Супруга Ивана Шишкина, Ольга Лагода, училась живописи у мужа. Оба художника в своих работах воспевали величие русской природы. В картине «Девочка в траве» Ольге Лагоде-Шишкиной удалось передать полное ощущение единства природы и человека.

— Добрый день, Александр Петрович!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Рад вас видеть! Давненько вы на даче не появлялись.
— Всё работа, работа, дорогой сосед... Но и вы, согласитесь, уже год как не заезжали к нам в Третьяковскую галерею!
— Обязательно заеду. Вот только на даче много дел...
— А мой садик прилично зарос, пока меня не было — смотрите-ка трава уже выше меня, можно потеряться в зарослях...
— Вы сейчас напоминаете мне героиню пейзажей Клода Моне. Хотя... Учитывая ландшафт нашего стародачного местечка, скорее, образ с картины Левитана или Шишкина.
— Мы с вами, Александр Петрович, похожи на героев одного из шедевров Третьяковской галереи — картины Ольги Лагоды-Шишкиной, супруги Ивана Ивановича Шишкина.
— Любопытно! И что же это за работа?
— Сейчас найду её в интернете... Картина называется «Девочка в траве». Художница написала её в 1880-м году. Нашла. Вот, посмотрите, пожалуйста.
— Ах, и в самом деле похоже! Возраст героев, правда, не совпадает с нашим... Но суть верная.
— Да, согласна с Вами!
— В солнечный день на заросшей травой опушке гуляют мальчик и девочка. Они буквально затерялись в высокой-высокой траве. Зонтики белой сныти тянутся вверх, к небу, заботливо прикрывая головки детей от солнца и жары. И если бы вы мне не сказали, кто автор этой работы, я бы предположил, что это безусловно Шишкин.
— Ольга Антоновна Лагода училась у Ивана Ивановича Шишкина. Общее увлечение живописью, любовь к природе родного края сблизили двух художников. Ольга, как и её супруг, в своих работах воспевала самые, казалось бы, неприметные, заросшие, заброшенные лесные полянки. Её творческий путь был, увы, недолгим, художнице было чуть больше тридцати, когда она скончалась. Но оставила добрый след в истории -— несколько замечательных пейзажей.
— И всё-таки стиль её работы несколько иной, хотя и напоминает живопись Шишкина, насколько я могу судить.
— Вы верно подметили. В работах Ольги Лагоды более мягкие, размытые мазки, что создаёт ощущение прозрачности изображения. Обратите внимание на еловый лес на заднем плане картины. Лапы ветвей пушистые, ласковые, воздушные. Я бы сказала, в работах художницы прослеживается мягкость и душевность её характера.
— А я заметил, Маргарита Константиновна, что на картине «Девочка в траве» мы видим изображение будто бы снизу, вам не кажется?
— Какой вы внимательный, Александр Петрович! И это то, что роднит стиль художницы и её супруга. Она избирает любимый ракурс Шишкина — вплотную приближает взгляд зрителя к поверхности земли. И таким образом подчёркивает величие и непостижимость природы — творения Божьего...
— ...Частью которого является человек.
— Да, и это тоже сообщает нам автор с помощью художественных приёмов. Художница буквально вплетает детей в окружающее пространство, создавая таким образом ощущение полной гармонии и единства природы и человека.
— Той гармонии, в которой существовали до грехопадения Адам и Ева?
— Да, Александр Петрович. Как написано в Библии: «И сказал Бог: Да будет на земле человек, по образу и подобию Нашему, и пусть будет он хозяином на земле — и над рыбами, и над птицами, и над зверями. И сотворил Бог первого человека, и назвал его Адамом... И заповедал заботиться обо всём, что растёт на земле... И увидел Бог, что весьма хорошо на земле, которую Он создал...»
— Вот и мы с вами, Маргарита Константиновна, по слову Божьему, стараемся заботиться обо всём, что растёт на наших участках.
— Да, когда удаётся выбраться на дачу. Что ж пойду приводить мой садик в порядок!
— А я помогу вам, Маргарита Константиновна! Но, простите, небескорыстно. Обещайте мне, дорогая соседка, что в ближайшие дни мы с вами вместе сходим в Третьяковскую галерею. Хочется увидеть вживую пейзаж Ольги Лагоды-Шишкиной «Девочка в траве». Составите мне компанию?
— С большой радостью, Александр Петрович!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица