
Я помню, как училась ходить моя старшая дочка. Первые самостоятельные шаги Даша сделала очень рано, в восемь месяцев, восторженно засмеялась и сразу побежала. Дистанции были коротенькими: от кресла к дивану, от дивана к креслу. Но бежала бегом!
Не прошло и недели, как девочка упала на бегу и сильно, до синяка, ударилась. Поплакала, успокоилась с моей помощью и прочно уселась. Даже мои попытки водить её за ручку она отвергала. Сидела спокойно и занималась своими игрушками. А ближе к году встала и пошла. Внимательно так, не торопясь.
Примерно так же я училась молиться, придя в церковь. С удивлением узнав об обязательных молитвенных правилах, отпечатанных в молитвословах, я с необыкновенным рвением принялась их осваивать. Молилась ли я при этом? Сильно сомневаюсь. Скорее, просто прочитывала предложенный универсальный объём текстов, не очень для меня тогда понятных. Прибавляла к ним каноны, акафисты, молитвы на разные случаи разным святым... Происходило это за счёт сна и в полном смысловом тумане. Но я думала: так нужно делать, если я человек церковный.
И однажды поняла: больше не могу. У меня был довольно сложный быт, много хлопот с детьми, а такое большое молитвенное правило не приводило к укреплению веры, скорее наоборот. Я систематически недосыпала, выматывалась, и в душе постепенно рос протест: да кому нужны эти сотни строчек одних и тех же молитв, которые я читаю каждый день? Вернее, каждую ночь...
Хорошо, что я не перестала тогда ходить в церковь и поделилась своим недоумением с батюшкой. «А как ты молишься?» — спросил он. В ответ мне впервые пришлось рассказать священнику не только о том, как я молюсь, но и как живу. И меня ждала череда открытий. Во-первых, оказалось, что короткие искренние воздыхания в течении дня — «Господи, помилуй!», «Помоги мне, Господи!» — гораздо ценнее, чем автоматическое чтение текстов через силу. Во-вторых, тексты в молитвослове — это именно молитвы, обращения ко Господу, к Божией Матери, написанные святыми, и мы имеем замечательную возможность присоединиться сердцем к этим словам. Разве же можно читать их просто так, для галочки, для того лишь, чтобы было прочитано?
И ещё батюшка посоветовал мне выбирать время для молитвы пусть недолгое, но спокойное. Правило осваивать постепенно. И сверх меры пока ничего не брать. Никаких акафистов в полусне...
Как давно это было. Сейчас понимаю, что побежала я бегом и шлёпнулась, как моя Дашка. Чтобы потом уже действительно войти в ритм молитвы... На это ушли годы.
И ещё один вывод, вдруг да и пригодится кому: нельзя начинать свою жизнь в церкви без духовного наставника, без настоящего контакта со священником. По первости-то я выбирала, где очередь на исповедь покороче, да перечисляла батюшке грехи по списку, кратенько. То в одном храме, то в другом... А дома маялась над молитвословом. Вот так нельзя категорически. Священники на то и есть, чтобы нас за ручку водить, чтобы видеть — так ли идём, туда ли. И чтоб мы, не дай Бог, не расшиблись.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Сохранение семьи». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был протоиерей Фёдор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.
Разговор начался с размышлений о причинах разрушения семьи и привёл к рассуждению о том, как сохранить брак по-христиански. Отец Фёдор говорил, что любовь — это не чувство, а воля отдавать себя другому, и что именно труд, терпение и общая молитва позволяют супругам проходить трудности вместе.
Прозвучала мысль, что венчание — это не обряд, а начало пути, в котором каждый день — служение. Гость напомнил, что в браке важно не искать, кто прав, а уметь быть рядом, покрывать и прощать. Он привёл пример женщины, которая долгие годы ухаживала за парализованным мужем, и назвал её счастливой в служении. Сам он сказал: «Я приезжаю домой, как в рай», — так он видит свою семью после 33 лет брака.
Отец Фёдор говорил о заблуждениях, когда люди обращаются к психологии без Евангелия. Он подчеркнул, что в основе брака — молитва, любовь и работа над собой.
Этот выпуск — о пути супругов, о борьбе за единство и о том, как любовь становится делом всей жизни.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час