
Недавно набрел в просторах интернета на фразу преподобного Силуана Афонского, которая звучит так: «Господь есть Свет, и Он просвещает Своих рабов, а те, кто служат врагу, восприняли мрак».
Вот только мрак, о котором говорит этот святой, воспринимается мрачными людьми как свет. В этом заключается известная уловка лукавых духов, — выдавать отблески геенского огня за сияние жизни.
В свое время я сам был поглощен таким соблазном — живи в удовольствие, твори все, чего хочется. Этот принцип наполнял меня страшным куражом и привел к алкогольной зависимости. Лишь спустя почти тринадцать лет удалось от нее избавиться по великой милости Божией.
И одним из ключей к выходу на свет Христов из костра пьянства стало изменение, которое мой самолюбивый ум долгие годы уверенно отвергал. Речь идет о таком качестве, как здоровое недоверие к себе.
Сейчас наоборот модно говорить об уверенности в себе. Говорить, например, на различных психотренингах, где внушают мысль, будто личностного развития не бывает без исключительной опоры на собственные силы. А вот в моей жизни все оказалось наоборот. Именно недоверие к себе стало путем и к раскаянию в совершаемых долгие годы грехах, и к желанию их больше не повторять.
В моем случае аргументы были простыми — уверенное и постоянное следование собственным хотениям довело до несчастья в виде зависимости. Вывод — чтобы стать свободным, надо ... перестать доверять собственным желаниям. Перестать доверять себе. И довериться Богу.
Поначалу такой подход отталкивал меня одним ошибочным рассуждением. Заключалось оно в следующем — не доверять себе означает взращивать в себе чувство неуверенности и тем самым плодить разрушительные для развития личности психологические комплексы.
Но на практике все оказалось ровно наоборот. Главный секрет здесь заключался в том, чтобы перенести опору в жизни со своих помышлений на Бога.
В быту это выглядело так: если мне не хочется идти в магазин за хлебом, то надо обязательно идти, если устал и задумал оставить грязную посуду жене или на утро, обязательно вымой ее сам и сейчас же, если желаешь выспаться воскресным утром, лучше встань и иди в храм на Литургию.
И представьте, что каждое такое, казалось бы, необязательное с обывательской точки зрения преодоление, каждая такая малая жертва чем-то своим оборачивалась для меня обыкновенным, если можно так выразиться, чудом — усталость, которая должна была прибавиться, вдруг отступала, раздражение на судьбу-злодейку испарялось, а отказ от самоугождения оборачивался не потерей, а приобретением в виде приподнятого настроения.
Для кого-то все это может показаться вещами банальными. А для меня это были сокровенные, незаметные окружающим, но, дерзаю полагать, заметные Богу, преодоления. Шаги по воде, которые изменяли мою жизнь, превращали дурманное наслаждение в светлую радость, а нездоровый кураж — в решительные движения души от славы своей к славе Божией.
Так, шаг за шагом, я осознал одну важную истину: доверие Богу — это всегда здоровое недоверие себе. И по-другому увидеть Свет истины и обновиться в нем вряд ли возможно.
Автор: Никита Вятчанин
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема