Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Распутица... Ты, Андрей, задумывался, какое это слово выразительное? Я вот только сейчас, перед одноимённым полотном Алексея Саврасова в Волгоградском художественном музее. Вроде и есть путь, да расстроенный, размытый. И не понятно, как идти, дойдёшь ли.
— У картины «Распутица» не только название меткое, она сама удивительная! На первом плане грязь, бездорожье. Начало весны, снег начал таять, и укатанный снежный тракт между сёлами развезло. А смотришь — свежестью веет, и на душе светлей.
— Наверное, потому что художник щедро подсинил снежные просторы. Так хозяйки раньше бельё синили, чтоб оно чище смотрелось. Сумерки молочной дымкой укутали берёзовую рощу. То ли утро, то вечер — не поймёшь.
— И кажется, что некуда спешить. Да и невозможно в такую распутицу. Время замереть, задуматься о важном.
— О чём, например?
— О душе, о вечности, о Боге. Алексей Саврасов подсказывает нам это — видишь, храм виднеется на горизонте?
— Какая-то маленькая сельская церквушка?
— Не такая уж она и маленькая, просто здесь показана издалека. Это храм Покрова Богородицы в Филёвском парке. Он построен ещё в семнадцатом веке и сохранился до сих пор. Настоящая архитектурная жемчужина — фасады у церкви нарядные, словно кружевами оплетённые.
— Я знаю этот храм, бывал там уже после реставрации в 2023 году. Вокруг него городская застройка! А у Саврасова на картине — сельские пейзажи.
— В состав Москвы Фили вошли в 1931 году. А в 1894-ом, когда художник писал свою «Распутицу», там была деревня Покровское-Фили.
— Саврасов жил там?
— Несколько лет. Алексея Кондратьевича приютил хозяин поместья, дворянин Павел Шелапутин. Он был глубоко верующим человеком, много лет оставался старостой Покровского храма. И щедро помогал всем нуждающимся.
— Погоди, а Саврасов что, тоже нуждался? Ему требовался приют?
— К сожалению, это так. На момент написания картины «Распутица» Саврасову было шестьдесят четыре года. К этому времени художник совершенно обнищал. Его подкосила череда несчастий.
— Несчастий? Каких?
— Он похоронил троих детей, потерял любимую работу преподавателя Московского училища живописи, постепенно утрачивал зрение. И в целом здоровье его становилось всё хуже. Пройдёт всего три года, и Саврасов умрёт в больнице для бедных. «Распутица» — одна из последних его работ.
— Получается, что эта картина — исповедь художника? Признание, что он потерял путь?
— Исповедь — это ты хорошо сказал. В своей работе «Распутица» Алексей Саврасов, действительно, как будто подводит горький итог своей жизни. Но при этом он не отчаивается! Светлая дымка берёзовой рощи, синие отблески неба на белом снегу, храм на горизонте — приметы смиренной надежды. Веры в то, что милосердный Господь всё управит ко благу.
Картину Алексея Саврасова «Распутица» можно увидеть в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Ильи Машкова
Все выпуски программы: Краски России
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема