1 Сол., 268 зач., III, 9-13.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Люди, смотрящие на христианство со стороны, часто задают вопрос: какой прок от вашей веры для всех остальных? Разве вы относитесь к неверующим или представителям других религий с любовью? Более того, этот вопрос иногда стоит перед самими верующими. Ответ на него звучит в отрывке из 3-й главы Первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам. Давайте его послушаем.
Глава 3.
9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,
10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?
11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.
12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,
13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
Человек, который более-менее знаком с евангельским текстом, помнит, как Христос обличал иудеев за то, что они любят тех, кто любит их самих. Конечно, проблема была не в том, что сама по себе эта любовь была излишней. Это было хорошо, что они любили родственников, членов своих семей, соотечественников, но дальше их любовь не распространялась. Она была естественной, но для этого не надо было быть иудеем, находиться в завете с Богом и духовно трудиться. Обличения Христовы у нас на слуху, но сами мы обычно остаёмся на таком же уровне, с любовью относясь либо к тем, кто в нашем окружении её заслуживает, либо к тем, кого мы толком не знаем. Последних мы любим издалека, такой любовью, которая довольно сложно конкретизируется и легко испаряется в реальном общении.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел благодарит Бога за Фессалоникийскую общину, которая преуспевает в христианской жизни. При этом он же молится о том, чтобы ученики были исполнены и преисполнены любовью друг ко другу и ко всем, понимая под всеми остальными нехристиан. Но что же значит эта молитва?
Во-первых, из этой молитвы ясно, что всякая подлинная любовь не может родиться в сердце человека без помощи Божией. Радуясь о том, что ученики духовно растут, апостол Павел не просто призывает их к любви, но молится Богу, понимая, что христианская любовь — это дар.
Обычная чувственная любовь возможна в семье, в дружеской компании, она вложена в нашу человеческую природу и для того, чтобы её испытывать не обязательно быть верующим. Однако в церковной общине встречаются формально чужие друг другу люди и оказываются призваны относиться друг ко другу с любовью. Единственное, что их первоначально объединяет, — это ответ на зов Божий, который они услышали каждый в своё время и в своих обстоятельствах. Они приходят в храм, знакомятся и учатся жить общей жизнью: молиться друг за друга, тратить друг на друга время и силы... И во всём этом они просят поддержки у Бога, Который через благодать таинств, через Священное Писание в ответ на их молитву, даёт им силы поступать по любви. О такой любви можно много рассуждать, можно к ней призывать, но её невозможно породить в сердце собственными силами, её даёт Сам Бог, и мы учимся ей в Церкви, которая оказывается для нас школой.
После любви христиан между собой, апостол молится о любви христиан ко всем. Эта любовь ко внешним вторична по сравнению с любовью к верующим как к братьям и сестрам. Но вторична не в смысле меньшей значимости или второсортности. Ни в коем случае. Она вторична в том смысле, что, не научившись любить тех, кто близко, не сумеешь любить по-настоящему тех, кто далеко. В Церкви любви должна помогать совместность, ведь люди объединены общей верой, надеждой, молитвой и многим другим. Гораздо сложнее любить тех, с кем не совпадает мировоззрение, не совпадают цели и средства их достижения. Любить, несмотря на отсутствие любви в ответ.
Кто-нибудь спросит: где всё это в реальной церковной жизни? Где любовь к чужим, если мы и своих-то любить не умеем? Ответ прост: всё это в первую очередь должно быть хотя бы целью, ведь если правильно сформулировать цель, больше вероятности к ней прийти, а уж с помощью Божией и подавно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Музыка и вера». Юрий Постарнаков, Андрей Зверев
У нас в гостях были участники музыкальной группы «После одиннадцати» Юрий Постарнаков и Андрей Зверев.
Мы говорили о музыке и вере, об истории группы и о том, как в своем творчестве наши гости используют традиции русской народной музыки.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Реабилитация и поддержка зависимых». Алексей Лазарев, Константин Мельников
У нас в гостях были представители православного центра «Реабелитация Лайв»: руководитель центра и руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Алексей Лазарев и выпускник центра Константин Мельников.
Наши гости поделились, как они начали помогать страдающим наркотической или алкогольной зависимостями, почему такую зависимость трудно распознать в себе и трудно преодолеть, каким образом осуществляется поддержка и помощь зависимым как в специальных центрах, так и онлайн, каково значение духовного руководства для тех, кто проходит реабилитацию, а также что можно посоветовать страдающим от зависимостей людям и их близким.
Все выпуски программы Делатели