Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Дядя Андрей, а почему Вятский художественный музей, в котором мы с тобой находимся, назван в честь братьев Васнецовых?
— Тому есть много причин, Паша. Во-первых, замечательные художники, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, родом из здешних мест. Они появились на свет в селе Лопьял неподалёку от Кирова — это современное название Вятки. Во-вторых, музей был открыт в 1910 году по инициативе братьев. А в-третьих, здесь обширная коллекция их работ. И практически каждая картина несёт уникальную информацию о своём авторе.
— Ну уж и каждая! Вот это полотно, например — «Боярышня», что может рассказать о Викторе Васнецове? Просто красивый портрет девушки в старинном русском костюме.
— Просто, да непросто, племянник. И картина «Боярышня» — знаковая в творчестве живописца.
— Знаковая?
— Именно так. Она была написана в 1884 году. В этот период в творчестве Виктора Васнецова рождался особый стиль.
— Какой?
— Былинный. С витязями, богатырями, царевнами, путешествиями на ковре-самолете и на сером волке.
— А мне казалось, что у Виктора Васнецова все картины такие — сказочные.
— Вовсе нет. Когда художник окончил Санкт-Петербургскую академию художеств в 1875 году, он участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок. И работал в манере передвижников — отображал остросоциальные сюжеты. Свою, уникальную манеру письма он нашёл после того, как переехал в Москву в 1878 году.
— А почему в Москве художник вдруг стал писать иначе?
— Виктор Михайлович часто бывал в доме московского мецената Саввы Мамонтова, гостил подолгу в его подмосковном имении Абрамцево. Там собирались почитатели русской старины, энтузиасты, стремившиеся к возрождению древних отеческих традиций.
— И общее настроение наложило отпечаток на творчество Васнецова?
— Это произошло постепенно. А на картине «Боярышня» можно проследить переход от одного стиля к другому.
— Как это?
— А вот, смотри. С одной стороны, темноглазая девушка с пухлыми губами изображена с фотографической точностью. В детальной скрупулёзности узнаётся подход передвижников к работе. А основной акцент Васнецов сделал на расшитую жемчугом и бисером корону-кокошник, парчовый платок.
— Пышные одеяния красавицы создают образ сказочной царевны!
— А картину переводят из разряда реалистичной живописи в фольклорную плоскость. В облике Васнецовской боярышни дышат предания старины глубокой.
— А ты не знаешь, кто художнику позировал для портрета?
— Моделью Виктору Михайловичу служила дочка Саввы Мамонтова, Вера. Та самая, что известна как девочка с персиками с картины другого участника абрамцевского кружка, Валентина Серова. Давай-ка я найду тебе эту работу в интернете. Вот, сравни.
— Ух ты, удивительно! Портреты такие разные по стилю, но взгляд девушки легко узнаётся — прямой, строгий, серьёзный.
— Целомудренный. «Боярышня» Виктора Васнецова — воплощение образа девицы в свете православных традиций. А Вера Мамонтова росла среди людей, которые эти традиции стремились сохранять и развивать. И в её душе отозвались вечные, непреходящие ценности.
Картину Виктора Васнецова «Боярышня» можно увидеть в Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых, в городе Кирове.
Все выпуски программы: Краски России
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов