Флп., 245 зач., III, 8-19.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из самых больших ошибок, которые может совершить человек по отношению к христианству, — это считать, что христианство лишь набор теоретических положений. Нет, теория в христианстве вытекает из практики, а потому дела имеют для христиан несравненно большее значение, чем слова. Именно по этой причине Христос все Свои слова подкреплял делами, а апостолы Христовы призывали поступать так, как поступали они сами. Такой призыв мы можем найти и в 3-й главе Послания апостола Павла к Филиппийцам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 3.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
19 Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.
Сегодня, когда нам приходится говорить о вере во Христа, то мы приводим примеры тех людей, которых Церковь прославила как святых. Иногда примеры святых мы перемежаем с примерами ещё не прославленных подвижников, но никогда мы не станем указывать на себя самих как на некий эталон. Даже сама мысль о том, что можно поступить таким образом, кажется нам чем-то ужасно нескромным и совершенно невозможным, ну а тот, кто решит указывать на себя самого как на пример христианской жизни, будет воспринят нами как человек гордый и тщеславный.
Однако мы только что услышали, что апостол Павел поступил именно так, он указал на самого себя, его слова звучали так: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп. 3:17). Можем ли мы обвинить апостола Павла в нескромности или же в неправильном отношении к самому себе?
Здесь нам следует вспомнить, что апостол писал эти слова по совершенно конкретному поводу: он боролся против уклонения своих адресатов в исполнение иудейского закона, тогда как сам Павел отказался от его соблюдения, и услышанные нами слова можно понимать как указание на этот факт. Именно так предлагал понимать эти слова апостола Павла преподобный Ефрем Сирин.
Конечно, понимание преподобного Ефрема — далеко не единственное, некоторые авторитетные толкователи видели в апостольских словах противодействие тем людям, которые вели безнравственную жизнь, в этом случае апостол Павел также мог совершенно спокойно указывать на себя как на противоположный пример.
Святитель Иоанн Златоуст пошёл в своём толковании дальше: он сказал, что «апостолы были образцом, заключая в себе черты, служащие как бы некоторым первообразом», а потому их жизнь была чрезвычайно строга, что и делало возможным ссылку на самих себя как на пример.
Очевидно, что такой образ жизни должен быть совершенно естественным для любого христианина. Да, достичь его непросто, но чем возвышеннее цель, тем интереснее путь. Апостолы Христовы указали нам цель, они проложили дорогу, осталось лишь захотеть пройти по их пути. Пусть же Бог вложит в наши сердца это стремление!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«На небо очи мои возвожу» (степенна 6-го гласа)
На каждой вечерней субботней службе перед чтением отрывка из Евангелия в храмах поются песнопения, которые имеют общее название «степенные антифоны» или просто «степенны». Слово антифон по-гречески означает «звук напротив». Такое название объясняется тем, что в древности антифоны исполнялись двумя хорами по очереди. Хоры буквально отвечали друг другу звуком на звук. А степенными антифоны называются потому, что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями восхождения» или «песнями ступеней». В древности их пели ветхозаветные священники при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
Всего степенных антифонов восемь — в соответствии с церковной системой восьми гласов, которые отличаются между собой мелодией и текстом, и сменяют друг друга от недели к неделе. Их называют «Степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми. Тексты степенных антифонов сочинил в IX-м веке праведный монах Феодор Студит из Константинополя. Давайте поговорим о степенном антифоне 6-го гласа, который является ответом и своего рода развитием темы 122-го псалма пророка Давида. Поразмышляем над текстом и послушаем этот антифон в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть степенны 6-го гласа по-русски звучит так: «К небу очи мои возвожу, к Тебе, Слово; смилуйся надо мною, чтобы я жил для Тебя. Помилуй нас, уничижённых, и сделай сосудами, пригодными Тебе, Слово». «Слово» — значит «Христос». А вот как этот фрагмент песнопения звучит по-церковнославянски: «На небо очи мои возвожу, к Тебе, Слове: ущедри мя, да живу Тебе! Помилуй нас, уничиженных, устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове!»
Послушаем первую часть степенного антифона 6-го гласа.
Следующую часть степенны 6-го гласа, как, впрочем, и всех остальных степенных антифонов, иногда называют «славной». Потому что начинается она так: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне (то есть „сейчас“) и присно (значит „всегда“) и во веки веков. Аминь» (или по-русски «Истинно так!»). Степенна 6-го гласа продолжается так: «Святой Дух — причина спасения всех; если на кого-нибудь из них Он сообразно достоинству его повеет, того скоро возносит от дел земных, окрыляет, укрепляет, устремляет ввысь». По-церковнославянски строчки этого фрагмента песнопения звучат так: «Святому Духу, всякая всеспасительная вина, аще коему сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе».
Послушаем вторую часть степенного антифона 6-го гласа.
Текст степенны 6-го гласа очень поэтичный и возвышенный, вдохновляющий. Он буквально описывает состояние, когда выходишь из храма после службы, а особенно после исповеди и Причастия. Физически ощущаешь благодать Божию. Так Господь укрепляет нас, окрыляет, даёт силы и радость жизни.
Давайте послушаем степенный антифон 6-го гласа полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Пpавославия наставниче, благочестия учителю и чистоты» (тропарь Феофану Затворнику)
В селе Выша Рязанской области на слиянии двух рек стоит Вышенский Успенский женский монастырь. Основан он был предположительно в XVI-м или в начале XVII-го века. В конце XIX-го века, когда монастырь ещё был мужским, здесь подвизался русский проповедник, епископ, прославленный в лике святителей, Феофан Затворник. Однажды мне довелось побывать в Вышенском монастыре, в келье святого подвижника, где он 22 года прожил в полном уединении и молитве, приняв на себя подвиг затворничества. «Неужели возможно провести в небольшом пространстве два десятка лет?» — подумала я, войдя в аскетичную, но уютную комнату. На полках и столе было множество книг и рукописей святителя, на стенах — иконы. И здесь же, в небольшом помещении рядом с кельей подвижника, — домовый храм, где молился святой Феофан.
В Вышенском монастыре часто звучит тропарь, то есть гимн, прославляющий святого. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. На русском языке тропарь звучит так: «Православия наставник, благочестия учитель и чистоты, Вышенский подвижник, святитель Феофан, Богомудрый, писаниями твоими слово Божие объяснил ты и всем верующим путь ко спасению указал. Моли Христа Бога о спасении наших душ». По-церковнославянски текст тропаря звучит так: «Пpавосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Вы́шенский подви́жниче, святи́телю Феофа́не, Богому́дpе,/ писа́ньми твои́ми сло́во Бо́жие изъясни́л еси́/ и всем ве́pным путь ко спасе́нию указа́л еси́.// Моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим».
Давайте послушаем это песнопение.
Сёстры Вышенского монастыря с большой нежностью рассказывают о своём небесном покровителе. О том, что уединение оказалось для него «слаще мёда». О том, как он называл Вышу «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух», и говорил, что этот благословенный уголок «можно променять только на Царствие Небесное». Святитель Феофан оставил после себя огромное духовное наследие в виде писем, богословских трудов, переводов... Его поучения просты и понятны. Вот, например, одно из его высказываний: «Не говорите: „Не могу“. Это слово — не христианское. Христианское слово: „Всё могу“. Но не сам по себе, а с укрепляющим нас Господом».
Давайте ещё раз послушаем тропарь святителю Феофану Вышенскому Затворнику в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Плен Сионь от лести обратив» (степенный антифон 7-го гласа)
На вечерних службах примерно в середине богослужения исполняются особые песнопения — степенные антифоны. Антифонами они называются потому, что в древности их исполняли антифонно — если перевести с греческого языка дословно «звуком напротив». Два хора стояли друг напротив друга и исполняли песнопения по очереди, отвечая друг другу. А «степенными» антифоны называются потому, что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники, поднимаясь по ступеням Иерусалимского храма. Сочинил ответы-отклики на степенные псалмы монах Феодор Студит, который жил в Константинополе в XIX-м веке. Эти ответы, или припевы, и вошли в церковный Устав как степенные антифоны или степенны.
Всего их восемь. В соответствии с церковной системой восьми гласов — или распевов. Они отличаются и текстом, и мелодией. Поются они по очереди, сменяя друг друга от недели к неделе. И так и называются: «степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми.
Сегодня я расскажу вам о степенном антифоне седьмого гласа. Давайте поговорим об этом песнопении и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть песнопения по-русски звучит так: «Пленников Сионских от блуждания возвративший, и меня, Спаситель, оживи, избавляя от рабства страстям». По-церковнославянски строчка звучит так: «Плен Сионь от лести обратив, и мене Спасе, оживи, / изимая работныя страсти». Давайте послушаем первый фрагмент степенного антифона.
Текст второй части песнопения такой: «Кто при южном ветре сеет скорби, — посты со слезами, — тот с радостью соберёт снопы, вечною жизнью питающие». Вот как этот фрагмент звучит на церковнославянском языке: «В юг се́яй скорби постныя со слезами, сей радостныя по́жнет рукояти при́сноживопита́ния».
Послушаем вторую часть антифона.
Третьи части всех восьми степенных антифонов называют славными. Начинаются они одинаково: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому духу и ныне, и присно (то есть всегда) и во веки веков. Аминь (то есть «Да будет так!»). Степенна 7-го гласа продолжается такими словами: «В Святом Духе — источник Божественных сокровищ: / от Него мудрость, разум, благоговение; / Ему — хвала, слава, честь и владычество». По-церковнославянски этот фрагмент звучит так: «Святым Духом источник Божественных сокровищ, / от Негоже премудрость, разум, страх: / Тому хвала и слава, честь и держава».
Послушаем третью часть степенного антифона.
Степенный антифон 7-го гласа является ответом на 125-й псалом царя Давида, который повествует о возвращении евреев из египетского плена. Освобождённые ликовали. Они благодарили Бога за спасение. Автор текста степенного антифона Феодор Студит проводит параллель между спасением еврейского народа и освобождением человека из плена грехов. Поэтому степенный антифон седьмого гласа, впрочем, как и все остальные степенны, можно назвать своеобразным мостиком между Ветхим и Новым заветами. А потому вполне логично, что после того, как хор спел степенну, из Царских врат выходит священник или диакон и читает отрывок из Евангелия.
Давайте послушаем степенный антифон седьмого гласа полностью, в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы