Здравствуйте, сегодня великий праздник Православной Церкви – Успение Божией Матери. С вами протоиерей Павел Великанов.
Иностранец, посещающий Россию и её главные святыни, невольно задаётся вопросом: а почему здесь так много храмов, посвящённых именно Успению Божией Матери? Ведь главные и самые величественные храмы государства почему-то были построены именно в честь этого праздника? В Московском Кремле, Троице-Сергиевой лавре, Псково-печерском монастыре – да и не перечислить всех монастырей, храмов, церквей и соборов на Руси, посвящённых Успению!
Ответ вполне очевиден. И дело здесь не только в сильной любви русского народа к Пречистой Деве, Которая всегда была по-особому близка и дорога нашему человеку. Её Успение – это живое свидетельство того, что смерти на самом деле больше уже нет, смерти как страшного и неизбежного финала жизни, за которым – пустота и небытие, или же мрачный и безнадёжный ад. Именно поэтому Церковь день завершения земной жизни Богородицы именует не смертью, а успением: теперь это не более чем переход из временного состояния – в вечное, уже не подверженное действию перемен, болезней и скорбей: ведь именно Пречистая стала первым человеком, во всей полноте воспринявшей спасительные плоды Христова Воскресения! Не только Её душа, но и само пречистое Тело Богородицы вознеслось на небеса и теперь находится рядом со Христом – Сыном Её – в Царстве Божием.
Какие удивительные, радостотворные песнопения мы слышим в храмах сегодня! Пречистая Дева не умирает, но уходит к Своему Божественному Сыну – и теперь у нас есть самая главная Ходатаица и Заступница усердная, Которая Своей любовью покрывает наше непотребство, Которая Своей материнской рукой удерживает грозную десницу Сына Своего от давно положенного нам наказания, Которая Своим незримым присутствием вдохновляет каждого христианина быть верным в любви, вере и самоотречении. И всё это – вовсе не плод какого-то философствования: здесь перед нами во всей красе предстаёт религиозная практика, сама живая жизнь христианина, когда именно молитвы Пречистой оказываются услышаны в первую очередь, когда Её предстательство и помощь становятся настолько очевидными, что игнорировать Её близость к верующим уже просто невозможно.
Успение – главный праздник Божией Матери, славный итог Её непорочной жизни. Невозможно не восхищаться Её безграничной преданностью Богу, бездне Её кротости и смирения, силе Её веры, мужеству Её сердца. То, что перенесла Она – жестокую насильственную смерть Своего Возлюбленного Сына – несоизмеримо ни с какой даже самой страшной трагедией человеческой жизни. Но Она не сломалась, не поддалась отчаянию, Её любовь и верность Богу были поистине безграничны – и поэтому кому, как не Ей, знать, что такое боль и скорбь, нужда и потеря близких! К Ней и обращаются каждый день наши мольбы, от Неё мы и ожидаем поддержки и помощи – ведь отныне мы уже не сироты, у нас есть Мать – для Которой мы всегда останемся любимыми и малыми детьми, в каком бы возрасте мы ни находились!
Пресвятая Богородице, спасай, заступай нас, грешных, и никогда не разлучайся от нас – молим Тебя, Пречистая!
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.