к ненависти. Мы же должны ревновать, то есть заботиться о том, чтобы нам быть с Богом в мире и любви, и с людьми быть тоже в мире и любви.
Все выпуски программы Актуальная тема