Возле храма на лавочке, глядя на весеннее солнышко, сидят и разговаривают две женщины, одна в годах, другая совсем молодая. Та, что помоложе, говорит: «Как же вы жили в советское время – в храм не ходили, заповедей Божьих не знали…» - «Да, - говорит та, что постарше, - заповедей не знали, время такое было… Но все равно старались жить по-Божьи » - «Как же это?» - удивилась молодая. «Да вот так…совесть-то у нас была, вот по ней и жили…»
Кому из нас не знакомы эти слова – «жить по совести», «совесть замучила», «потерять совесть»… Вещь совершенно таинственная: где конкретно она в человеке находится – ни один анатом не знает, увидеть ее глазами и потрогать руками, взвесить и измерить – нельзя. А жить без нее человек не может. Мало того – не со всякой совестью может жить человек, только с чистой. И горе тому, у кого совесть в пятнах и потеках, у кого она больна… Она способна мучить человека даже тогда, когда никто его вроде бы не обвиняет, ни суд, ни общественное мнение, когда он делает какие-то вещи – лжет по мелочи, ловчит, отталкивает слабого и немощного, идет на компромисс со своими убеждениями, ради того, что в нынешнем обществе считается важным – ради денег, престижа, выгодной карьеры…
О том, как страшны бывают терзания совести, говорит Пушкин устами героя своей трагедии «Скупой рыцарь»:
«...Когтистый зверь, скребущий сердце, - совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают!..»
Голос совести в человеке – это голос Божий, заложенный в человеке с рождения. Так что женщина, пережившая в России времена государственного атеизма, в чем-то права: у человека может не быть возможности прийти в Церковь, услышать слова Евангелия – но у него есть возможность быть чутким к своей совести, не усыплять и не обманывать ее, стараться жить по ее велениям, как бы это ни было трудно, как бы веления совести порой ни вступали в противоречие с обычаями суетного времени. Совесть – одна из тех вещей, которая дает нам возможность быть в этом мире – людьми.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема