Кол., 256 зач., II, 20 - III, 3.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В любой религиозной традиции есть люди, которых мы называем аскетами. Они берут на себя особые подвиги, чтобы достичь духовного совершенства. У простого человека сама мысль о подобном подвижнике невольно вызывает благоговейный трепет. А можем ли мы, простые люди, живущие обыкновенной жизнью, практиковать аскетические упражнения? Ответ на этот вопрос содержится во 2-й и 3-й главах послания апостола Павла к Колоссянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»
22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Глава 3.
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
Для религиозной мысли античности весьма характерно противопоставлять друг другу материальное и духовное. Материя — источник зла и страданий. Дух — область света и радости. Цель жизни человека многие языческие философы и богословы видели в том, чтобы освободится от тела и вернутся в мир духа. Для этого необходимо ограничивать себя от разного рода плотских удовольствий вплоть до того, чтобы пренебрегать естественными человеческими потребностями.
Подобные воззрения проникали и в Церковь. Нередко те, кто пришёл в неё из языческого мира, представляли себе суть христианской жизни в чрезмерном аскетизме. Духовная жизнь превращалась для них в разного рода ограничения и воздержание. Порой доходило до крайностей. Появлялись такие течения, представители которых с пренебрежением смотрели на брак, на женатое священство. Кроме этого, они считали скверными и нечистыми те процессы, которые происходят в человеке вне зависимости от нашего выбора, то есть по закону нашей природы.
Апостол Павел сегодня предостерегает от этих настроений. По его словам, нельзя в основу своей жизни полагать принцип «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся». Павел называет эту установку на изнурение тела самовольным служением и смиренничанием. Человек всего лишь создаёт, как говорит апостол, «вид мудрости». То есть видимость, подобие, иллюзию добродетели. Выражение апостола «вид мудрости» можно перевести и более саркастично — «сказка», «басня». То есть человек, который, пытаясь достичь Бога, делает ставку на аскетический подвиг, на борьбу с плотью, похож на актёра. Он живёт в мире вымысла, мифа, играет в спектакле собственной постановки.
Неужели апостол Павел отвергает аскетический подвиг? Совсем нет. Просто говорит он о том, что духовная жизнь христианина должна начинаться с другого. Не аскетизм должен быть в её основе. По словам апостола, это другое — «поиск горнего». То есть желание жить ради Христа по закону Евангелия. А Евангелие предлагает нам сосредоточиться не на борьбе с плотью. Там практически ничего не говорится про аскетические подвиги. Всё наше внимание оно обращает на служение ближнему. Оно говорит, что тот исполняет волю Бога, кто понуждает себя менять своё отношение к людям. Мой подвиг в том, чтобы учиться проявлять милость, любовь и снисхождение в первую очередь к тем, кто ещё вчера был мне неприятен, вызывал у меня злобу, раздражение, страх, обиду, претензии, недовольство. Если я хочу войти в Царство Божие, то уже здесь, на земле, я должен приучать себя вести с окружающими по закону этого Царства. Это и означают слова апостола «о горнем помышляйте, а не о земном».
Могут ли аскетические упражнения помочь на этом пути? Безусловно. Но это именно вспомогательные средства, а не самоцель. И если вдруг моё воздержание и те ограничения, которые я накладываю на себя, мешают мне двигаться к той цели, о которой говорит Евангелие, если аскеза меня надмевает, побуждает превозноситься, тщеславиться, раздражаться, осуждать, или, как говорит сегодня апостол Павел, быть в образе, лицедействовать, — долой такую аскезу. Она вредна и разрушительна. Постараемся помнить об этом. Не всем аскетам доступно Царство Небесное. Однако в него, по слову Христа, войдут все те, кто ради Евангелия исполнял заповедь о любви и служении Богу и человеку.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет сомнений в том, что труд учителя благороден. Но в то же время это служение часто сопряжено с тяжестью переживаний и неблагодарностью. В первую очередь, со стороны учеников. Об этом говорится, в частности, в отрывке из первой главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Отчаяние — не просто тягостное состояние, это страшный грех, способный привести человека к непоправимым последствиям. Об опасности отчаяния неоднократно говорится не только в Священном Писании, но и в произведениях художественной литературы. Достаточно вспомнить, например, Родиона Раскольникова, героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Доведённый бедностью и гордостью до состояния отчаяния, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Отчаяние довело Катерину из пьесы Александра Островского «Гроза» до самоубийства. Фактически убийцей под воздействием греха отчаяния стал Германн, персонаж «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Слово «отчаяние» — славянского происхождения. Оно состоит в языковой родне с глаголом «чаяти», то есть ожидать, надеяться. Таким образом, от-чаяние — это отказ от надежды, ожидания чего-то нового, светлого. В корне отчаяния лежит неверие в Бога, в то, что Господь способен помочь преодолеть различные жизненные трудности. Казалось бы, отчаяться должен был в своё время апостол Павел — автор прозвучавших строк из второго послания к Тимофею.
Тем более, что Второе послание к Тимофею было написано перед казнью Павла. Святой, предполагая, что скоро будет лишён жизни, написал проникновенное письмо своему сподвижнику, где размышляет и о пройденном жизненном пути, и об итогах апостольского служения.
Святой пишет Тимофею, что часть его учеников — христиан провинции Асии — оставила его. Павел не вдаётся в подробности, но есть ощущение, что речь идёт о предательстве. И в отношении самого апостола, и возможно в отношении веры. Но наряду с печальными моментами отмечает Павел и радостные, за которые благодарит Бога. В первую очередь, апостол пишет о преданности Тимофея. Упоминает он и Онисифора — члена Эфесской церкви — который прибыл в Рим и поддержал Павла в дни заключения. Так что апостол не поддавался унынию, признавая, что не только из чёрных полос состоит наша жизнь.
Прозвучавшие строки из второго послания к Тимофею побуждают и нас с вами не опускать рук. Да, действительно, в наше бытие регулярно вторгаются те или иные неприятные обстоятельства. А люди, которых мы считали надёжными, проверенными друзьями, демонстрируют совершенно иные качества. То есть не оправдывают наших надежд и доверия. Но одно дело люди, а другое Бог. И Господь, в отличие от человека, никогда не прогибается под действием обстоятельств, потому что Он их неизмеримо выше. И Господь никогда не предаёт и не оставляет нас. Только если мы сами не отворачиваемся от Него, с пренебрежением относясь к Его поддержке.
Апостол Павел неоднократно убеждался в том, насколько помощь Божия превосходит все обстоятельства этого мира, компенсируя, в том числе, и последствия предательства со стороны друзей и близких. И это обстоятельство утешает и вдохновляет. В том числе и на то, чтобы продолжать жить в соответствии с заповедями Божиими, делясь милостью и радостью с окружающими людьми. При этом понимая, что они возможно ответят на наш дар неблагодарностью. Ничего. Главное, что это служение с благодарностью примет Господь Иисус.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер