
Готовилась недавно к беседе о взрослении детей. И задумалась: а что же такое я разумею под этим термином: «взросление»?
Что такое для меня человек взрослый? Какими умениями он обладает? Ну понятные умения — это умение брать ответственность за свои поступки и их последствия. Но это только одно. Из множества бесед и личных размышлений вот какие я выделила навыки, умения, которыми обладает взрослый человек.
Умение воспринимать свои детские травмы, о которых мы сейчас так много говорим, не как проблему и рану, а как задачу — куда и как из этого выходить, причем простив своих родителей. Именно простивший, любящий человек обретает настоящую свободу — от детских обид, свободу развиваться, а прощение родителей дает ему еще и как сказано в Библии — помощь свыше, «долголетие на земле».
Взрослый человек умеет строить отношения — с родными, друзьями, возлюбленными, членами семьи. Он не старается «доработать» своих близких до своего идеала, и таким образом обретает еще одну свободу: не воспитывать никого «под себя», освободить это время и силы на то, чтобы заниматься собой, своей душой и своим делом.
Умение выйти из своего мира — и увидеть другого человека, с его скорбями, трудностями, болями. И это дает ему свободу — выйти из клетки своего эго, полетать над этой клеткой, увидеть себя немного сверху, и другого. Простить другому какие-то вещи, если надо. Пожалеть. Пожалеть — это вообще уникальная свобода от многих претензий к окружающим и жизни вообще.
Умение называть словами свои страхи. Это умение в природе человека, ему дано слово. Помните, как Адам в раю называл животных? Он по-настоящему видел их. Страхи же не любят, когда их видят и называют, большинство до того не любит, что при назывании может вовсе испариться. Это ли не свобода? И смежный навык: умение преображать свою тревогу в действие. Не сидеть в углу комнаты, тревожась, а начинать действовать, чтобы убрать из жизнь эту ненужность, сковывающую свободу.
Умение радоваться красоте природы. Это великий дар именно взрослого человека: если ты растешь и мудреешь, то красота закатов, восходов, лесов, морей, полей и звезд все глубже проникает в твою душу, все радостнее отзывается в сердце. Сколько радости постепенно приобретает взрослеющий человек!
Ощущение ценности времени. Взрослый человек не убивает время, не «коротает» его. Он в нем живет, прекрасно зная — что это НЕ ЕГО время. Это время ему подарено — и тем оно более ценно, что оно — дар. И что этот дар — не твой.
И еще один, самый может быть важный навык взрослого человека: это любить с жалостью. Когда Адам выбирал имя своей половинке, он назвал ее Ева. Это не моя мысль, она почерпнута из лекции любимого педагога, богослова Евгения Андреевича Авдеенко. Ева — значит мать всех живущих. А так как после ухода из рая Еве было завещано «рожать в скорби» — то в этом имени уже была жалость к Евиным будущих скорбям. И с тех пор любовь без жалости — это не любовь. Взрослый человек в понятие любви уже заложил эту жалость. Как часть любви.
Можно много еще говорить об умениях взрослого человека. Но вы заметили, какая это захватывающая дух СВОБОДА? От страхов, обид, уныния, бездействия, беспомощности. Сколько освобождается сил души — для радости, творчества, жизни. Хорошая штука — такая взрослость. Пойду расскажу это своим детям — вдруг что-то из этих свобод им еще не открыто?
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема