1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Среди мифов древней Греции можно найти легенду о царе Коринфа — Сизифе. Наказанный за гордость, Сизиф вынужден был вечно поднимать в гору огромный камень. И каждый раз камень неминуемо падал с вершины вниз. В итоге, несчастный царь обязан был постоянно начинать свой труд сначала — в этой тщетности и заключалось наказание. О том, как не превратить жизнь в «сизифов труд» рассуждает в отрывке из 15-й и 16-й глав первого послания к Коринфянам апостол Павел. Этот отрывок читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
В греческой культуре Сизиф стал символом бесцельного и бессмысленного существования. А выражение «сизифов труд» проникло в иные языки и культуры. Жители Коринфа (города, где когда-то правил легендарный Сизиф) в первом веке по Рождестве Христовом вели образ жизни, напоминавший своей бессмысленностью мифическое существование их древнего правителя. Коринф по всей Римской империи славился тем, что жители его проводили свои дни в распутных развлечениях. На улицах Коринфа человеку предлагались все дозволенные и недозволенные удовольствия. В особенности Коринф в те годы славился как город блудниц — всё из-за знаменитого языческого храма Афродиты, античной покровительницы распутной любви.
Тем не менее, именно Коринф принял в 52 году пришедшего с проповедью апостола Павла, послушал его и стал преображаться. В результате уже через полтора года в Коринфе было множество христиан, а сам город через несколько десятилетий потерял свою былую постыдную репутацию. Преодоление прежнего образа жизни далось коринфянам-христианам нелегко. Для укрепления коринфской общины апостолу Павлу пришлось не только ещё раз посетить город, но и направить коринфским христианам два послания. Отрывок из первого послания мы с вами и услышали сегодня.
Коринфские христиане, в особенности перешедшие из язычества, находились в постоянном искушении вернуться к прежней распутной жизни. Окружавшая их языческая культура убеждала их, что у человека нет бессмертной души, что жизнь человека заканчивается со смертью тела, а значит не нужно будет давать ответа за греховные поступки. Апостол Павел в своём послании прямо пишет коринфянам, что все люди в день Страшного суда воскреснут и дадут ответ за прожитую жизнь. А потому христианин призван внимательно следить за тем, как он живёт, и свидетельствовать о своей вере добрыми делами. В особенности, делами милосердия.
Апостол Павел знал, что наиболее распространённым среди коринфян был грех скупости. Коринфяне, христиане в том числе, активно занимались торговлей. Как известно, именно торговцы часто являются людьми прижимистыми. Чтобы избавить коринфских христиан от присущей им скупости Павел в своём послании призывал их жертвовать часть заработанного на нужды Иерусалимской церкви. Та находилась в бедственном состоянии из-за гонений язычников и иудеев. По замыслу апостола коринфские христиане должны были каждое воскресенье откладывать денег, кто сколько может, на дела милосердия, а затем отправлять собранные средства в Иерусалим. Таким образом, получалось, что коринфяне боролись и с собственным грехом, и помогали нуждавшимся.
Сегодняшний отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам может быть применим и к современной жизни. Французский философ Альбер Камю часто сравнивал жизнь человека с бесполезным существованием коринфского царя Сизифа. Якобы ничего кроме тщетности людям не суждено обрести. Однако апостол Павел предлагает иной путь — осмысленной и радостной жизни в любви к Богу и ближним. Её, эту новую жизнь, человек способен почувствовать, совершая дела милосердия, и, как пишет Павел, этот добрый «труд никогда не будет тщетен перед Господом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«На небо очи мои возвожу» (степенна 6-го гласа)
На каждой вечерней субботней службе перед чтением отрывка из Евангелия в храмах поются песнопения, которые имеют общее название «степенные антифоны» или просто «степенны». Слово антифон по-гречески означает «звук напротив». Такое название объясняется тем, что в древности антифоны исполнялись двумя хорами по очереди. Хоры буквально отвечали друг другу звуком на звук. А степенными антифоны называются потому, что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями восхождения» или «песнями ступеней». В древности их пели ветхозаветные священники при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
Всего степенных антифонов восемь — в соответствии с церковной системой восьми гласов, которые отличаются между собой мелодией и текстом, и сменяют друг друга от недели к неделе. Их называют «Степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми. Тексты степенных антифонов сочинил в IX-м веке праведный монах Феодор Студит из Константинополя. Давайте поговорим о степенном антифоне 6-го гласа, который является ответом и своего рода развитием темы 122-го псалма пророка Давида. Поразмышляем над текстом и послушаем этот антифон в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть степенны 6-го гласа по-русски звучит так: «К небу очи мои возвожу, к Тебе, Слово; смилуйся надо мною, чтобы я жил для Тебя. Помилуй нас, уничижённых, и сделай сосудами, пригодными Тебе, Слово». «Слово» — значит «Христос». А вот как этот фрагмент песнопения звучит по-церковнославянски: «На небо очи мои возвожу, к Тебе, Слове: ущедри мя, да живу Тебе! Помилуй нас, уничиженных, устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове!»
Послушаем первую часть степенного антифона 6-го гласа.
Следующую часть степенны 6-го гласа, как, впрочем, и всех остальных степенных антифонов, иногда называют «славной». Потому что начинается она так: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне (то есть „сейчас“) и присно (значит „всегда“) и во веки веков. Аминь» (или по-русски «Истинно так!»). Степенна 6-го гласа продолжается так: «Святой Дух — причина спасения всех; если на кого-нибудь из них Он сообразно достоинству его повеет, того скоро возносит от дел земных, окрыляет, укрепляет, устремляет ввысь». По-церковнославянски строчки этого фрагмента песнопения звучат так: «Святому Духу, всякая всеспасительная вина, аще коему сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе».
Послушаем вторую часть степенного антифона 6-го гласа.
Текст степенны 6-го гласа очень поэтичный и возвышенный, вдохновляющий. Он буквально описывает состояние, когда выходишь из храма после службы, а особенно после исповеди и Причастия. Физически ощущаешь благодать Божию. Так Господь укрепляет нас, окрыляет, даёт силы и радость жизни.
Давайте послушаем степенный антифон 6-го гласа полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Пpавославия наставниче, благочестия учителю и чистоты» (тропарь Феофану Затворнику)
В селе Выша Рязанской области на слиянии двух рек стоит Вышенский Успенский женский монастырь. Основан он был предположительно в XVI-м или в начале XVII-го века. В конце XIX-го века, когда монастырь ещё был мужским, здесь подвизался русский проповедник, епископ, прославленный в лике святителей, Феофан Затворник. Однажды мне довелось побывать в Вышенском монастыре, в келье святого подвижника, где он 22 года прожил в полном уединении и молитве, приняв на себя подвиг затворничества. «Неужели возможно провести в небольшом пространстве два десятка лет?» — подумала я, войдя в аскетичную, но уютную комнату. На полках и столе было множество книг и рукописей святителя, на стенах — иконы. И здесь же, в небольшом помещении рядом с кельей подвижника, — домовый храм, где молился святой Феофан.
В Вышенском монастыре часто звучит тропарь, то есть гимн, прославляющий святого. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. На русском языке тропарь звучит так: «Православия наставник, благочестия учитель и чистоты, Вышенский подвижник, святитель Феофан, Богомудрый, писаниями твоими слово Божие объяснил ты и всем верующим путь ко спасению указал. Моли Христа Бога о спасении наших душ». По-церковнославянски текст тропаря звучит так: «Пpавосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Вы́шенский подви́жниче, святи́телю Феофа́не, Богому́дpе,/ писа́ньми твои́ми сло́во Бо́жие изъясни́л еси́/ и всем ве́pным путь ко спасе́нию указа́л еси́.// Моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим».
Давайте послушаем это песнопение.
Сёстры Вышенского монастыря с большой нежностью рассказывают о своём небесном покровителе. О том, что уединение оказалось для него «слаще мёда». О том, как он называл Вышу «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух», и говорил, что этот благословенный уголок «можно променять только на Царствие Небесное». Святитель Феофан оставил после себя огромное духовное наследие в виде писем, богословских трудов, переводов... Его поучения просты и понятны. Вот, например, одно из его высказываний: «Не говорите: „Не могу“. Это слово — не христианское. Христианское слово: „Всё могу“. Но не сам по себе, а с укрепляющим нас Господом».
Давайте ещё раз послушаем тропарь святителю Феофану Вышенскому Затворнику в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Плен Сионь от лести обратив» (степенный антифон 7-го гласа)
На вечерних службах примерно в середине богослужения исполняются особые песнопения — степенные антифоны. Антифонами они называются потому, что в древности их исполняли антифонно — если перевести с греческого языка дословно «звуком напротив». Два хора стояли друг напротив друга и исполняли песнопения по очереди, отвечая друг другу. А «степенными» антифоны называются потому, что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники, поднимаясь по ступеням Иерусалимского храма. Сочинил ответы-отклики на степенные псалмы монах Феодор Студит, который жил в Константинополе в XIX-м веке. Эти ответы, или припевы, и вошли в церковный Устав как степенные антифоны или степенны.
Всего их восемь. В соответствии с церковной системой восьми гласов — или распевов. Они отличаются и текстом, и мелодией. Поются они по очереди, сменяя друг друга от недели к неделе. И так и называются: «степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми.
Сегодня я расскажу вам о степенном антифоне седьмого гласа. Давайте поговорим об этом песнопении и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть песнопения по-русски звучит так: «Пленников Сионских от блуждания возвративший, и меня, Спаситель, оживи, избавляя от рабства страстям». По-церковнославянски строчка звучит так: «Плен Сионь от лести обратив, и мене Спасе, оживи, / изимая работныя страсти». Давайте послушаем первый фрагмент степенного антифона.
Текст второй части песнопения такой: «Кто при южном ветре сеет скорби, — посты со слезами, — тот с радостью соберёт снопы, вечною жизнью питающие». Вот как этот фрагмент звучит на церковнославянском языке: «В юг се́яй скорби постныя со слезами, сей радостныя по́жнет рукояти при́сноживопита́ния».
Послушаем вторую часть антифона.
Третьи части всех восьми степенных антифонов называют славными. Начинаются они одинаково: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому духу и ныне, и присно (то есть всегда) и во веки веков. Аминь (то есть «Да будет так!»). Степенна 7-го гласа продолжается такими словами: «В Святом Духе — источник Божественных сокровищ: / от Него мудрость, разум, благоговение; / Ему — хвала, слава, честь и владычество». По-церковнославянски этот фрагмент звучит так: «Святым Духом источник Божественных сокровищ, / от Негоже премудрость, разум, страх: / Тому хвала и слава, честь и держава».
Послушаем третью часть степенного антифона.
Степенный антифон 7-го гласа является ответом на 125-й псалом царя Давида, который повествует о возвращении евреев из египетского плена. Освобождённые ликовали. Они благодарили Бога за спасение. Автор текста степенного антифона Феодор Студит проводит параллель между спасением еврейского народа и освобождением человека из плена грехов. Поэтому степенный антифон седьмого гласа, впрочем, как и все остальные степенны, можно назвать своеобразным мостиком между Ветхим и Новым заветами. А потому вполне логично, что после того, как хор спел степенну, из Царских врат выходит священник или диакон и читает отрывок из Евангелия.
Давайте послушаем степенный антифон седьмого гласа полностью, в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы