Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
2 Сол., 275 зач., II, 1-12.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская эсхатология, то есть учение о конечных судьбах человека и мира, — это, пожалуй, самый непростой для понимания раздел богословия. Основная сложность здесь заключается в том, что эсхатология вынуждена оперировать теми понятиями, которые выходят за пределы обычной человеческой жизни, у эсхатологии своя терминология, и во многом эта терминология обусловлена отрывком из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6 И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
Апостол Павел, написав своим адресатам, чтобы они не верили лжеучителям, которые проповедуют скорое Второе Пришествие Христово, изложил и апостольское учение о Втором Пришествии.
Давайте рассмотрим основные пункты этого учения, но не будем забывать, что относительно него блаженный Августин написал очень важные и значимые слова, которые звучат так: «Признаюсь, я не понимаю этих слов». Мы не станем делать вид, что наши интеллектуальные способности превосходят способности блаженного Августина, и затронем лишь те пункты павловых размышлений, которые не представляют особого труда для понимания.
Во-первых, Второго Пришествия не будет, пока не явится некий человек, которого многие станут считать Богом, этот человек займёт место Бога в храме, и здесь нам стоит вспомнить, что под словом «храм» апостол Павел понимал лишь храм в Иерусалиме, разрушенный в 70-е годы I-го века по Рождестве Христовом.
Далее апостол упомянул некую «тайну беззакония», которая «уже в действии». Некоторые русские переводы предлагают менее таинственное прочтение этого места, к примеру, такое: «Правда, сила беззакония уже действует, хотя и скрытно пока». В этой редакции понять мысль апостола Павла значительно проще, ведь речь здесь идёт о той силе, которая противится заповедям Христовым, и ощущает её в себе самом любой живущий по Евангелию человек. Однако пока что эта сила не стала всеобщим законом, хотя, конечно, она и стремится им стать, и мы знаем, что в некоторых сообществах общественные нормы и государственные законы иногда становятся чем-то прямо противоположным евангельским словам Спасителя.
Здесь же апостол Павел написал и о некоем «удерживающем». Однозначного понимания, кого именно имел в виду апостол, попросту не существует, а потому то именно эта павлова мысль является предметом многочисленных спекуляций. Существует как минимум пять возможных пониманий этого слова: римский император, некий иной правитель, поддерживающий справедливый порядок, Святой Дух, Спаситель и сам апостол Павел. У каждого из этих пониманий есть своя аргументация, однако из самых общих соображений понятно, что речь здесь не может идти о каком-либо человеке, ведь со времени написания апостолом этих слов сменилось множество поколений, но Бог по-прежнему позволяет видимому миру существовать.
Наиболее логичным, если, конечно, логика может быть здесь подходящим инструментом, кажется предположение, что у апостола речь идёт о Духе Святом. Пока Дух живёт в Церкви, пока Он освящает нас, наставляет и поддерживает, никакое зло не сможет распространиться настолько, что человечество утратит дальнейший смысл своего существования. Однако Дух можно изгнать из нашей жизни грехами, не грехами каких-то абстрактных злодеев, а нашими собственными, следовательно, есть только один доступный человеку метод спасения мира, и этот метод полностью совпадает с методом очищения своей души от грехов и страстей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Символ веры — история распространения». Петр Пашков
У нас в студии был старший преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о том, как в Символе вере была сформулирована основа православного вероучения, как этот текст распространялся в Византии и на Западе, как стал залогом единства Церкви и почему в западных странах Символ веры всё-таки был изменен.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Любовь к Родине». Протоиерей Марк Ермолаев, Елена Ляпичева
У нас в гостях были председатель отдела Московской митрополии по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Марк Ермолаев и режиссер Елена Ляпичева.
Мы говорили о том, как в людях из поколения в поколение передается любовь к Родине, почему уважение к предкам и родной земле важно воспитывать, в том числе через кино, а также разговор шел о служении священников в зоне военных действий.
Все выпуски программы Светлый вечер