
Флп., 245 зач., III, 8-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из самых больших ошибок, которые может совершить человек по отношению к христианству, — это считать, что христианство лишь набор теоретических положений. Нет, теория в христианстве вытекает из практики, а потому дела имеют для христиан несравненно большее значение, чем слова. Именно по этой причине Христос все Свои слова подкреплял делами, а апостолы Христовы призывали поступать так, как поступали они сами. Такой призыв мы можем найти и в 3-й главе Послания апостола Павла к Филиппийцам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 3.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
19 Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.
Сегодня, когда нам приходится говорить о вере во Христа, то мы приводим примеры тех людей, которых Церковь прославила как святых. Иногда примеры святых мы перемежаем с примерами ещё не прославленных подвижников, но никогда мы не станем указывать на себя самих как на некий эталон. Даже сама мысль о том, что можно поступить таким образом, кажется нам чем-то ужасно нескромным и совершенно невозможным, ну а тот, кто решит указывать на себя самого как на пример христианской жизни, будет воспринят нами как человек гордый и тщеславный.
Однако мы только что услышали, что апостол Павел поступил именно так, он указал на самого себя, его слова звучали так: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп. 3:17). Можем ли мы обвинить апостола Павла в нескромности или же в неправильном отношении к самому себе?
Здесь нам следует вспомнить, что апостол писал эти слова по совершенно конкретному поводу: он боролся против уклонения своих адресатов в исполнение иудейского закона, тогда как сам Павел отказался от его соблюдения, и услышанные нами слова можно понимать как указание на этот факт. Именно так предлагал понимать эти слова апостола Павла преподобный Ефрем Сирин.
Конечно, понимание преподобного Ефрема — далеко не единственное, некоторые авторитетные толкователи видели в апостольских словах противодействие тем людям, которые вели безнравственную жизнь, в этом случае апостол Павел также мог совершенно спокойно указывать на себя как на противоположный пример.
Святитель Иоанн Златоуст пошёл в своём толковании дальше: он сказал, что «апостолы были образцом, заключая в себе черты, служащие как бы некоторым первообразом», а потому их жизнь была чрезвычайно строга, что и делало возможным ссылку на самих себя как на пример.
Очевидно, что такой образ жизни должен быть совершенно естественным для любого христианина. Да, достичь его непросто, но чем возвышеннее цель, тем интереснее путь. Апостолы Христовы указали нам цель, они проложили дорогу, осталось лишь захотеть пройти по их пути. Пусть же Бог вложит в наши сердца это стремление!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 84. Богослужебные чтения

Разбитое корыто, у которого оказалась старуха из знаменитой сказки Александра Пушкина, прочно ассоциируется с полнейшей неудачей в жизни. В каком-то смысле с разбитым корытом бытия однажды остался народ еврейский, когда был пленён Вавилонским царством и лишён родины. О последствиях этой национальной катастрофы повествует нам псалом 84-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 84.
1 Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом.
2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;
3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его,
4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.
5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твоё на нас.
6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?
7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?
8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твоё даруй нам.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.
10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!
11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
14 правда пойдёт пред Ним и поставит на путь стопы свои.
Евреи находились в плену у Вавилона почти 60 лет. Затем политические обстоятельства изменились, и им разрешили вернуться в историческую Палестину. Надо сказать, жуткая разруха ожидала евреев на месте. Храм был разрушен, Иерусалим тоже пребывал в неутешительном состоянии. Как же отреагировал на всё перечисленное народ еврейский? А никак. Вместо того, чтобы восстановить храм, богослужение, вообще поблагодарить Бога за освобождение, древние иудеи начали поскорее обустраивать личный быт.
Их, конечно, можно было понять. Кушать-то, и правда, хотелось. Но вот незадача. Земля отказывалась приносить урожай. И, наконец, до евреев дошло, что они увлеклись важными, но, тем не менее, второстепенными вещами, совершенно забыв про Бога. Составитель псалма 84-го (имя его нам неизвестно) как раз на это обстоятельство и указывает. А также просит Господа о милости. Вот что читаем мы в псалме: «Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова. Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твоё на нас».
От лица всего народа автор псалма кается за неразумие и духовную слепоту. А ещё обещает Богу, что древние евреи придут в себя, поймут, что не хлебом единым жив человек. И урожай может доставить радость только тогда, когда совесть человека не обременена грехами, когда человек живёт в мире с Богом. И автор псалма понимает, что людям требуется чёткий ориентир, духовная опора в жизни. Иными словами — нужно восстановить храм и храмовое богослужение. Тогда-то всё и наладится. Зазвучит молитва и благословит людей и землю. И та обязательно принесёт урожай.
Так, собственно, и получилось. Когда евреи вспомнили о Боге и покаялись, отстроили заново храм в Иерусалиме, наступила долгожданная гармония. Или как читаем мы в псалме: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес».
Как известно, лучше учиться на чужих ошибках, а не на своих. Давайте же усвоим урок, преподанный древним евреям. Преподанный не потому, что Бог ревнив и жесток, а потому что без Бога никакое земное благополучие радости принести не может. Только в согласии с заповедями Господними мы можем найти в этой жизни пусть временную, пусть относительную, но всё же гармонию. Будем же держаться за Бога, Ему воздавая честь и хвалу, посещая богослужения, молясь дома, и во всём остальном нам тогда будет сопутствовать благословение Небес.
Псалом 84. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 84. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 84. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом.
2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;
3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его,
4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.
5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас.
6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?
7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?
8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.
10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!
11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
14 правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои.
7 мая. О тех, кто приходит ко Христу

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
О тех, кто приходит ко Христу, — священник Алексий Долгов.
Эти слова являются продолжением беседы Христа с народом «О хлебе небесном, сшедшем с небес». Те, кто спрашивал Господа, не верили ни Ему, ни в Него. Но это не могло нарушить замысел Бога о спасении человека. В соответствии с Ним, всякий желающий может получить жизнь вечную, то есть хлеб небесный, о котором говорил Христос. Именно для этого на землю пришел Сын Божий, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. А прийти к источнику жизни вечной, Богу Отцу, можно только через Его Сына, и никак иначе. Вот почему Господь говорит, что приходящего к Нему Он не изгонит вон, потому что верующие приходят через Него к Отцу. Таких людей Христос принимает с радостью, и именно такие люди будут желанными чадами в Царстве Небесном. С одной стороны, эти слова Христа стали обличением фарисеев и книжников, которые не хотели верить Христу, а потому не могли прийти и к Отцу, и по сути были людьми неверующими. С другой, они стали словами надежды для язычников, многие из которых пришли впоследствии в Церковь Христову. Конечно, Господь принимает каждого человека и заботится о спасении каждого, кто пришел в этот мир, до последнего вздоха и удара сердца, потому что такова воля Божия, чтобы все спаслись. Но поскольку вера в Бога — это осознанный выбор, то только человек решает, хочет ли он верить Сыну Божию, и хочет ли он прийти к Отцу. И того, кто пришел к Нему, Бог не отвергает и не прогоняет, но делает все, чтобы такой человек был чадом Божиим и наследником Небесного Иерусалима.