
Апостол Павел
Еф., 232 зач., V, 33 - VI, 9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что могу сделать лично я для того, чтобы мир вокруг меня стал немного лучше? Как не позволить восторжествовать злу и несправедливости? Что по этому поводу думает христианство? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Глава 6.
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Мужья — жёны, родители — дети, господа — рабы. Это три типа отношений, которые в эпоху апостола Павла имели много общего. Все они предполагали практически полное бесправие одного участника пары перед другим. С точки зрения большинства древних законодательств, жёны, дети и рабы были просто вещью. Конечно, в разной степени. Однако все они должны были беспрекословно подчиняться мужьям, родителям и господам. Очевидно, что подобные отношения очень легко превращались в отношения сверху вниз. То, что мы сейчас называем подавлением, унижением, насилием или модным словом «абьюз», в древнем обществе было весьма распространённым явлением, а порой даже считалось нормой.
В связи с этим обращает на себя внимание то, что апостол не призывает к равноправию в супружеских отношениях. Он не борется за отмену рабства. Не побуждает создавать комитеты по соблюдению прав ребёнка. Просто Павел ученик Христов. И как последователь Спасителя он предлагает духовный метод решения проблемы.
Он считает, что для её решения каждому из участников отношений необходимо следить за своей совестью перед Богом. Другими словами, он призывает всякого, кто называет себя христианином, во всех своих делах стараться исполнить волю Творца. Сопоставлять то, что я думаю, чувствую и делаю в течение дня с тем, что мне предлагает делать в Евангелии Христос. В этом случае даже если мы не ставили своей целью улучшать отношения с окружающими людьми, это произойдёт неизбежно. Ведь евангельская максима проста: чтобы наладить отношения с Богом, необходимо наладить отношения с ближним. Именно ближний — та дверь в Царство Небесное, к которой мне необходимо подобрать ключик. И ближний — это не тот, кто делает мне хорошо. Ближний — это тот, кто сегодня попал в поле моего зрения. И хороший, и плохой, и добрый, и злой, и тот, кто мне симпатичен, и тот, к кому я испытываю отвращение.
В нашу эпоху относительного равноправия этот призыв не теряет своей актуальности. Ведь я могу тиранить людей и дома, и на работе. Могу заставлять их выполнять свои прихоти. Могу не учитывать их желаний. Навязывать им свою волю. Причём не обязательно это делать агрессивно, как, например, это делает начальник-самодур или же глава семьи-деспот. Я могу делать это пассивно. При помощи слёз, заискиваний, унижений и других манипуляций, вынуждая людей делать то, что я хочу. Продавливать то, что мне кажется правильным, играя на их чувствах и слабостях. И такой вид насилия порой более разрушительный, чем прямая агрессия. Тот, кого все считают жертвой, может быть самым натуральным злыднем. Это тоже зло и несправедливость. И страшны они тем, что открываются лишь тогда, когда люди находятся уже в довольно близких отношениях, выйти из которых не так-то просто.
Вот над чем нам следует задуматься. Если будем безжалостно честны перед собой и если будем просить об этом Бога, то Он обязательно покажет, где в нас прячется этот мелкий бес. Господь откроет ситуации, в которых этот бесёнок побуждает нас привычным движением тянуть одеяло на себя. Если разберёмся с ним, можно не переживать, что не совершим в жизни каких-то социально значимых деяний. Свой план максимум мы уже выполнили. Мы смогли освободить своё сердце для благодати того Небесного Царства, о котором Христос постоянно говорит в Своём Евангелии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 июня. Об обетованиях Господа

В 16-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам».
Об обетованиях Господа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Если Бог что-то обещает, то Он обязательно исполнит, кроме тех случаев, когда Его слова побуждают к изменению нравственного состояния людей, используются как педагогический приём.
Например, пророк Иона объявил ниневитянам: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Это были слова Господа, которые передал грешникам Божий пророк. Однако покаяние жителей Ниневии изменило гнев Божий на милость.
Здесь же, во время беседы Христа с учениками, Спаситель двойным повторением слова «истинно» усиливает обещание, придавая ему абсолютное значение.
Почему Господь готов исполнить любую просьбу Своих учеников? По двум причинам. Во-первых, эта просьба будет во имя Отца, то есть она не будет носить праздный характер, а направлена на проявление Божьей заботы о людях. Просьбы учеников будут полностью согласны с волей Божественной, отображением небесной любви. Во-вторых, просьбы апостолов будут исходить от чистого сердца. Ведь мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
Поэтому Христос готов выполнить и наши любые просьбы, лишь бы они касались спасения души и исходили от чистого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июня. О почитании преподобного Давида Гареджийского

Сегодня 5 июня. День памяти преподобного Давида Гареджийского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Великие просветители грузинской земли, 13 сирийских отцов, возглавлялись преподобным Иоанном Зедазнийским.
Однако на Руси более всего известен один из его учеников, причём не самый значимый в плане церковного сана, потому что были ученики Иоанна Зедазнийского и епископы. Но тем не менее, можно сказать, главный чудотворец — преподобный Давид Гареджийский.
Человек, который жил рядом с людьми, проповедовал, старался их наставить, и только потом, когда понял, что ожесточение сердца человеческого достигает некоторых крайностей, что невозможно проповедь вести, удаляется в самую дальнюю из всех 13 ассирийских отцов пустыню. И там в не меньшей степени помогает людям.
Мы смотрим, про преподобного Давида ходит такая зачастую очень страшная легенда, что вот он якобы женщину, которая ложное обвинение возвела, что он помолился, и у неё вместо ребенка камень родился. Тут, конечно, в день его памяти надо развеять такую настоящую клевету. Тут некоторая путаница случилась. Мы знаем, что преподобный Давид ходил в Святую Землю и унёс с собой не три, а по ограничению божественному лишь один камень, но который хранил благодать всей Святой Земли.
Поэтому тоже в народном сознании один элемент жития преподобного смешался с другим, с историей о вразумлении женщины-клеветницы, и получился уже некоторый такой языческий вывод. Поэтому точно так же, дорогие друзья, помолимся преподобному Давиду не только, чтобы он помог своим чудотворным заступничеством перед Богом, но и чтобы мы, читая «Жития святых», могли отделить какое-то человеческое, наносное, легендарное от того, что действительно нас приблизит к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 мая. О творчестве Петра Клодта

Сегодня 5 июня. В этот день в 1805 году родился скульптор Пётр Клодт.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Пётр Карлович Клодт. Замечательный российский скульптор немецкого и итальянского происхождения, русский человек по духу.
Получив военное образование, несомненное призвание нашёл в рисунке, в художестве, и предметом его внимания были лошади. Поступив в Академию художеств, стал любимцем государя Николая Павловича I, который и начал делать ему заказы, и вплоть до своей кончины отличал Петра Карловича, мало-помалу возведя его в достоинство одного из первых скульпторов России.
Главным памятником творчества Петра Карловича являются фигуры спешившихся наездников, которые держат под уздцы лошадей у Аничкова моста. Вглядываясь в эти шедевры, вы понимаете, какого искусства достиг художник, соединил в своём творчестве два призвания — собственно, скульптора и литейщика.
Впрочем, не только лошади были предметом его внимания. Мраморный дворец, храм Христа Спасителя в Москве, фигура князя Владимира в Киеве — это действительно плоды классического образца, свидетельствующие о высоком уровне художественного мышления.
И сегодня, посещая Санкт-Петербург, знакомясь с шедевральными работами этого скульптора, мы чувствуем потребность и познавать, и творить самим, не в отрыве от тысячелетнего развития России под знаком веры, православия и христианских ценностей.
Все выпуски программы Актуальная тема