Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
8 декабря. О гражданстве в Царствии Небесном
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу».
О гражданстве в Царствии Небесном — священник Родион Петриков.
В земной жизни иметь гражданство и прописку очень важно. Это дает не только чувство дома, но и внутреннее ощущение, что ты здесь свой и свой среди своих.
Апостол Павел обращается к христианам и дает совершенно новое понимание своего места в мире. «Вы не чужие для Бога и Его святых, а свои — Господу и Его людям». Ты, христианин, не пришелец на земле, который брошен в лабиринт временной жизни без подсказок и сопровождения, без возможности приблизиться к небу. Нет, ты — коренной житель Небесного Отечества, законный гражданин благодатного Царства Христа. А все христиане — это возлюбленные чада и наследники, имеющие духовный паспорт с небесной пропиской в уготованных Христом обителях.
Подобно тому, как народ, желавший мира с Римом, собрав дары, приходил к вечному городу и его принимали как римских граждан, так и любой, принимающий веру христианскую, становится согражданином святых и своим Богу. Самопонимание христианина — это видение себя гражданином, которому даровано право жить в небесном граде Иерусалиме, там, где всех нас ждут с любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О подвиге Преподобного Петра Галатийского
Сегодня 8 декабря. День памяти Преподобного Петра Галатийского, Молчальника.
О его подвиге — протоиерей Андрей Ефанов.
В совсем юном возрасте преподобный Петр оставляет родителей, чтобы уединенно подвязаться в пустынном месте близ Галатии. Пищей ему был простой хлеб, а питьем — вода. И пребывая в непрестанных молитвах и строгом посте, Петр сподобился дара чудотворения, исцелял многие болезни и изгонял демонов и одержимых бесами.
Предстал пред Богом преподобный Петр в преклонном возрасте. По различным данным, то ли в 90, то ли в 99 лет.
Самый известный случай исцеления связан с историей одной женщины, которая пришла к преподобному в яркой одежде и с макияжем. Святой обличил женщину и, вызвав у нее глубокое раскаяние, исцелил от болезни глаз.
Современное общество относится к макияжу как к необходимому атрибуту внешнего вида женщины. В связи с этим, не лишним будет вспомнить слова преподобного Петра Антиохийского: «Думая, что телу не хватает необходимого, вы обвиняете Творца в некоторого рода бессилии».
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О художественном таланте как даре Божьем
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О художественном таланте как даре Божьем — протоиерей Артемий Владимиров.
Художники Леонардо да Винчи и Микеланджело, Веласкес и Гойя, Карл Брюллов и Венецианов, Левитан и Поленов — это люди, отмеченные высоким талантом, при том, что у каждого свой предмет живописи, свой неповторимый, незабываемый стиль. Между тем, сегодня мне хочется поздравить и иконописцев, ведь и они, в первую очередь они, призваны отпечатлевать по законам иконописного искусства горний мир. И между иконописцами и земными художниками-реалистами есть определенная граница, потому что у каждого из них есть свой язык, свои приемы, свои изобразительные средства. Но согласимся в одном — высокое художество, как мы сказали, должно пробуждать чувство прекрасного в человеческом сердце, отрешать душу от земной суеты и побуждать человека, созерцателя художественного произведения, искать ответы о смысле бытия, конечно, в горнем мире, отражением которого служат прекрасный пейзаж и человеческое лицо, и даже натюрморт, запечатлевающий красоту Божьего творения.
Все выпуски программы Актуальная тема