
Я помню, как училась ходить моя старшая дочка. Первые самостоятельные шаги Даша сделала очень рано, в восемь месяцев, восторженно засмеялась и сразу побежала. Дистанции были коротенькими: от кресла к дивану, от дивана к креслу. Но бежала бегом!
Не прошло и недели, как девочка упала на бегу и сильно, до синяка, ударилась. Поплакала, успокоилась с моей помощью и прочно уселась. Даже мои попытки водить её за ручку она отвергала. Сидела спокойно и занималась своими игрушками. А ближе к году встала и пошла. Внимательно так, не торопясь.
Примерно так же я училась молиться, придя в церковь. С удивлением узнав об обязательных молитвенных правилах, отпечатанных в молитвословах, я с необыкновенным рвением принялась их осваивать. Молилась ли я при этом? Сильно сомневаюсь. Скорее, просто прочитывала предложенный универсальный объём текстов, не очень для меня тогда понятных. Прибавляла к ним каноны, акафисты, молитвы на разные случаи разным святым... Происходило это за счёт сна и в полном смысловом тумане. Но я думала: так нужно делать, если я человек церковный.
И однажды поняла: больше не могу. У меня был довольно сложный быт, много хлопот с детьми, а такое большое молитвенное правило не приводило к укреплению веры, скорее наоборот. Я систематически недосыпала, выматывалась, и в душе постепенно рос протест: да кому нужны эти сотни строчек одних и тех же молитв, которые я читаю каждый день? Вернее, каждую ночь...
Хорошо, что я не перестала тогда ходить в церковь и поделилась своим недоумением с батюшкой. «А как ты молишься?» — спросил он. В ответ мне впервые пришлось рассказать священнику не только о том, как я молюсь, но и как живу. И меня ждала череда открытий. Во-первых, оказалось, что короткие искренние воздыхания в течении дня — «Господи, помилуй!», «Помоги мне, Господи!» — гораздо ценнее, чем автоматическое чтение текстов через силу. Во-вторых, тексты в молитвослове — это именно молитвы, обращения ко Господу, к Божией Матери, написанные святыми, и мы имеем замечательную возможность присоединиться сердцем к этим словам. Разве же можно читать их просто так, для галочки, для того лишь, чтобы было прочитано?
И ещё батюшка посоветовал мне выбирать время для молитвы пусть недолгое, но спокойное. Правило осваивать постепенно. И сверх меры пока ничего не брать. Никаких акафистов в полусне...
Как давно это было. Сейчас понимаю, что побежала я бегом и шлёпнулась, как моя Дашка. Чтобы потом уже действительно войти в ритм молитвы... На это ушли годы.
И ещё один вывод, вдруг да и пригодится кому: нельзя начинать свою жизнь в церкви без духовного наставника, без настоящего контакта со священником. По первости-то я выбирала, где очередь на исповедь покороче, да перечисляла батюшке грехи по списку, кратенько. То в одном храме, то в другом... А дома маялась над молитвословом. Вот так нельзя категорически. Священники на то и есть, чтобы нас за ручку водить, чтобы видеть — так ли идём, туда ли. И чтоб мы, не дай Бог, не расшиблись.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.