
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Сол., 266 зач., II, 14-19.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Современный мир живёт в погоне за комфортом. Во всяком случае, в предельной необходимости комфорта (материального и духовного) как залога счастья, пытается убедить нас реклама. Но существуют вещи, которые всё же важнее житейского удобства. К числу подобных можно точно отнести возможность приносить радость людям. Даже жертвуя при этом тем самым пресловутым комфортом. Об этом рассуждает, в частности, апостол Павел в отрывке из второй главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
17 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше.
18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
19 Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
Находясь в стремлении за внешним материальным удобством, мы применяем привычные принципы уже не столько к вещам, сколько к людям. Пытаясь достичь от них комфортного, по нашим представлениям, поведения, мы, по сути, навязываем им своё видение, заставляем окружающих поступать так и не иначе.
Такое поведение прямо противоречит христианскому пониманию человеческой свободы и не слишком далеко ушло от психологии рабства и манипулирования. Ведь, в конце концов, даже с точки зрения обычной человеческой логики меркантильное отношение к людям является, мягко говоря, неблагородным. Но как же тогда нужно относиться к окружающим? Как выглядит христианский подход в данном случае? Помочь разобраться с этим вопросом нам поможет прозвучавший отрывок из послания апостола Павла к христианам Фессалоник (в настоящее время название города звучит как Салоники).
Апостол Павел стал первым христианским миссионером, посетившим Фессалоники. И, как следствие, Павел оказался основателем местной Церкви. Пребывание апостола в городе было недолгим — не более месяца. В результате бунта иудеев он был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины, а затем в Коринф. Однако же мысли о фессалоникийских христианах постоянно заботили апостола. Павел очень переживал о судьбе основанной им общины.
Поэтому сначала он отправил в Фессалоники своего ближайшего ученика Тимофея, а потом написал общине обширное письмо. В нём Павел предстаёт перед нами, с одной стороны, как очень скромный человек, с другой стороны, Павел проявляет предельно ответственное отношение к своей миссии. Он ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды.
Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, зарабатывал на жизнь, трудясь в вечернее и ночное время. Днём же святой проповедовал жителям города, призывая их принять учение Христа Спасителя и через таинство крещения стать частью Церкви. При этом в служении Павла не было никакого самопревозношения, он не делил людей на достойных и недостойных веры в истинного Бога. В отличие от своих гонителей и оппонентов — иудейских проповедников, которые настолько упорно стремились препятствовать миссии Павла, что получили от него коллективное прозвище «сатана».
Апостол пишет, что рад был бы вернуться в Фессалоники и собственными глазами посмотреть на жизнь местных христиан, но враги Церкви сплели интриги и не дали осуществиться задумкам Павла. Апостол, конечно же, был этим опечален, но не впал в уныние. Ведь видел, что служение проповеди не пропало даром, а привело к возникновению благочестивой и крепкой христианской общины. И не было для Павла счастья больше, чем осознавать, что через его труды и помощь радость веры преобразила жизни многих и многих людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер