— Дядя Андрей, посмотри, какая картина красивая! Река извивается серой лентой, тянется до самого горизонта. Вокруг её пологих берегов — бескрайняя ширь. Интересно, где такие места?
— Здесь, Паша, в Сыктывкаре. Буквально в паре километров от Национальной галереи республики Коми, в которой мы с тобой сейчас находимся.
— А что это за река, как она называется?
— Их тут целых две. Имена речек дали название полотну — «Встреча Вычегды с Сысолой». Сейчас на высоком берегу над слиянием водных потоков городская застройка. А в 1968 году, когда художник Александр Безумов работал над этой картиной, здесь располагалась деревня Тентюково — смотри, видишь, дома выстроились в ряд.
— А в середине избушка какая интересная, церковь напоминает.
— Это часовенка, только без креста. В годы советской власти в её здании располагался клуб. Время-то было безбожное...
— Но почему же тогда на берегу стоит высокий поклонный крест?
— Крест? Где?
— Да вот же, внизу, слева от часовни.
— Нет, это мачта корабля, племянник, с поперечной перекладиной — реей. А само судно скрывает высокий берег.
— Наверное, художник неслучайно изобразил корабельную мачту похожей на крест? Ты не знаешь, он верил в Бога?
— К сожалению, нигде не встречал информации о сокровенной внутренней жизни Александра Безумова. Но могу предположить, что у него были причины вспоминать о Христе.
— Какие?
— Семнадцатилетним юношей Александр был призван на Великую Отечественную войну. Он прошел её рядовым до Берлина, не раз оказывался в смертельной опасности. А в такие моменты люди, как правило, начинают молиться. Даже афоризм есть, слышал, наверное — «В окопах не бывает атеистов».
— В первый раз слышу. А какие ещё причины были у художника обратиться к Богу?
— Его чуткое восприятие красоты окружающего мира. Природа очень убедительно проповедует о своем Создателе, если человек внимателен к ней. А Александр Безумов впитывал душой нежные полутона северного края, где родился и вырос. Насыщался благолепием и не мог не задумываться о его Источнике.
— Мне тоже кажется, что Александр Безумов был верующим. Разве не свидетельствует об этом двойная радуга на картине?
— Пожалуй, ты прав, племянник. Ведь радуга — древний символ примирения человека с Богом. И она осеняет пейзаж, преображает его, наполняет особенным смыслом.
— Каким же, дядя Андрей?
— Картина Александра Безумова «Встреча Вычегды с Сысолой» похожа на притчу. С помощью художественных образов живописец делится надеждой, что даже в те годы, когда атеизм вытеснил веру во Христа, Господь не оставил человека.
Картину Александра Безумова «Встреча Вычегды с Сысолой» можно увидеть в Сыктывкаре, в Национальной галерее республики Коми.
Все выпуски программы: Краски России
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.