
Еф., 220 зач., II, 4-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Дети любят задавать вопрос: для чего существуют животные, растения, а потом, уже в подростковом возрасте, не столько другим, сколько самим себе задают вопрос: для чего существует человек? Или даже так, для чего существую я? Христианский ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 2-й главы послания к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,-
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
В своё время, когда я преподавал культурологию в одном светском университете, случилось мне как-то говорить со студентами о проблеме смысла жизни. Передо мной сидел целый поток - сотни полторы третьекурсников. При этом на задних партах, как это обычно бывает, сидели те, кому лекция была неинтересна, и они пробовали заниматься своими делами. Конечно, можно было бы не обратить на них внимания и, вероятно, в другой раз я бы так и сделал, но в тот момент их поведение показалось мне вызывающим, и я решил задать им прямой вопрос по обсуждаемой теме: «Поднимите руку, кто к третьему курсу уже задумывался о смысле жизни?» Большая часть сидящих руку подняли, но процентов 15-20 ответили на тот же вопрос отрицательно, чем совершенно меня обескуражили, и я решил задеть их за живое. Я сказал: «Те, кто не задумывался о смысле жизни, – свободны. Если вы к 20 годам не думали, для чего живёте, нам не о чем с вами разговаривать. Идите болтайте и развлекайтесь в другом месте». Кто-то вышел, кто-то оказался этим задет и остался, чтобы послушать, о чём будет речь… Убеждён, что в итоге жизнь всё равно поставила перед ними вопрос о смысле, и они каждый по-своему были вынуждены на него ответить.
Христианский ответ на вопрос о смысле жизни начинается с уверенности в том, что мы не случайны. Апостол прямо пишет о Боге, который относится к миру с великой любовью. Это значит, что мы можем задумываться о смысле жизни и искать ответы на этот вопрос в книгах, в самих себе, но без Бога окончательных ответов не получим. В этом кроется суть многочисленных святоотеческих высказываний о том, что подлинное успокоение душа человеческая обретает только во встрече с Творцом.
Продолжается христианский ответ пониманием того, что Бог, сотворивший нас сообразными Себе, ожидает, что мы будем действовать в мире так же, как Он. И если Бог благ – главным содержанием нашей жизни должны быть добрые дела, которые выражают наше созвучие с Ним. Причём добрые в самом широком смысле слова – добрым может быть обучение, доброй может быть работа, направленная на благо других людей. Добрыми могут быть отношения. Даже самые короткие – с рядом стоящим в транспорте человеком, с продавцом в магазине. Мы не придаём значения подобным вещам, а ведь они наполнены содержанием, из которого в итоге и складывается наша жизнь. От нас зависят не только наши достижения и наша репутация, но и атмосфера, в которую попадают люди, пересекающиеся с нами по жизни. И эта атмосфера должна быть доброй. Наконец, последнее, что важно в христианском ответе на вопрос о смысле жизни. Понимание того, что самостоятельно исполнить поставленной задачи мы не можем. Бог предназначил нам исполнять добрые дела, но зная о нашей немощи, Он, по словам апостола Павла, спасает нас не по заслугам, а по благодати. Бог приходит, чтобы помочь нам на этом пути. Он ведёт себя как истинный отец, и нам стоит осознать себя Его детьми.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 184 зач., VII, 10-16

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Печаль, как известно, бывает разной: она может быть одной из восьми главных страстей, а может быть и спасительным покаянным чувством. В первом случае печаль способна погубить человека, а без второго вида печали невозможно обрести спасение. О печали нам сегодня предлагает задуматься звучащий во время литургии в православных храмах отрывок из 7-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте послушаем эти слова Нового Завета.
Глава 7.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.
14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною;
15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.
Апостол Павел направил в Коринф строгое обличительное послание. Мы понимаем, что реагировать на строгое обличение можно как минимум двумя способами: можно его принять и попытаться исправиться, а можно начать возмущаться и оправдываться. Практика показывает, что нам свойственно чаще предпочитать второй вариант реакции на обличения.
Коринфяне же избрали первый вариант, они с любовью приняли павлова посланника Тита, и сделали правильные выводы из павлова послания. Такая реакция дала возможность апостолу похвалить своих адресатов: «Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения» (2Кор. 7:11).
Говоря добрые слова о коринфянах, апостол Павел не забыл упомянуть очень важное правило духовной жизни, которое в дальнейшее истории Церкви было тщательно осмыслено аскетами: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор. 7:10). Апостол Павел, а вслед за ним и вся христианская аскетическая традиция не говорят о том, что печаль вредна сама по себе, более того, если продолжить мысль святого апостола, то станет ясно: невозможно обрести спасение, если не будет упомянутой Павлом «печали ради Бога». Такая печаль — это очень светлое чувство, оно само по себе омывает грехи человека, оно просветляет ум и указывает направление дальнейшего движения духовной жизни. В «печали ради Бога» нет собственно печали, это, скорее, радость от осознания собственных ошибок, и, самое главное, от понимания тех действий, которые необходимо совершить для их исправления. Такая печаль похожа на радость нашедшего правильную дорогу путника.
Однако бывает и иначе. Бывает, что печаль гнетёт, она не исправляет, а, напротив, загоняет человека в тупик, эталонный пример такой печали — это участь бывшего апостола Иуды, он, как мы помним, вместо обращения к Богу решил замкнуться в себе, и это привело его к гибели. История Иуды нам подсказывает и путь борьбы с уничтожающей нас печалью: её стоит открыть Христу, и Он найдёт способ превратить орудие мучения в орудие спасение, так, как Он сделал это с тем Крестом, на котором был распят.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Жителям разрушенного села в Курской области нужна поддержка

Радио ВЕРА вместе с фондом «Мои друзья» помогает людям из Курской области, которые лишись своих домов в результате боевых действий. В фонд за поддержкой обратились жители разрушенного села Мартыновка. Сегодня все они стараются устроиться на новом месте. Им буквально по крупицам нужно всё собирать заново — вещи, посуду и многое другое.
И даже в таких трудных обстоятельствах люди не отчаиваются, находят силы и время заботиться о ближних и активно помогать фронту. Сельчане ремонтируют машины нашим бойцам, передают им овощные заготовки, а ещё поддерживают госпитали и проводят благотворительные концерты для жителей Курской области в пунктах временного размещения.
Но этим сильным духом людям и самим важна поддержка. Не так давно фонд «Мои друзья» отправил в Курск бытовую химию. И эту помощь жители разрушенного села Мартыновка получали с большой радостью. А сейчас им необходимы наборы кухонной утвари — то, без чего невозможно представить наш быт. Это столовые приборы, тарелки, чашки и многое другое.
Присоединяйтесь к доброму делу! Сбор на нужные вещи для жителей Курской области открыт на сайте фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отношение к смерти в Новом Завете». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
В день Успения Пресвятой Богородицы мы говорили о том, что известно об этом событии из Писания и Предания, а также о том, как меняется отношение к смерти после Воскресения Христова.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Третья беседа с протоиереем Павлом Карташёвым была посвящена истории и смыслам Успения Богородицы.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер