
— Дядя Андрей, посмотри, какая картина красивая! Река извивается серой лентой, тянется до самого горизонта. Вокруг её пологих берегов — бескрайняя ширь. Интересно, где такие места?
— Здесь, Паша, в Сыктывкаре. Буквально в паре километров от Национальной галереи республики Коми, в которой мы с тобой сейчас находимся.
— А что это за река, как она называется?
— Их тут целых две. Имена речек дали название полотну — «Встреча Вычегды с Сысолой». Сейчас на высоком берегу над слиянием водных потоков городская застройка. А в 1968 году, когда художник Александр Безумов работал над этой картиной, здесь располагалась деревня Тентюково — смотри, видишь, дома выстроились в ряд.
— А в середине избушка какая интересная, церковь напоминает.
— Это часовенка, только без креста. В годы советской власти в её здании располагался клуб. Время-то было безбожное...
— Но почему же тогда на берегу стоит высокий поклонный крест?
— Крест? Где?
— Да вот же, внизу, слева от часовни.
— Нет, это мачта корабля, племянник, с поперечной перекладиной — реей. А само судно скрывает высокий берег.
— Наверное, художник неслучайно изобразил корабельную мачту похожей на крест? Ты не знаешь, он верил в Бога?
— К сожалению, нигде не встречал информации о сокровенной внутренней жизни Александра Безумова. Но могу предположить, что у него были причины вспоминать о Христе.
— Какие?
— Семнадцатилетним юношей Александр был призван на Великую Отечественную войну. Он прошел её рядовым до Берлина, не раз оказывался в смертельной опасности. А в такие моменты люди, как правило, начинают молиться. Даже афоризм есть, слышал, наверное — «В окопах не бывает атеистов».
— В первый раз слышу. А какие ещё причины были у художника обратиться к Богу?
— Его чуткое восприятие красоты окружающего мира. Природа очень убедительно проповедует о своем Создателе, если человек внимателен к ней. А Александр Безумов впитывал душой нежные полутона северного края, где родился и вырос. Насыщался благолепием и не мог не задумываться о его Источнике.
— Мне тоже кажется, что Александр Безумов был верующим. Разве не свидетельствует об этом двойная радуга на картине?
— Пожалуй, ты прав, племянник. Ведь радуга — древний символ примирения человека с Богом. И она осеняет пейзаж, преображает его, наполняет особенным смыслом.
— Каким же, дядя Андрей?
— Картина Александра Безумова «Встреча Вычегды с Сысолой» похожа на притчу. С помощью художественных образов живописец делится надеждой, что даже в те годы, когда атеизм вытеснил веру во Христа, Господь не оставил человека.
Картину Александра Безумова «Встреча Вычегды с Сысолой» можно увидеть в Сыктывкаре, в Национальной галерее республики Коми.
Все выпуски программы: Краски России
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема