Возле храма на лавочке, глядя на весеннее солнышко, сидят и разговаривают две женщины, одна в годах, другая совсем молодая. Та, что помоложе, говорит: «Как же вы жили в советское время – в храм не ходили, заповедей Божьих не знали…» - «Да, - говорит та, что постарше, - заповедей не знали, время такое было… Но все равно старались жить по-Божьи » - «Как же это?» - удивилась молодая. «Да вот так…совесть-то у нас была, вот по ней и жили…»
Кому из нас не знакомы эти слова – «жить по совести», «совесть замучила», «потерять совесть»… Вещь совершенно таинственная: где конкретно она в человеке находится – ни один анатом не знает, увидеть ее глазами и потрогать руками, взвесить и измерить – нельзя. А жить без нее человек не может. Мало того – не со всякой совестью может жить человек, только с чистой. И горе тому, у кого совесть в пятнах и потеках, у кого она больна… Она способна мучить человека даже тогда, когда никто его вроде бы не обвиняет, ни суд, ни общественное мнение, когда он делает какие-то вещи – лжет по мелочи, ловчит, отталкивает слабого и немощного, идет на компромисс со своими убеждениями, ради того, что в нынешнем обществе считается важным – ради денег, престижа, выгодной карьеры…
О том, как страшны бывают терзания совести, говорит Пушкин устами героя своей трагедии «Скупой рыцарь»:
«...Когтистый зверь, скребущий сердце, - совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают!..»
Голос совести в человеке – это голос Божий, заложенный в человеке с рождения. Так что женщина, пережившая в России времена государственного атеизма, в чем-то права: у человека может не быть возможности прийти в Церковь, услышать слова Евангелия – но у него есть возможность быть чутким к своей совести, не усыплять и не обманывать ее, стараться жить по ее велениям, как бы это ни было трудно, как бы веления совести порой ни вступали в противоречие с обычаями суетного времени. Совесть – одна из тех вещей, которая дает нам возможность быть в этом мире – людьми.
Владлен Давыдов и Маргарита Анастасьева
Москвичка Рита Анастасьева торопливо шагала по Садовому кольцу. Улицы были тёмными — в октябре вечерело рано, а фонари не работали — город опасался воздушных налётов. Шёл военный 1943-й год. Проходя мимо тумбы с объявлениями, Рита невольно обратила внимание на ярко белевший в сумерках листок. Остановилась, прочла: «Школа-студия при Московском художественном театре имени Чехова объявляет первый набор студентов». Сердце девушки забилось — ведь она всегда мечтала стать актрисой!
На следующий же день Маргарита подала документы. И вот — экзамены. Из тысячи претендентов после вступительных испытаний отобрали всего восемнадцать человек. Рита была среди них! Знакомясь с одногруппниками, девушка отметила высокого симпатичного парня с тонкими чертами лица и выразительными глазами. Его звали Владлен Давыдов. Он тоже с детства был увлечён театром и мальчишкой даже переписывался с известным актёром и режиссёром Ильёй Судаковым. Женская половина сразу же провозгласила Давыдова первым красавцем курса. При встрече с ним девушки не скрывали восхищённых взглядов. Все, кроме Риты. Ей тоже очень нравился этот видный парень. Но она стеснялась открыто проявлять свою симпатию. И, в отличие от подруг, нарочно старалась избегать встреч с Владленом. Но как это сделать, если слушаешь лекции в одной аудитории, а преподаватель по актёрскому мастерству, будто специально, во время этюдов ставит Маргариту в пару с Давыдовым? Девушка и не подозревала, что происходит это по просьбе самого Владлена. Молодой человек с первого учебного дня обратил на Риту внимание. И сразу полюбил.
Однажды после лекций Давыдов подошёл к Маргарите и предложил погулять по городу. Рита вспыхнула от смущения и неожиданности. Но на прогулку всё-таки пошла. Московский воздух пах зимней свежестью. Лёгкий январский мороз кусал за щёки.
Но Рите и Владлену было необыкновенно тепло вместе. Они говорили о театре, об актёрском призвании. А когда прощались на трамвайной остановке, Владлен вдруг взял Маргариту за руку и признался девушке в любви. Рита, с трудом поборов стеснение, ответила: «Я тоже тебя люблю».
Они поженились после выпуска — летом 1945-го. Это был тройной праздник: Победа в войне, защита дипломов и — начало семейной жизни. И пусть начиналась она в крохотной комнатке, где с трудом помещались тахта и шкаф, никакие материальные трудности не могли омрачить счастье молодых супругов. Оба играли на сцене МХАТа, и почти всегда были вместе: на сцене и дома. «Мы радовались каждому совместно прожитому дню», — вспоминала Маргарита Викторовна Анастасьева.
В 1949 году Владлена пригласили на главную роль в картину режиссёра Григория Александрова «Встреча на Эльбе». После выхода фильма на актёра буквально обрушилась популярность. Поклонницы дежурили не только у театра, но и у подъезда дома, ночевали под окнами. Маргариту такая ситуация поначалу сильно расстраивала. Своим беспокойством она поделилась с мужем. И он, глядя ей в глаза, сказал: «Ты — единственная. Кроме тебя ни одной женщины для меня не существует». И это было истинной правдой. Коллеги по театру, друзья и знакомые называли Давыдова и Анастасьеву не только невероятно красивой, но и верной, любящей и преданной друг другу супружеской парой. В 1955 году у Владлена и Маргариты родился сын Андрей. Есть известная фотография из их семейного архива, на которой запечатлена настоящая идиллия: Владлен Семёнович за столом играет с маленьким сыном в шахматы, а Маргарита Викторовна в домашнем фартуке с улыбкой наливает чай.
Эта идиллия длилась целых 67 лет. В старости супруги с удовольствием нянчили внуков. По вечерам смотрели фильмы прошлых лет, читали вслух любимые книги. И глаза их светились такой же нежностью, как в первый раз, когда они признались друг другу в любви.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
30 апреля. О святости Преподобного Александра Свирского
Сегодня 30 апреля. День памяти Преподобного Александра Свирского, жившего в XV веке.
О его святости, — протоиерей Максим Горожанкин.
30 апреля. О смысле притчи о талантах
Сегодня 30 апреля. Великий вторник.
О смысле притчи о талантах, воспоминаемой за богослужением в этот день, — священник Николай Дубинин.