Я помню, как училась ходить моя старшая дочка. Первые самостоятельные шаги Даша сделала очень рано, в восемь месяцев, восторженно засмеялась и сразу побежала. Дистанции были коротенькими: от кресла к дивану, от дивана к креслу. Но бежала бегом!
Не прошло и недели, как девочка упала на бегу и сильно, до синяка, ударилась. Поплакала, успокоилась с моей помощью и прочно уселась. Даже мои попытки водить её за ручку она отвергала. Сидела спокойно и занималась своими игрушками. А ближе к году встала и пошла. Внимательно так, не торопясь.
Примерно так же я училась молиться, придя в церковь. С удивлением узнав об обязательных молитвенных правилах, отпечатанных в молитвословах, я с необыкновенным рвением принялась их осваивать. Молилась ли я при этом? Сильно сомневаюсь. Скорее, просто прочитывала предложенный универсальный объём текстов, не очень для меня тогда понятных. Прибавляла к ним каноны, акафисты, молитвы на разные случаи разным святым... Происходило это за счёт сна и в полном смысловом тумане. Но я думала: так нужно делать, если я человек церковный.
И однажды поняла: больше не могу. У меня был довольно сложный быт, много хлопот с детьми, а такое большое молитвенное правило не приводило к укреплению веры, скорее наоборот. Я систематически недосыпала, выматывалась, и в душе постепенно рос протест: да кому нужны эти сотни строчек одних и тех же молитв, которые я читаю каждый день? Вернее, каждую ночь...
Хорошо, что я не перестала тогда ходить в церковь и поделилась своим недоумением с батюшкой. «А как ты молишься?» — спросил он. В ответ мне впервые пришлось рассказать священнику не только о том, как я молюсь, но и как живу. И меня ждала череда открытий. Во-первых, оказалось, что короткие искренние воздыхания в течении дня — «Господи, помилуй!», «Помоги мне, Господи!» — гораздо ценнее, чем автоматическое чтение текстов через силу. Во-вторых, тексты в молитвослове — это именно молитвы, обращения ко Господу, к Божией Матери, написанные святыми, и мы имеем замечательную возможность присоединиться сердцем к этим словам. Разве же можно читать их просто так, для галочки, для того лишь, чтобы было прочитано?
И ещё батюшка посоветовал мне выбирать время для молитвы пусть недолгое, но спокойное. Правило осваивать постепенно. И сверх меры пока ничего не брать. Никаких акафистов в полусне...
Как давно это было. Сейчас понимаю, что побежала я бегом и шлёпнулась, как моя Дашка. Чтобы потом уже действительно войти в ритм молитвы... На это ушли годы.
И ещё один вывод, вдруг да и пригодится кому: нельзя начинать свою жизнь в церкви без духовного наставника, без настоящего контакта со священником. По первости-то я выбирала, где очередь на исповедь покороче, да перечисляла батюшке грехи по списку, кратенько. То в одном храме, то в другом... А дома маялась над молитвословом. Вот так нельзя категорически. Священники на то и есть, чтобы нас за ручку водить, чтобы видеть — так ли идём, туда ли. И чтоб мы, не дай Бог, не расшиблись.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Василий Суриков. «Монах»
— Дядя Андрей, а чем тебе так нравится Омский художественный музей?
— О, Паша, это крупнейшая в Сибири сокровищница русской живописи! Здесь есть уникальные полотна, настоящие жемчужины. Например, вот это произведение Василия Сурикова — картина «Монах». Её передали в Омск из фондов Третьяковской галереи в тридцатых годах двадцатого века.
— А в чём уникальность полотна? Выглядит оно скромно. Небольшое по размеру... Не больше полуметра в высоту. Ни красочностью не отличается, ни ярким сюжетом. Просто погрудный портрет.
— Уникальность картины уже в том, что подобных немного в творчестве художника. Суриков больше известен как автор больших жанровых полотен, которые из-за насыщенного колорита некоторые критики называли парчовыми коврами. Помнишь его шедевры — «Боярыня Морозова», «Утро Стрелецкой казни», «Взятие снежного городка»? А тут сдержанная гамма.
— Верно. Профиль монаха изображён на рыжевато-коричневом фоне, в контрастном обрамлении чёрной одежды. Глухой ворот монашеской рясы, высокий головной убор. Кстати, как он называется?
— Клобук. Сзади к нему прикреплено длинное покрывало. На картине оно создает эффект беспросветной темноты за спиной монаха.
— А сам он устремлён в противоположную, светлую сторону.
— В облике молодого мужчины действительно видна устремлённость. Тонкий, с горбинкой, нос делает профиль орлиным, пристальный взгляд небольших серых глаз выражает спокойную сосредоточенность. И художник подсказывает нам, к чему монах стремится.
— Как подсказывает?
— С помощью цветовых рефлексов. Так называется отражение в изображённом объекте того, что его окружает. Мы видим голубые блики на виске монаха, синеватый ореол вокруг черного клобука — словно отсветы неба. Пусть его не видно на картине, но оно — важная часть жизни персонажа.
— Ты говоришь о небе в философском смысле?
— Да, в образном. Прекрасный лазурный купол, простирающийся над землёй, с незапамятных времен служит человечеству символом пространства, в котором обитает Бог. И цель жизни монаха — Царствие Небесное.
— Но ведь Царствие Небесное доступно человеку только после смерти. Как можно ставить себе цель за гранью земного существования?
— Царство Божие, Паша — это жизнь в той полноте, которая только возможна. И прикоснуться к нему можно уже здесь, на земле. Помнишь, Христос в Евангелии сказал: «Царство Небесное внутри вас суть».
— И чтобы его достичь, монахи отказываются от земных радостей?
— Я бы сказал, от развлечений, которые опустошают душу. Подвижники ограничивают себя в удовольствиях, чтобы сосредоточиться на важном. На главном. На общении с Богом. Ведь именно Он — источник подлинной радости.
— Дядя Андрей, а известно, кто послужил прототипом для картины «Монах»?
— Нет, неизвестно. Да это и неважно, Паша. Василий Суриков написал портрет монашества, как явления. Создал образ святого труда, в котором обретается свет вечности.
Картину Василия Сурикова «Монах» можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля.
Все выпуски программы: Краски России
Деточка, иди учиться. Евгения Ульева
Однажды много лет назад я получила странное благословение от своего духовника старца Илия: «Деточка, иди учиться». Сначала я даже растерялась: «Куда идти учиться?» Ведь мне было уже 35 лет, я была многодетная мама. Пятеро маленьких детей. Высшее техническое образование я уже получила к тому времени, успела проработать несколько лет и уйти в длительный декрет, рожая детей одного за другим.
Старец благословил идти учиться богословию. Я даже не знала тогда, что есть такая дисциплина — теология. Богословие в переводе на русский язык. Но будучи послушной воле своего любимого старца, я стала искать такую возможность.
Через год поступила в православный университет на второе высшее богословское образование. И долгих четыре с половиной года училась там, получая невероятное удовольствие. Я смогла родить параллельно еще детей, и закончила университет мамой уже восьмерых малышей.
Во время обучения происходило столько чудес, что у меня не оставалось сомнений — это Божья воля.
Сейчас по прошествии пятнадцати лет, я понимаю, насколько мудро и прозорливо было батюшкино благословение. Учеба дала мне возможность развиваться духовно, отвлечься от тяжелых и однообразных будней многодетной мамы. Я могу спокойно и глубоко отвечать на все многочисленные вопросы, которые возникают у моих детей.
Богословское образование изменило и мою духовную жизнь. Появилась глубина, молитва, желание узнавать новое. Я не перестаю удивляться красоте Православия.
Огромный дар получили мы от Христа. Любой православный христианин обладает несметным сокровищем веры. Главное — изучать ее, укреплять, развиваться, учиться, просвещаться! Если уж такой загруженной многодетной маме, как я, Господь помог это сделать, у вас получится обязательно. Главное ищите прежде Царство Небесное, а остальное приложится. Это кто сказал?
Автор: Евгения Ульева
Все выпуски программы Частное мнение
Чудесное примирение. Нина Юркова
Однажды я поссорилась с близкой подругой. Начиналось все со спора на несущественную тему, но быстро переросло в жаркую баталию. Когда градус дискуссии повысился до предела, нам обеим стало страшно: а есть ли дорога назад, к дружбе? Мы решили прекратить разговор, и дать друг другу время остыть, а потом уже, если будет желание, вернуться к теме.
Помню, я настолько была на взводе, что хотелось выплеснуть эту энергию в какое-то действие. И я начала энергично гладить белье. Это помогло, и вот уже немного придя в себя, решила включить фильм о святом Иоанне — епископе Шанхайском и Сан-Франциском. В то время я как раз начинала узнавать этого святого, и как раз закончила читать его житие.
Фильм оказался очень впечатляющим: духовные чада Владыки Иоанна делились воспоминаниями об их общении, о его духовной помощи. В какой-то момент в голове промелькнула первая молитва ко святому, даже скорее, мысль: «Эх, Владыка Иоанн! Хоть бы помирил ты нас с Дарьей, сами мы вряд ли справимся!»
Окончив домашние дела, я засобиралась на вечернюю службу. Уже подойдя к храму, услышала из-за дверей стройное пение: «Величаем, величаем тя, святителю отче наш Иоанне, и чтим святую память твою. Ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.» «Интересно, — подумала я — день какого из святых Иоаннов сегодня?!» Зашла в храм.
Народ стоял в очереди к иконе и мощам. Рядом с ковчегом стоял священник, и помазывал тех, кто прикладывался к мощам, освященным маслом. Я оказалась в самом хвосте очереди. Продолжала гадать: какого же из святых Иоаннов сегодня Церковь чествует? Чем ближе подходила к иконе, тем более знакомым мне казался облик святого старца, изображенного на ней. Небольшой рост, архиерейское облачение, и добрый, почти улыбающийся лик. Ну конечно же это Святой Иоанн Шанхайский!
Я в благоговении опустилась на колени, слезы хлынули из глаз. Приложившись к иконе и мощам, получив помазание, вышла из храма. На душе была радость от первой встречи с дорогим святым. А в голове вертелась моя просьба: «Хоть бы ты, владыка Иоанн, нас помирил с Дарьей!».
Я улыбнулась и набрала в телефоне номер подруги. «Слушай, что я тебе расскажу!» — и поведала ей, как попросила святого нас примирить, и что случилось потом. «Ну вот и помирил, получается!» — сказала она, когда я закончила свой рассказ.
С тех пор мы считаем святого Иоанна Шанхайского покровителем нашей дружбы, а в сложных ситуациях молимся ему друг о друге. И знаете, всегда получаем от Владыки помощь и утешение!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение