Супруга Ивана Шишкина, Ольга Лагода, училась живописи у мужа. Оба художника в своих работах воспевали величие русской природы. В картине «Девочка в траве» Ольге Лагоде-Шишкиной удалось передать полное ощущение единства природы и человека.

— Добрый день, Александр Петрович!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Рад вас видеть! Давненько вы на даче не появлялись.
— Всё работа, работа, дорогой сосед... Но и вы, согласитесь, уже год как не заезжали к нам в Третьяковскую галерею!
— Обязательно заеду. Вот только на даче много дел...
— А мой садик прилично зарос, пока меня не было — смотрите-ка трава уже выше меня, можно потеряться в зарослях...
— Вы сейчас напоминаете мне героиню пейзажей Клода Моне. Хотя... Учитывая ландшафт нашего стародачного местечка, скорее, образ с картины Левитана или Шишкина.
— Мы с вами, Александр Петрович, похожи на героев одного из шедевров Третьяковской галереи — картины Ольги Лагоды-Шишкиной, супруги Ивана Ивановича Шишкина.
— Любопытно! И что же это за работа?
— Сейчас найду её в интернете... Картина называется «Девочка в траве». Художница написала её в 1880-м году. Нашла. Вот, посмотрите, пожалуйста.
— Ах, и в самом деле похоже! Возраст героев, правда, не совпадает с нашим... Но суть верная.
— Да, согласна с Вами!
— В солнечный день на заросшей травой опушке гуляют мальчик и девочка. Они буквально затерялись в высокой-высокой траве. Зонтики белой сныти тянутся вверх, к небу, заботливо прикрывая головки детей от солнца и жары. И если бы вы мне не сказали, кто автор этой работы, я бы предположил, что это безусловно Шишкин.
— Ольга Антоновна Лагода училась у Ивана Ивановича Шишкина. Общее увлечение живописью, любовь к природе родного края сблизили двух художников. Ольга, как и её супруг, в своих работах воспевала самые, казалось бы, неприметные, заросшие, заброшенные лесные полянки. Её творческий путь был, увы, недолгим, художнице было чуть больше тридцати, когда она скончалась. Но оставила добрый след в истории -— несколько замечательных пейзажей.
— И всё-таки стиль её работы несколько иной, хотя и напоминает живопись Шишкина, насколько я могу судить.
— Вы верно подметили. В работах Ольги Лагоды более мягкие, размытые мазки, что создаёт ощущение прозрачности изображения. Обратите внимание на еловый лес на заднем плане картины. Лапы ветвей пушистые, ласковые, воздушные. Я бы сказала, в работах художницы прослеживается мягкость и душевность её характера.
— А я заметил, Маргарита Константиновна, что на картине «Девочка в траве» мы видим изображение будто бы снизу, вам не кажется?
— Какой вы внимательный, Александр Петрович! И это то, что роднит стиль художницы и её супруга. Она избирает любимый ракурс Шишкина — вплотную приближает взгляд зрителя к поверхности земли. И таким образом подчёркивает величие и непостижимость природы — творения Божьего...
— ...Частью которого является человек.
— Да, и это тоже сообщает нам автор с помощью художественных приёмов. Художница буквально вплетает детей в окружающее пространство, создавая таким образом ощущение полной гармонии и единства природы и человека.
— Той гармонии, в которой существовали до грехопадения Адам и Ева?
— Да, Александр Петрович. Как написано в Библии: «И сказал Бог: Да будет на земле человек, по образу и подобию Нашему, и пусть будет он хозяином на земле — и над рыбами, и над птицами, и над зверями. И сотворил Бог первого человека, и назвал его Адамом... И заповедал заботиться обо всём, что растёт на земле... И увидел Бог, что весьма хорошо на земле, которую Он создал...»
— Вот и мы с вами, Маргарита Константиновна, по слову Божьему, стараемся заботиться обо всём, что растёт на наших участках.
— Да, когда удаётся выбраться на дачу. Что ж пойду приводить мой садик в порядок!
— А я помогу вам, Маргарита Константиновна! Но, простите, небескорыстно. Обещайте мне, дорогая соседка, что в ближайшие дни мы с вами вместе сходим в Третьяковскую галерею. Хочется увидеть вживую пейзаж Ольги Лагоды-Шишкиной «Девочка в траве». Составите мне компанию?
— С большой радостью, Александр Петрович!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема